Нового замглавы Офиса президента Олега Татарова защищает Зеленский и критикуют активисты Майдана. О чем молчат обе стороны — рассказываем в большом профайле «Бабеля»
- Авторы:
- Oksana Kovalenko, Maria Zhartovska, Катерина Коберник
- Дата:
Karolina Uskakovych / «Бабель»
В начале августа президент Владимир Зеленский назначил заместителем главы Офиса президента (ОП) адвоката Олега Татарова — он планирует курировать реформу правоохранительной системы, бороться с коррупцией и защищать права человека. Это назначение раскритиковали правозащитники, бывшие активисты Майдана, многие адвокаты и политики. Они напомнили власти, что во время Революции достоинства Татаров работал в МВД под руководством Виталия Захарченко и оправдывал силовиков, когда те избивали и пытали протестующих. Татаров также был адвокатом нардепа от «Оппозиционного блока» Вадима Новинского и защищал бывшего замглавы Администрации президента Виктора Януковича Андрея Портнова — он называет Майдан государственным переворотом, а его участников — преступниками. Корреспонденты «Бабеля» Маша Жартовская и Оксана Коваленко пообщались с бывшими коллегами, бизнес-партнерами и критиками Татарова, и рассказывают, как влиятельный силовик времен Януковича стал членом команды президента Зеленского.
Образование, работа в МВД
Олегу Татарову 37 лет. Он родом из небольшого городка Новоукраинка в Кировоградской области. С детства занимается тайским боксом и возглавляет Киевскую федерацию этого вида спорта.
В 2003 году закончил Харьковский национальный университет внутренних дел. В 2005 году он получил диплом магистра в Национальной академии внутренних дел в Киеве. В 2010 году окончил Национальный университет имени Тараса Шевченко по специальности учет и аудит. С обоих вузов он выпустился с отличием. До 2010 года Татаров работал в Национальной академии внутренних дел, где и защитил кандидатскую диссертацию.
В 2010-м, в 28 лет, Татаров пришел в Главное следственное управление (ГСУ) милиции следователем контрольно-методического управления. В то время начальником ГСУ и одновременно замглавы МВД был Василий Фаринник. Он вспоминает, что Татарова ему рекомендовал кто-то из руководства Национальной академии внутренних дел как исключительно талантливого специалиста.
«Меньше чем через год после прихода [Татарова в ГСУ] я рекомендовал назначить его замначальника ГСУ — он талантлив и трудоспособен», — рассказывает Фаринник «Бабелю». Татаров во многом ему помогал: готовил законопроекты, работал с депутатами профильных комитетов парламента, собирал аналитику.
Бывший сотрудник Главного следственного управления, пожелавший остаться анонимным, вспоминает, что назначение Татарова замглавы управления многих удивило. Во-первых, он был ученым, теоретиком без реального опыта работы. Во-вторых, в то время важные должности чаще отдавали выходцам из Донецка — Татаров и тут не подходил.
В 2010 году тогдашний глава МВД Анатолий Могилев создал рабочую группу для разработки нового проекта Уголовно-процессуального кодекса. Фаринник вспоминает, что «самой рабочей лошадкой» группы был Татаров. В 2011-м этой темой занялась новая команда — ее создал тогдашний президент Виктор Янукович, а возглавил замглавы его Администрации Андрей Портнов. Новый Уголовно-процессуальный кодекс парламент принял в апреле 2012 года, Фаринник говорит, что примерно треть документа — наработки группы, куда входил Татаров.
В марте 2013 года Фаринник уволился из МВД. По его словам, не сработался с «новым руководством министерства». Татаров остался на своей должности.
Майдан и суд с Арсеном Аваковым
В 2013—2014 годах Татаров стал одним из главных спикеров МВД по теме Майдана. В телеэфирах и политических ток-шоу он оправдывал политику власти и силовиков, которые избивали и пытали протестующих. Вот несколько примеров.
- В ночь на 11 декабря 2013 года силовики с применением насилия попробовали разогнать протестующих в центре Киева и сломать их баррикады. Через несколько дней Татаров в эфире одного из политических ток-шоу заявил, что силовики просто помогали расчистить территорию для свободного проезда транспорта и силу к протестующим не применяли.
- В ночь на 23 января 2014 года бойцы «Беркута» из засады напали на участников Автомайдана в киевском Крепостном переулке и на улице Щорса. Активистов сильно избили и увезли в неизвестном направлении. Позже на брифинге Татаров утверждал, что все было иначе: «Группа лиц на авто преследовала четыре автобуса «Беркута», они перекрыли движение, битами били автобусы и стекла, пытались избить сотрудников милиции».
- 19 февраля 2014 года, когда в Киеве в столкновениях с силовиками уже погибли десятки людей, Татаров утверждал, что милиция не использует огнестрельное оружие против протестующих: «У некоторых из погибших есть ранения в затылочную часть головы, что дает возможность утверждать, что выстрелы делали где-то рядом люди, которые были среди митингующих».
Фаринник говорит, что обвинять его бывшего подчиненного на основе этих заявлений в преступлениях против Майдана нельзя — Татаров делал их не как спикер власти, а как специалист, на основе доступной информации. «Комментировать события — не значит выносить обвинительный или оправдательный приговор. Если там были ошибки, это не значит, что Олег Юрьевич занимал какую-то не ту позицию», — говорит Фаринник, и тем, кто обвиняет Татарова во лжи, предлагает подавать иски в суды. «Бабель» пытался связаться с Татаровым или получить письменные ответы на вопросы, но к моменту выхода материала сделать этого не удалось.
В феврале 2014 года в Украине сменилась власть — Виталий Захарченко и Виктор Янукович бежали в Россию, а МВД возглавил Арсен Аваков. В апреле 2014 года он уволил Татарова, якобы, на основании его рапорта об отставке. Но осенью 2015-го Татаров передумал и обратился в Окружной административный суд Киева (ОАСК) с двумя одинаковыми исками. Он требовал отменить его увольнение и выплатить 12 тысяч премии за время, когда он не работал в МВД. Иски распределили на двух разных судей, Татаров предпочел судью Игоря Кучура, а второй иск отозвал. Судья все требования бывшего милиционера удовлетворил, в том числе потому, что МВД не предоставило рапорт об увольнении Татарова.
Собеседник «Бабеля» в близком окружении Авакова говорит, что когда в 2014-м министр увольнял Татарова, то отмечал его «адекватность и пригодность к работе». Что касается пресс-конференций по Майдану, по словам источника, Татарова тогда просто подставили.
Бывший глава следственного управления Генпрокуратуры Сергей Горбатюк роль Татарова в событиях 2013—2014 годов оценивает иначе. Он рассказывает, что в ходе расследований дел Майдана силовика допрашивали как свидетеля. «До подозрения [Татарову] дело не дошло — формально никаких незаконных документов он не подписывал», — говорит Горбатюк. Но спустя время многих подозреваемых — следователей, прокуроров — под свою опеку брали адвокатские компании, в том числе «Креденс» — адвокатское объединение Василия Фаринника, где Татаров был партнером. Горбатюк считает, что адвокаты убеждали клиентов не давать показания и не помогать следствию. Также Горбатюк убежден, что Татарова как замначальника ГСУ нужно было привлечь к дисциплинарной ответственности: он и его подчиненные не расследовали дела против коллег, которые фальсифицировали обвинения против участников Майдана.
Попытка вернуться во власть, юридическая практика и работа с Портновым
В сентябре 2014-го Татаров едва не вернулся во власть. Глава Херсонской облгосадминистрации Андрей Путилов попросил тогдашнего премьер-министра Арсения Яценюка назначить Татарова своим первым замом. С 2012-го по 2014-й Татаров был помощником Путилова на общественных началах: сперва как у депутата от фракции УДАРа, потом — в ОГА.
Продвигая кандидатуру Татарова, Путилов хвалил его как человека, профессионала и, неожиданно для всех, как анонимного участника Майдана. «Помните, нам привозили продукты, теплые вещи? И нам помогали люди, которые иногда были по другую сторону баррикад. В том числе это был и Олег Татаров», — рассказывал Путилов на одной из пресс-конференций. Также он утверждал, что Татаров в зоне АТО помогал освобождать из плена 40 херсонских военных. Оба заявления Путилов сделал безо всяких доказательств. «Бабель» связался с ним, чтобы поговорить о Татарове, но, услышав вопрос, Путилов сказал, что сейчас он на совещании и бросил трубку.
В итоге, под давлением местных активистов Татаров не получил должности в команде новой власти. Путилов отозвал свое письмо в Кабмин и обсудил эту ситуацию с тогдашним главой люстрационного комитета Егором Соболевым. Деталей той встречи бывший депутат Соболев уже не помнит — после того, как оставил политику, он ушел в IT-сферу.
После неудачной попытки вернуться во власть Татаров занялся юридической практикой. В марте 2015 года он получил адвокатское свидетельство, а почти полгода спустя зарегистрировался как частный предприниматель. По данным системы YouControl, за ним числится 37 тысяч гривен налогового долга.
В том же 2015 году Фаринник пригласил Татарова в свое адвокатское объединение (АО) именным партнером, то есть в названии АО «Фаринник и Головко» появилась фамилия Татарова. Позднее объединение переименовали в «Креденс». В компании, кроме жены Татарова Татьяны, работают сыновья бывшей главы Конституционного суда Натальи Шапталы и судьи ОАСК Руслана Арсирия. Юридическую практику Татаров совмещал с работой в строительной корпорации «Укрбуд» — там он возглавлял юридический департамент.
В адвокатское объединение Татаров пришел с известным клиентом — Андреем Портновым. После Майдана в Украине против него открыли много уголовных дел, и бывшему соратнику Януковича нужна была юридическая помощь. Параллельно компания Фаринника и Татарова вместе с группой адвокатов под руководством Портнова представляла интересы потерпевших от пожара в Доме профсоюзов в Одессе в 2014 году. В интервью телеканалу «Наш» Татаров рассказывал, что это дело инициировал депутат Вадим Новинский. Ответчиком был тогдашний секретарь СНБО Андрей Парубий. С похожим заявлением в Госбюро расследований обращался и Портнов.
В июне 2019 года Портнов и Татаров попали в громкий скандал. Прокурор Александр Божко, который вел несколько дел против Портнова, обвинил его адвоката Татарова в давлении и угрозах. Адвокат Божко Роман Маселко утверждает, что Портнов и Татаров требовали, чтобы прокурор закрыл дело, иначе угрожали посадить его в тюрьму. Сам Божко утверждал, что в одной из бесед Татаров рассказывал, что дело против прокурора в ГБР ведет следователь, который «раньше был подчиненным или студентом Татарова, а потому там все договорено», и в ближайшее время Божко обвинят в уголовном преступлении. Портнов комментировать сотрудничество с Татаровым отказался. Фаринник говорит, что эту историю они не обсуждали — дескать, не стоит внимания.
Кроме Портнова, у Татарова было еще несколько скандально известных клиентов.
- В 2016 году он защищал тогдашнего нардепа «Оппозиционного блока» Вадима Новинского. Генпрокуратура утверждала, что он помогал Виктору Януковичу готовить переворот в Украинской православной церкви Московского патриархата. Привлечь Новинского к ответственности у ГПУ не получилось. В августе 2019 года Татаров заявил, что производство в отношении его клиента закрыто, но в ГПУ настаивали, что расследование продолжается.
- Татаров защищал бывшего главу Апелляционного суда Крыма Валерия Чернобука — его подозревали в государственной измене. По версии следствия, в 2014 году он призвал крымских судей принимать гражданство России и судить по российским законам. В ноябре 2018 года его задержали в Киеве, взяли под стражу, а в июне 2019 года Киевский апелляционный суд его освободил.
- В мае 2019 года Татаров защищал гендиректора «Укрбуда» Олега Майбороду. Национальное антикоррупционное бюро подозревало его в махинациях с жильем для Национальной гвардии. Татаров оспорил задержание бизнесмена, и его отпустили из-под стражи.
- В 2019 году Татаров представлял интересы Олеси Кузнецовой — жены Ивана Кузнецова, который умер от ножевых ранений, полученных во время драки с Сергеем Стерненко возле его дома в Одессе. По данным журналистов «Слідство.Інфо», Татаров требовал объявить Стерненко подозрение в умышленном убийстве.
В 2017 году повестку в суд получил сам Татаров — дело не касалось ни политики, ни коррупции: «Киевэнерго» таким образом пыталось получить долг с юриста за отопление и горячую воду. Общая сумма с учетом инфляции составила почти 28 тысяч гривен. Платить Татаров отказался и потребовал учесть, что несколько месяцев он пользовался субсидией. Интересно, что, согласно декларации, как предприниматель в 2017-м Татаров заработал около четырех миллионов гривен и почти за миллион гривен купил Mercedes-Benz GLS 350. Долг за квартиру, с учетом субсидии, он тоже погасил, но уже в 2018 году.
Влиятельные ученики, неудавшееся назначение в ГПУ и защита прав человека
Вместе с адвокатской практикой Татаров занимался научной работой и привлекал к ней сотрудников компании. Фаринник хвастается, что за время работы Татарова в АО около пяти человек защитили кандидатские диссертации. «В итоге, у нас шесть докторов и 9 кандидатов юридических наук — это все благодаря Татарову», — говорит Фаринник. Он вспоминает, что с 2014 года Татаров начал учить юридический английский, получил массу дипломов и сертификатов, а в 2019-м заочно окончил Лондонский университет права и получил международное удостоверение адвоката.
У Татарова действительно много высокопоставленных учеников. В 2018 году он был оппонентом на защите кандидатской диссертации бывшего замглавы ГБР Александра Буряка. В 2020 году в ГБР он несколько месяцев возглавлял департамент по делам Майдана. В том же 2018-м защитились две судьи Печерского суда — Светлана Шапутько и Вита Бортницкая. Татаров был их научным руководителем.
В марте 2020 года у Татарова появился шанс попасть в ГПУ — новый генпрокурор Ирина Венедиктова искала себе замов. Татаров был в списке претендентов, но информация о назначении попала в СМИ, и назначение опять сорвалось — Татарову еще раз вспомнили Майдан и сотрудничество с Портновым.
В апреле этого года адвокат инициативной группы пострадавших и раненных на Майдане Евгения Закревская сообщила, что Татарова планируют назначить замглавы Офиса президента. Группа опубликовала обращение и назвала неприемлемым назначение на должность человека, «который непосредственно причастен к преследованиям майдановцев» и на новой должности возглавит «весь правоохранительный блок, призванный расследовать эти преступления». Власть обращение проигнорировала, а пятого августа Татаров стал замом главы ОП Андрея Ермака.
Татаров заявил, что в Офисе он займется вопросами правоохранительной деятельности, борьбой с коррупцией и защитой прав человека. На вопрос «Бабеля» о том, не случится ли у Татарова конфликт с Арсеном Аваковым, который занимается примерно теми же вопросами и на Майдане был по другую сторону баррикад, бывший начальник Татарова в МВД Фаринник говорит, что вряд ли. «Олег пришел туда не создавать напряжение, а помочь взаимодействовать и наладить работу по многим направлениям. Его попросили поработать в команде, потому что у него больше опыта, чем у некоторых руководителей правоохранительных структур», — считает Фаринник.
Бывшие участники Майдана и правозащитники уверены, что с таким прошлым Татаров не может работать в новой должности. Они много раз обращались с этим вопросом к власти, но в Офисе президента назначение не комментируют, а сам Владимир Зеленский по этому поводу высказался только раз, и по сути на претензии к кандидатуре нового сотрудника ОП не ответил: «Главное, чтобы человек был честный. Сейчас, чтобы изменить страну, самое главное — моральная сторона».