Тексты

Все опасаются вторжения Китая на Тайвань. Он может захватить его за считанные дни, и США не помешают — вот как это объясняют военные эксперты

Авторы:
Serhii Pyvovarov, Gleb Gusev
Дата:

Алина Сафоненко / Артем Марков / «Бабель»

Островное государство Тайвань, которое Китай считает своей провинцией — главный претендент на то, чтобы стать новой горячей точкой. Если еще несколько лет назад военные аналитики сходились на том, что попытка военного вторжения Китая провалится, то сейчас они пишут ровно обратное. Китай давно превосходит Тайвань по военной мощи, а сейчас готов противостоять его главному союзнику — США. Если лидер КНР Си Цзиньпин решится на вторжение (это будет самое масштабное морское вторжение в истории человечества), чтобы поднять свой престиж внутри страны, то тайваньская армия продержится всего несколько дней. Обозреватель «Бабеля» Сергей Пивоваров изучил материалы военных экспертов, отчеты аналитических центров — и кратко пересказывает их выводы. (Бонус: история конфликта Китая и Тайваня.)

Тренировка военной полиции Тайваня, 6 января 1985 года.

Christopher Pillitz / Contributor / Getty Images

КНР и Тайвань уже больше 70 лет спорят, кто из них «настоящий Китай»

Тайвань — это большой остров, отделенный от материкового Китая проливом. Де-факто это отдельное демократическое государство со своим правительством, Конституцией, армией и сильной экономикой; де-юре — одна из провинций авторитарной Китайской Народной Республики. Все началось в 1949 году, когда после поражения в гражданской войне от коммунистов Мао Цзедуна около двух миллионов сторонников Китайской Республики во главе с правящей националистической партией Гоминьдан бежали на Тайвань.

С тех пор КР на Тайване считает себя единственным законным представителем китайской нации, а материк — временно подконтрольным мятежникам. У коммунистической КНР обратная риторика. Они называют остров своей провинцией, а КР — сепаратистами. До 1971 года Тайвань был международно признанным представителем Китая в ООН. Затем большинство стран стали налаживать связи с Пекином, признали его юрисдикцию над Тайванем и прекратили официальные контакты с Китайской Республикой. Сейчас Тайвань поддерживает дипломатические отношения всего с 15 странами, среди которых Маршалловы острова, Тувалу, Белиз, Никарагуа, а из европейских — только Ватикан.

Американский президент Дуайт Эйзенхауэр во время визита на Тайвань, 18 июня 1960 года.

Wikimedia

За 71 год отношения между КНР и Тайванем то обострялись, то теплели. Коммунисты даже предлагали формулу «одна страна, две системы», но Тайвань отказался. Новое напряжение случилось в 2016 году, когда к власти в Китайской Республике пришла Демократическая прогрессивная партия во главе с женщиной-президентом Цай Инвень. Они рассматривают вариант о том, чтобы официально провозгласить независимость Тайваня.

В 2017-м председатель компартии Си Цзиньпин объявил, что к 2049 году, к 100-летию основания КНР, Китай достигнет «великого обновления китайской нации». А поскольку «Тайвань является неотъемлемой частью национального возрождения», то его присоединят если не мирным, то военным путем.

США — самый важный неофициальный союзник Тайваня

Официально Белый дом прекратил дипломатические контакты с Тайванем еще в 1979 году. Однако тогда же американский Конгресс принял «Закон об отношениях с Тайванем», согласно которому США могли поставлять оборонительные вооружения и выступали гарантом безопасности острова.

Ключевая роль США наиболее ярко проявилась в 1996 году, когда Китай устроил провокационные ракетные испытания перед президентскими выборами на Тайване. В ответ тогдашний президент США Билл Клинтон отправил военный флот в Тайваньский пролив.

А вот нынешний президент США Дональд Трамп только подлил масла в огонь на фоне нарастающего напряжения между КНР и Тайванем. Он стал первым с 1979 года американским лидером, который напрямую поговорил с тайваньским президентом. В начале 2018 года он подписал закон, который впервые позволил официальным лицам США на любом уровне правительства встречаться со своими тайваньскими коллегами. При Трампе выросли продажи американского оружия Тайваню, включая истребители F-16. Дошло до того, что Минобороны США в своих отчетах стало называть Тайвань страной.

Женщина на Тайване позирует перед картонными фигурами кандидатов в президенты Хиллари Клинтон (слева) и Дональда Трампа (справа) перед началом прямой трансляции результатов президентских выборов в США, 9 ноября 2016 года.

Billy H.C. Kwok / Stringer / Getty Images

Китай десятилетиями наращивал и модернизировал армию, и теперь может тягаться даже с США

С 1990-х Китай постоянно развивает свою армию технически и тактически. Особенно заметно это стало в последнее десятилетие, когда у китайцев появились новейшие авианосцы и десантные корабли, истребители и бомбардировщики, ракеты и беспилотники. Китайский военный бюджет составляет более 170 миллиардов долларов. Он самый большой в Азии и в 15 раз больше тайваньского. Причем Народно-освободительная армия Китая (НОАК) растет как в количественном, так и в качественном плане, осваивая и развивая передовые технологии.

«Бабель»

Иэн Истон, эксперт по НОАК и научный сотрудник Института Project 2049, в своей книге «Китайская угроза вторжения: оборона Тайваня и американская стратегия в Азии» так описывает возможный сценарий захвата Тайваня:

Также у Китая есть план на случай военного вмешательства США. Согласно отчету американского аналитического центра CNAS, в подготовке к возможному конфликту с США Китай делает ставку на превентивный удар баллистическими ракетами малой и средней дальности по американским военным базам в Азии. В новейших разработках таких ракет упор делается на скорость, точность и максимальную разрушительную силу. Потенциальные цели таких ударов: командные центры, узлы связи, радиолокационные станции, укрепленные объекты ВВС и ВМФ, топливные склады, центры электроснабжения и ударные группы авианосцев. По данным спутниковых снимков, на протяжении 2010-х Китай строит на своих полигонах точные копии американских военных объектов и тренируется поражать их ракетами.

Спутниковые снимки из отчета CNAS о китайской ракетной угрозе, на которых видно, что китайцы создают точные копии военных объектов американских баз и тренируются поражать их.

Вторжение может случиться в ближайшие годы, если не месяцы, и тайваньская армия не сможет ему противостоять

Когда Иэн Истон в 2017 году описывал возможный сценарий вторжения на Тайвань, он предполагал, что Китай на это не решится примерно ближайшие лет десять. Теперь он, как и многие военные аналитики, изменил свое мнение.

За последние два года Китай сосредоточил силы вокруг Тайваня. Его военные истребители впервые за 30 лет пролетели над островом. «Мы можем спорить, будет вторжение в 2020-м или 2022 году, но мы точно уверены, что оно не будет откладываться до 2049 года», — говорит Энох Ву, бывший офицер спецназа тайваньской армии и экс-консультант комитета по оборонной политике Тайваня.

Мем о службе в тайваньской армии

Сделан в стиле «Ожидание — реальность».

Журналист и военный эксперт Таннер Грир, который долгое время жил на Тайване, еще в 2018 году был уверен, что китайское вторжение провалится. Теперь же он сильно сомневается, что тайваньская армия сможет оказать даже минимальное сопротивление. Тайвань десятилетиями жил в максимальной готовности к вторжению и укреплял свою оборону. Теперь же служба в армии и военные учения стали формальностью. Офицеры отдают приказы через WhatsApp, призывники больше занимаются хозяйственными работами и разучивают армейские песни, солдатам банально не хватает даже патронов, а резервисты совершенно не готовы к партизанской войне в условиях оккупации.

У тайваньского министра обороны каждый год спрашивают: «Сколько мы сможем продержаться в войне с Китаем?» И ответ неизменен — «две недели», с расчетом, что за это время подоспеет помощь США. Но Грир уверен, что сейчас Китаю потребуется гораздо меньше времени. С ним согласны и. о. директора ЦРУ времен Обамы Майкл Морелл и отставной адмирал Джеймс Виннефельд. Они считают, что Китай сможет полностью захватить Тайвань всего за три дня.

Также аналитики выделяют несколько факторов, которые могут подстегнуть китайского лидера Си Цзиньпина начать вторжение. Среди основных: экономическая нестабильность из-за пандемии коронавируса и политическая неопределенность в США из-за президентских выборов осенью 2020 года. Поэтому он вполне может пойти по стопам Владимира Путина, который вторгся в украинский Крым, чтобы поднять свой престиж внутри страны, даже несмотря на международное осуждение и санкции.

SOPA Images / Contributor

Alberto Buzzola / Contributor / Getty Images