132 года назад вышел первый номер National Geographic без единого фото, теперь издание — эталон высококачественных и уникальных снимков. Вспоминаем историю журнала в его обложках
- Авторы:
- Serhii Pyvovarov, Евгений Спирин
- Дата:
Снежана Хромец / Артем Марков / «Бабель»
Осенью 1888 года Национальное географическое общество США выпустило первый номер своего журнала National Geographic. Это было научное издание для узкого круга специалистов с минимумом иллюстраций. Первые фотографии появились в нем почти случайно лишь в 1905 году, а обложка еще более полувека оставалась текстовой. Сегодня это самое известное научно-популярное изданием в мире, а его визитная карточка — высококачественные и уникальные снимки из разных уголков мира. Журнал выходит миллионными тиражами на почти 40 языках, в 2013—2015 годах он печатался и на украинском. «Бабель» коротко вспоминает историю журнала National Geographic и публикует его обложки разных лет.
Первый номер журнала National Geographic полностью оправдывал главную цель его создателей — «расширение и распространение географических знаний». В нем было шесть научных статей и ни одной фотографии. По стилю это был научный журнал, ориентированный на небольшой круг профессиональных читателей. Журнал выходил нерегулярно, и только в 1896 году стал ежемесячником.
На протяжении почти 20 лет журнал оставался научным изданием с минимумом иллюстраций. Первые фотографии в нем появились почти случайно. В 1905 году 23-летний редактор Гилберт Гросвенор на свой страх и риск решил опубликовать фоторепортаж из Тибета. А первые иллюстрации на обложках появились только в 1959-м. В последующие годы на обложках стали появляться сначала небольшие фото, а затем издатели пришли к такой концепции — снимок на всю страницу для центральной статьи месяца.
Высококачественные и уникальные иллюстрации стали визитной карточкой National Geographic. У журнала появился собственный штат фотографов — для них покупали самое передовое оборудование. Именно в нем впервые были опубликованы цветные снимки. Сегодня National Geographic может себе позволить потратить несколько десятков тысяч долларов на подготовку одного материала.
National Geographic стал самым известным научно-популярным периодическим изданием в мире. В нем выходят материалы по этнографии, географии, биологии, истории и культурологии. Иногда целый номер может быть посвящен отдельной стране, цивилизации прошлого, природным ресурсам, будущее которых находится под угрозой, или другой теме.
На протяжении всей своей истории журналу National Geographic удавалось оставаться вне политики. В годы Холодной войны он равно писал об этнографии и географии стран, расположенных за «железным занавесом», о коммунистическом Китае. Космическая гонка подавалась, в первую очередь, как демонстрация научных достижений человечества.
Самой знаменитой обложкой за всю историю National Geographic стал портрет 12-летней афганской девочки в июньском номере 1985 года. Его сделал фотограф Стив Маккарри в одном из лагерей для беженцев, собирая материал о войне в Афганистане. Фото этой девочки стало символом афганского конфликта и проблемы беженцев по всему миру. Девочку звали Шарбат Гула, но узнать об этом удалось только через 17 лет.
Современный слоган National Geographic — «вдохновлять людей на заботу о планете». В последние десятилетия журнал много внимания уделяет вопросам экологии и глобального потепления. А основатели издания, Национальное географическое общество, тратят значительную часть прибыли от журнала на финансирование научных исследований и проектов.
Сегодня National Geographic остается одним из лидеров рынка печатной прессы, выходя почти на 40 языках миллионными тиражами по всему миру. С апреля 2013 по январь 2015 года журнал выходил и на украинском языке.