Адвокат бизнесмена Игоря Коломойского и соратник избранного президента Владимира Зеленского Андрей Богдан дал одно интервью сразу двум изданиям — «Украинской правде» и «Новому времени». В нем он рассказал о предвыборной кампании Зеленского, отношениях с Коломойским, а также о будущих кадровых решениях в офисе нового президента. theБабель приводит главные тезисы из интервью.
О первых разговорах о президентстве Зеленского
По словам Богдана, первые разговоры о президентстве Зеленского начались примерно в конце 2014 года. Сам Богдан был одним из тех, кто убеждал артиста баллотироваться.
Сначала Богдан предлагал Зеленскому идти на выборы по мажоритарному округу в Днепропетровской области, чтобы такой опыт стал основой для президентства. Но тот отказался.
Подготовка к президентской кампании началась около года назад. По словам Богдана, первую социологию с кандидатурой Зеленского они заказали в марте 2018 года.
«Нехитрыми, абсолютно законными публикациями, речами, упоминанием имени Володи рейтинг его до декабря, можно сказать, вырос в геометрической прогрессии в течение года. Не имея никакой рекламы...», — рассказал Богдан.
О Вакарчуке
Богдан считает, что музыкант Святослав Вакарчук «потерял доверие» украинцев, поскольку не баллотировался в президенты.
«Он никому ничего не обещал, но на него все рассчитывали. Это какая-то такая душа нации. И когда он вот так в очередной раз... Он не понимает, что произошло, но он потерял доверие», — говорит он.
При этом Богдан уверен, что Вакарчук собирается «строить избирательную кампанию». Вероятно, речь идет о парламентских выборах.
О предвыборной кампании и «Слуге народа»
«Знаете, многое сыграли тизеры к «Слуге народа». Это такие чаяния народа, мы о них говорили еще весной 2018 года. Эти короткие рекламные ролики, в которых народ видел на экране то, что они говорят на кухне. Вообще, наша политическая мысль, политтехнологии все основываются на том, что политтехнологи навязывают обществу то, что они думают. Мы пошли обратным путем: мы услышали, что они говорят на кухне, и показали им то, что в их голове, а не то, что в нашей», — объясняет Богдан.
По его словам, уже в декабре 2018 года у него «не было никакого сомнения, что он выиграет президентскую гонку».
О люстрации и незаконном обогащении
Богдан критикует «Закон о люстрации», под действие которого попал из-за работы в правительстве бывшего премьера Николая Азарова. Он считает закон «антиконституционным», но говорит, что оспаривать решение о своей люстрации не собирается.
«Да, действительно, я люстрированный, но я не вижу в этом ничего плохого. Мне не за что стыдиться. В Кабмине было 7 правительственных уполномоченных — по вопросам инвалидов, по СНГ, по вопросам взаимодействия с Россией, по правам человека... Но внесли только одного меня, и этот закон в какой-то довольно значительной части был прописан под меня одного», — говорит Богдан.
На вопрос о том, пересмотрят ли закон о люстрации при президентстве Зеленского, Богдан не дал однозначного ответа.
Отмену статьи о незаконном обогащении Конституционным судом Богдан считает неправильной. По его словам, об этом у Зеленского спрашивала посол США Мари Йованович.
Сам Богдан ездил в Конституционный суд, чтобы «понять, как выходить из ситуации».
«Поскольку надо принимать новый закон, то надо понимать, в чем принципиальность позиции Конституционного суда, какая новая норма будет приемлема и для международных партнеров, и для Конституционного суда, и для парламента, и для следственных органов», — сказал он.
О национализации ПриватБанка
Богдан, который также является адвокатом бизнесмена Игоря Коломойского, не скрывает, что ведет его дела по ПриватБанку.
«С точки зрения юриспруденции эта схема национализации была совершена с большими нарушениями закона. Для меня лично не понятно, почему, имея абсолютно легальную юридическую ситуацию, схему, ее не использовали, а использовали схему, которая точно не имеет ничего общего с законодательством Украины», — считает он.
О Коломойском
По словам Богдана, Коломойский никогда не верил в победу Зеленского.
«Он никогда к этому серьезно не относился. Мои разговоры с ним сводились к тому, что он как человек старшего поколения всегда считал политику и политологию такой академической наукой, в которую нельзя играть, если у тебя нет статуса академика. Где-то, возможно, в октябре, скорее в ноябре он, видимо, поверил, что это может быть стартовой площадкой для парламентских выборов. Но в победу он, по-моему, не верил никогда. В победу Владимира Зеленского», — говорит Богдан.
По его словам, Зеленский и Коломойский имеют «совершенно разные взгляды на те или иные моменты законодательства, общественной жизни, построения государства». Коломойский собирается вернуться в Украину, но с датой еще не определился, говорит адвокат.
О ключевых должностях и своих задачах
Богдан утверждает, что пока нет никаких договоренностей о том, кто займет ключевые должности.
«Думаю, в его [Зеленского] голове уже есть какая-то структура. Он много общается с людьми, мы с ним много общаемся. Одни люди нам нравятся, другие — нет. Другие нравятся, но потом в них разочаровываешься. Других ты воспринимаешь как врагов, а потом они становятся твоими друзьями. Обычный кадровый процесс. На много кадровых вопросов у него, я уверен, пока нет решений», — говорит соратник избранного президента.
Сам он планирует «синхронизировать молодых людей с действующим законодательством, так как сами они не смогут». Богдан предполагает, что значительная часть новых лиц со временем испортится.
«Вы должны понимать, что 50% новых, которые придут, станут старыми. Они начнут брать взятки, решать какие-то вопросы. Со временем это неизбежно. Оно всегда так будет. И эту молодую кровь потом опять надо будет менять», — считает он.
Богдан «не сможет отказать», если Зеленский предложит стать главой Администрации президента. Но такого предложения, по его словам, он не получал.