Российские СМИ обнародовали документы, которые являются дополнительным доказательством того, что военные РФ причастны к крушению самолета рейса МН17 над Донбассом летом 2014 года. Документы, которые не являются секретными, но касаются передвижения российской военной техники в период перед крушением малайзийского боинга, опубликовало издание «Новая газета».
Речь идет об обеспечении безопасности на дорогах общего пользования при передвижении российских войск летом 2014 года. А также о выписках из приказов о постановке военнослужащих ПВО на обеспечение и выделении им сухих пайков.
Маршрут передвижения военных ПВО РФ вблизи Донбасса
В день, когда из установки ЗРК «Бук» атаковали рейс МН17, более 170 военнослужащих подразделений ПВО Российской Федерации дислоцировались вблизи границы с Донецкой областью в Ростовской области. А 15 июля, за два дня до трагедии Боинга, они получили сухие пайки на 5 суток.
Среди документов также есть телефонограмма от 22 июня 2014 года. В ней говорится о приказе начальникам Курской и Воронежской военных автомобильных инспекций организовать 23 июня сопровождение военной техники по дорогам общего пользования. Приказ был направлен руководству 56-й Курской и 47-й Воронежской ВАИ, что тоже подтверждает установленный маршрут движения — из Курска на Донбасс.
Из документа следует, что перевозка техники курской бригады ПВО должна была осуществляться силами 69-й бригады материально-технического обеспечения (в/ч 11385).
В другом документе, по данным издания, подписанном подполковником 69-й бригады Аладьиным, приводится список нескольких грузовиков с водителями, которые прибудут в Курск из Белгорода, чтобы отправиться дальше. В частности, там фигурируют КамАЗ с «черным» госномером 4267 АН и его водитель — рядовой Бутиков А. Н.
«Позже именно этот КамАЗ попадет в объективы любительской съемки при перевозке «Бука 332» в Миллерово», — отмечает автор материала.
Стоит отметить, что телефонограмма также подтверждает версию Bellingcat об участии личного состава и грузовиков 69-й бригады в перемещении техники из Курска, озвученную журналистами еще в 2017 году.
Таким образом, с 23 до 25 июня 2014 года колонна военной техники отправляется из Курска на военную базу Миллерово вблизи украинской границы. Это подтверждают кадры любительской съемки и документы самих военных. Дальнейшие события можно реконструировать по документам о питании личного состава, в частности о котловом снабжении — трехразовом горячем питании, предусмотренном как в полевых, так и в стационарных условиях.
Согласно приказу за подписью временно исполняющего обязанности командира части 32406 подполковника Демидова и временно исполняющего обязанности начальника штаба майора Горбатых, более 170 курских военнослужащих 15 июля 2014 года прибыли в Миллерово, что на границе с Украиной.
«Нижепоименованных офицеров и военнослужащих контрактной службы считать как тех, что отбыли в командировку в Миллерово для несения боевого дежурства с 15 июля 2014 года. Зачислить на котловое обеспечение с 15 июля и выдать сухой паек на 5 суток. Снять с котлового обеспечения с 15 июля», — говорится в приказе.
Интересен тот факт, что противоракетчики прибыли в Миллерово почти на три недели позже, чем их техника — они были зачислены на котловое обеспечение, тут же с него сняты, но при этом получили сухие пайки на 5 суток (выдается в случае, когда приготовление пищи невозможно).
«Судя по этим деталям, противоракетчики явно не собирались долго задерживаться с «боевым дежурством» в 30 км от границы и вместе с сухпайками будто отправились из Миллерово в другое место», — делает вывод автор статьи.
Реакция военных, чьи фамилии фигурируют в документах
Официально командование 53-й бригады не комментирует информацию о своей причастности к трагедии МН17 (как и любую другую информацию). Минобороны России несколько лет повторяет один и тот же ответ о том, что никакая военная техника не пересекала границу. Журналисты решили без посредников поговорить с бывшими и нынешними военнослужащими 53-й бригады.
Так, они узнали, что Иван Евсеенко якобы не ездил в командировку в Миллерово, а начал службу по контракту через несколько дней после трагедии МН17. Сейчас он уже уволился со службы.
«Ну, это было еще до меня. Никто не верил, что мы такое можем сделать, — у нас «КамАЗом» не умеют управлять, а тут целый зенитный комплекс. Я и сейчас не верю», — сказал он.
Действующего офицера 53-й бригады, майора Илью Байбакова журналистам найти не удалось. Именно Байбаков должен был обеспечить сухпайками военных, сопровождавших машину с «Буком».
Майор медицинской службы 53-й бригады Ирина Колесник тоже фигурирует в списке военных, которые отправились в Миллерово. Сейчас она работает в поликлинике МВД в Курске. На разговор с журналистами согласилась. Однако во время встречи Колесник хотела выяснить, откуда журналистам известно о ней и ее нынешнем месте работы. О трагических событиях июля 2014 года разговор не сложился.
«Я ничего вам сказать не могу. В отношении действий (Родины) говорить не имею права», — отметила майор в конце короткой беседы.
Катастрофа МН17
Самолет Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс MH17 из нидерландского Амстердама в малазийский Куала-Лумпур, был сбит на Донбассе 17 июля 2014 года. 24 мая международная Совместная следственная группа по расследованию катастрофы МН17 объявила, что малайзийский боинг сбил зенитно-ракетный комплекс «Бук» из 53-й бригады ПВО ВС РФ, которая базируется в российском городе Курск.
Катастрофа самолета Boeing-777 рейса MH17 унесла жизни 283 пассажиров и 15 членов экипажа, в том числе 80 детей. Больше всего среди погибших было граждан Нидерландов, Малайзии и Австралии.
По данным международной группы Bellingcat и Службы безопасности Украины, доставку комплекса «Бук» на Донбасс организовал один из тогдашних главарей группировки «ДНР» Хмурый. По данным «Новой газеты», он является российским полковником в отставке, а его настоящие имя и фамилия — Сергей Дубинский.
- Группа интернет-расследователей Distributed Denial of Secrets (DDoSecrets) обнародовала 175 Гб российских документов в коллекции под названием «Темная сторона Кремля». Значительная часть этих документов была получена благодаря информационным утечкам и хакерским изломам и касается российского присутствия на Донбассе.
- Власти Нидерландов поможет родственникам жертв малайзийского рейса MH17, сбитого в 2014 году над Донбассом, добиться в судах компенсации от виновников катастрофы.
- Родственники 55 жертв крушения самолета MH17 подали иск к России в Европейский суд по правам человека. Они считают, что именно Россия виновна в катастрофе самолета, и обвиняют ее в препятствовании расследованию инцидента.