«Информацией не располагаем». В Офисе президента дали краткий ответ на запрос ГПУ о высказываниях Мендель

Дата:

В Офисе президента ответили на запрос Генеральной прокуратуры, которая требовала объяснить заявления пресс-секретаря президента Юлии Мендель о том, что украинские бойцы «допускают обстрелы гражданских объектов на востоке Украины». Ответ ОП имеется в распоряжении theБабеля.

«По результатам рассмотрения обращения от 3 июля 2019 года о предоставлении официальной информации сообщаем, что в Офисе президента запрашиваемая информация отсутствует», — говорится в документе. Ответ подписал заместитель руководителя Офиса президента Руслан Рябошапка.

«Бабель»

О чем речь?

За последние полтора месяца Генеральная прокуратура направила на Банковую два запроса о получении информации. Они касались заявления пресс-секретаря президента Юлии Мендель в ток-шоу «Право на владу» 6 июня на «1+1». Мендель сказала, что украинские военные на Донбассе, отвечая на провокации террористов, иногда стреляют по гражданским объектам, в результате чего гибнут мирные жители.

«Очень часто наши военные поддаются на провокации. Когда стреляют из жилого дома, школы, сада, любого места, где находятся гражданские лица. И после этого начинается обстрел этого дома. Таким образом гибнут наши люди, украинцы. Собственно, речь шла о том, чтобы не поддаваться на провокации», — сказала пресс-секретарь Зеленского.

Что заинтересовало ГПУ?

В Генпрокуратуре попросили Офис президента объяснить два вопроса: располагает ли ОП какими-либо сведениями (документальными, устными, в электронном виде), которые бы подтверждали, что ВСУ на протяжении 2014—2019 годов в зоне проведения АТО обстстреливали объекты жилой инфраструктуры (жилые дома, школы, детсады). Второй вопрос — было ли выступление Мендель в эфире «Право на владу» 6 июня публичным выступлением пресс-секретаря президента, или же она высказывала свою личную позицию.

Первый запрос Генпрокуратура направила в Офис президента 5 июля, но Банковая вернула его без рассмотрения. У Зеленского тогда заявили, что следователь сослался на неправильную статью Уголовно-процессуального кодекса, и Генпрокуратура не имела законных оснований требовать от ОП опровержения или подтверждения публичных заявлений Мендель.

В повторном запросе Луценко напомнил, что игнорирование документа — это попытка ОП уклониться от предоставления информации.

«Из вашего ответа усматривается, что ГПУ якобы не имела законных оснований для такого запроса, поскольку следователь сослался на ст. 93 (сбор доказательств) УПК Украины, тогда как должен был руководствоваться нормами ст. 159 УПК, которая регламентирует порядок получения временного доступа к вещам и документам на основе постановления следственного судьи. Но такое толкование норм УПК Офисом президента не соответствует законодательству и не дает оснований для отказа Мендель Ю. от предоставления показаний», — говорится в письме ГПУ.

  • Юлию Мендель пытались допросить дважды — военная прокуратура вызвала ее на допрос 26 или 27 июня. А в здание Администрации президента к ней приходил следователь Генеральной прокуратуры Юрий Ковальчук, чтобы поговорить как со свидетелем по делу. Мендель поговорила с ним, но после разговора отказалась подписать протокол допроса, поскольку он происходил без официального объявления.
  • Главного военного прокурора Анатолия Матиоса хотят уволить с этой должности, но пока этого сделать не удается. Об этом theБабелю сообщили источники в силовых структурах. По информации источника, Матиоса уже просили добровольно написать заявление об отставке, но он отказался.