Диктатор Энвер Ходжа правил Албанией 40 лет. Он запрещал джинсы и автомобили, расстреливал конкурентов по партии, построил миллион бункеров — но его так и не свергли
- Авторы:
- Serhii Pyvovarov, Gleb Gusev
- Дата:
Bettmann / Contributor / Getty Images
По окончании Второй мировой войны к власти в Албании пришел коммунист Энвер Ходжа. Он сразу же установил жесткую диктатуру по образцу своего кумира Сталина, расстреливая не только оппонентов, но и конкурентов по партии. Албания жила за счет кредитов от соцстран, которые Ходжа попросту не возвращал. В 1970-х он объявил, что страна окружена врагами, и построил в Албании около миллиона бункеров и дотов. Страна оказалась на грани дефолта, люди жили впроголодь, а партийное руководство — в отдельном районе под охраной. В Албании Ходже ставили памятники, в честь него называли улицы, школы и даже горы. Он умер в 1985 году, его режим свергли только в начале 1990-х, и некоторые из старшего поколения албанцев до сих пор считают, что «при Ходже был порядок». Пока в Беларуси диктатор Александр Лукашенко 26-й год удерживает власть, обозреватель «Бабеля» Сергей Пивоваров вспоминает историю правления Энвера Ходжи.
В апреле 1938 года у молодого албанского коммуниста Энвера Ходжи случилось самое важное событие в его жизни: он попал в СССР и встретился с Иосифом Сталиным. Советский вождь восхитил Ходжу, став его кумиром и образцом для подражания на всю оставшуюся жизнь.
В следующем году началась Вторая мировая война, Албанию оккупировали итальянские фашистские войска Муссолини. Ходжа вернулся на родину, возглавил подполье и собрал единомышленников, с которыми в 1941 году создал компартию Албании.
Постепенно подпольщики перешли от диверсий к полномасштабным боевым действиям. А Ходжа оказался не только военным руководителем, но и умелым пропагандистом. Дошло до того, что в сентябре 1943 года большая часть 9-й итальянской армии вместе с ее командующим перешла на сторону партизан. В октябре 1944-го Албания, единственная в Европе, освободилась от оккупации без помощи войск антигитлеровской коалиции.
Ходжа, ставший национальным героем, тут же принялся строить в Албании социализм по сталинскому образцу. Подражая своему кумиру, Ходжа установил жесткую диктатуру и единолично правил в стране до самой смерти в 1985 году. Режим продержался еще пять лет, а от последствий правления Энвера Ходжи экономика Албании не может оправиться до сих пор.
Энвер Ходжа родился в семье мелкого торговца. Его родственники были активными участниками движения за независимость Албании от Османской империи, а затем критиковали правительства, которые приходили к власти, когда страна обрела самостоятельность. Ходжа успешно закончил начальную школу, лицей и получил государственную стипендию на обучение в университете во Франции, но так его и не закончил. Он настолько увлекся трудами Маркса, Энгельса, Ленина и особенно Сталина, что вступил и во французскую, и в бельгийскую компартию.
В 1936 году Ходжа вернулся домой. Официально он работал учителем французского языка, но на деле собирал костяк для будущей компартии Албании. Через два года сбылась его мечта — он встретился со Сталиным и поклялся создать албанский аналог большевистской партии. Это обещание он впоследствии сдержал.
После Второй мировой Ходжа стал премьером, главой МИДа, верховным главнокомандующим и принялся строить социализм в Албании ускоренными темпами. Он начал коллективизацию, индустриализацию и «культурное перевоспитание народа». Поначалу все шло неплохо. Сталин всячески поддерживал «молодого товарища». Уже в августе 1945-го в Албанию отправились корабли с продовольствием, оборудованием и техникой. На восстановление хозяйства прибыли сотни советских инженеров, геологов, врачей, учителей. Советский Союз за свой счет перевооружил албанскую армию и выдал несколько кредитов на льготных условиях.
977 миллионов рублейсумма кредитов, предоставленных Албании странами соцлагеря к 1956 году.
Под руководством сотрудников НКВД создавалась и албанская тайная полиция «Сигурими». Ее агенты довольно быстро превзошли своих наставников. За годы правления Ходжи под аресты, допросы, депортацию, принудительные работы, полицейский надзор и другие репрессии попало больше трети населения.
После смерти Сталина Ходжа рассорился с новым советским лидером Никитой Хрущевым. В 1961 году Албания разорвала дипломатические отношения с СССР и отказалась выплачивать кредиты. Подобную тактику Ходжа практиковал постоянно — сначала выпрашивал кредиты у дружественных правительств, затем ссорился с ними и отказывался возвращать деньги.
Иногда обоснования отказа нам в кредитах [со стороны СССР после смерти Сталина] доходили до абсурда и крайней наглости: коллективизация у вас идет медленно, финансов у вас нет, вы совершенно не умеете торговать.
К середине 1970-х Ходжа поддерживал отношения только с китайским лидером Мао Цзедуном, который стал его новым спонсором, и румынским диктатором Николае Чаушеску. После смерти Мао в 1976 году Албания разорвала отношения и с Китаем, а на кредиты от Румынии, которая сама погрязла в долгах, рассчитывать не приходилось.
Тогда Ходжа объявил, что страна «окружена врагами» и поэтому переходит на самообеспечение. Албанцам запретили иметь машину, дачу, слушать рок-музыку, джаз, носить джинсы, пользоваться «вражеской» косметикой. За песни Beatles на одном из музыкальных фестивалей в тюрьму угодил министр образования и культуры. В это время страна уже балансировала на грани дефолта.
Нормы снабжения рабочих низкие, крестьяне живут в почти первобытных условиях, служащий на свою месячную зарплату может прожить только неделю. Руководящие работники партии и правительства в Тиране живут в отдельном районе, охраняемом полицией, в прекрасных особняках.
Под предлогом защиты от вторжения Ходжа затеял масштабное строительство бункеров и военных дотов. На работы сгоняли все население. Лидер страны требовал строить их везде: в горах, на побережье, в городах и селах. Их количество, по разным данным, от 700 тысяч до миллиона. Личный бункер Ходжи сегодня переоборудован под музей, некоторые — под кафе или склады. Но еще сотни тысяч разбросаны по всей стране.
В условиях внешней изоляции и жесткого госконтроля одним из немногих «развлечений» для албанцев остались громкие политические процессы. Ходжа, по образцу своего кумира Сталина, репрессировал не только оппонентов, но и устраивал чистки в верхушке партии и армии, избавляясь таким образом от конкурентов. Тайная полиция «раскрывала заговоры» вплоть до самой смерти диктатора. Началась борьба с религией: мечети, православные соборы и монастыри разрушали, а священников расстреливали.
При этом в Албании продолжали развиваться два культа личности — Сталина и самого Ходжи. Им ставили памятники, в их честь называли города, предприятия, улицы, школы, университеты и даже горы.
Энвер Ходжа умер 11 апреля 1985 года от кровоизлияния в мозг. Траур в Албании длился 9 дней, а режим Ходжи просуществовал еще пять лет. В 1990-е к власти пришли демократы, которые первым делом запретили компартию и начали сносить памятники диктатору. А вот экономику не удалось восстановить до сих пор. Сейчас Албания остается одной из беднейших стран Европы. Но старшее поколение все еще вспоминает, как «при Ходже был порядок».