Президенту Зеленскому, возможно, придется выбирать: санкции для Беларуси или «Большое строительство». Почему? Украина покупает у Беларуси битум
- Авторы:
- Oksana Kovalenko, Евгений Спирин
- Дата:
Каролина Ускакович / «Бабель»
В конце прошлой недели самопровозглашенный президент Беларуси Александр Лукашенко посадил в Минске самолет авиакомпании Ryanair, который следовал по маршруту Афины — Вильнюс. После посадки спецслужбы Беларуси задержали бывшего главного редактора беларусского оппозиционного Telegram-канала NEXTA Live Романа Протасевича. Европейские страны осудили режим Лукашенко и потребовали освободить Протасевича. Некоторые страны запретили своим самолетам летать над Беларусью и предложили ввести против нее санкции. Украина тоже отказалась от авиасообщения с Беларусью и от ее электроэнергии. Но ради президентской программы «Большое строительство» Украина продолжает покупать беларусский битум. По информации издания «Схемы», после того как стартовала эта программа, импорт битума вырос на 85 процентов — это рекордный показатель за всю историю независимой Украины. Его покупают в основном у трех предприятий, два из которых — государственные, а одно контролирует близкий к Александр Лукашенко олигарх Николай Воробей. Корреспондент «Бабеля» Оксана Коваленко разбиралась, может ли Украина перестать спонсировать режим Лукашенко и отказаться от беларусского битума, — вместе с бывшей госуполномоченной Антимонопольного комитета Агией Загребельской, директором «Консалтинговой группы А-95» Сергеем Куюном и координатором национальной программы «Большое строительство» Юрием Голиком.
Программа «Большое строительство» стартовала в 2020 году. Одно из ее главных направдений — строительство дорог. За прошлый год по этой программе построили и отремонтировали более четырех тысяч километров дорог госзначения и около двух с половиной тысяч километров — местного. В основном дороги строят из асфальтобетона. Одна из его составляющих — битум, продукт переработки нефти.
Как рассказал «Бабелю» куратор программы «Большое строительство» Юрий Голик, это работает так: в рамках программы Службы автомобильных дорог тендер на ремонт дороги размещают на платформе ProZorro. Компания-победитель получает заказ на необходимые для укладки асфальта материалы, в том числе на битум.
Больше всего битума украинским компаниям поставляет Беларусь. В 2020 году — около 540 тысяч тонн. На втором месте Кременчугский нефтеперерабатывающий завод — он поставил около 335 тысяч тонн. На третьем месте Польша — 125 тысяч тонн. Еще 150 тонн в Украину привезли танкерами по морю из Греции, Турции, Испании и Италии.
По данным директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна, в целом тенденция идет к уменьшению закупок у Беларуси. Если в 2018 году покупали 56 процентов битума, то сейчас это 49 процентов от необходимого Украине объема.
Есть три главных поставщика битума из Беларуси.
Первый — это Мозырский НПЗ. Почти 42,76 процента его акций принадлежит государству, 42,58 — российскому ОАО «Славнефть». Завод расположен недалеко от границы с Украиной и переориентировал свое производство, чтобы делать битум для нее.
Второй ― Нефтебитумный завод. На него приходится около 10 процентов поставок битума из Беларуси. С начала «Большого строительства» завод вдвое увеличил объем поставок. Его контролирует близкий к Лукашенко олигарх Николай Воробей. Издание «Схемы» со ссылкой на источники писало, что этот завод хотели внести в санкционный список, но этого так и не случилось. Журналисты описали, как Воробей сотрудничает с депутатами ОПзЖ Виктором Медведчуком и Тарасом Козаком, а последние иногда используют его самолет. Медведчук утверждает, что они дружат, но совместного бизнеса у них нет.
Третий — завод «Нафтан». Это Новополоцкий нафтеперерабатывающий завод, 99,83 процента акций принадлежит государству, остальные — сотрудникам предприятия. В 2006 году «Нафтан» попал под американские санкции «за подрыв демократического процесса». В октябре 2015-го санкции частично сняли. Но с 3 июня 2021 года США их возобновляют. В Украину его продукцию поставляет «Беларусская нефтяная компания».
Можно ли поменять поставщиков?
По словам Голика, в этом году Украине понадобится еще больше битума ― до 1,8 миллиона тонн. Этот объем хотят увеличить за счет морских поставок — до 400—500 тысяч тонн (в 2020 году было 150 тысяч тонн). Но прогнозировать, где именно предприятия-победители тендеров будут закупать битум, сложно. «Если вы посмотрите на 2020 год и планы на 2021-й, то увидите, что доля беларусского битума падает. И этот процесс будет продолжаться в дальнейшем. Это рынок, он ищет новые каналы поставок, развивается», — считает Голик.
По мнению директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна, привезти такой объем битума, как поставляет Украине Беларусь, неоткуда. Можно частично перекрыть его морскими поставками, но не полностью. Куюн в комментарии «Бабелю» предположил, что если запретят покупать битум в Беларуси, бизнес может начать закупать его в России. Еще можно увеличить собственную переработку — в Украине это делает предприятие «Укртатнафта», но оно не может обеспечить весь необходимый объем. Еще один вариант, по мнению Куюна, — строить меньше асфальтобетонных дорог, а деньги направить на цементные, тогда битум не понадобится.
Бывшая госупополномоченная Антимонопольного комитета и основательница «Лиги антитраста» Агия Загребельская отмечает, что цементные дороги значительно дороже и в таком случае придется столкнуться с монополией на рынке цемента. Если спрос на цемент увеличится, то и его цена вырастет. «И это все ляжет на плечи государственного бюджета», — говорит Загребельская.
Мы не торгуем с Беларусью, поэтому нам очень нужен ваш донат! Поддержите «Бабель».