Тексты

Французская академия три года не может избрать четырех недостающих членов. Два нобелевских лауреата и Мишель Уэльбек ее не устраивают — пересказываем материал NYT

Автор:
Serhii Pyvovarov
Дата:

Bertrand Rindoff Petroff / Getty Images

Французская академия — один из старейших и самых консервативных научных институтов Франции. Основанная в 1634 году кардиналом Ришелье, она почти 400 лет редактирует словарь современного французского языка и следит за его чистотой. Академия состоит из 40 членов, которых называют «бессмертными» из-за пожизненного членства, а также из-за их девиза — «Ради бессмертия». Средний возраст академиков — старше 70 лет, они носят церемониальные мундиры и шпаги. С 2016 года в академии — четыре вакантных места, на которые никак не удается найти кандидатов. Академики сочли недостойными двух нобелевских лауреатов по литературе и одного из самых известных современных писателей Франции Мишеля Уэльбека. theБабель кратко пересказывает материал The New York Times о том, как Французская академия оказалась в тупике из-за консерватизма и приверженности устаревшим традициям.

Главная и «священная» задача академиков, которой они занимаются с XVII века, — это обновление норм французского языка с учетом последних изменений в обществе. Однако члены академии уже давно не поспевают за современными тенденциями. Яркий пример: только на прошлой неделе академики утвердили использование феминитивов в названиях профессий, хотя эта языковая норма уже годами практикуется во Франции.

Еще одна из главных проблем академии — обновление ее состава. Это своего рода элитный клуб, куда не так просто попасть. Большинство известных французских писателей так и не смогли стать членами академии. Оноре де Бальзаку отказали, Полю Верлену не хватило голосов для избрания. Эмиль Золя десятки раз подавал заявку, но его так и не приняли. Эта тенденция сохраняется до сих пор. В академию не приняли ни одного из двух ныне живущих французских лауреатов Нобелевской премии по литературе — ни Патрика Модиано, ни Жана-Мари Густава Ле Клезио. Такая же история и с одним из наиболее читаемых в мире французских писателей — Мишелем Уэльбеком.

Такая закрытость привела к тому, что с декабря 2016 года в академии остается четыре вакантных места. За это время вакансии пытались занять трижды, последний раз — в январе 2019-го. Но каждый раз претендентам не хватало голосов. В академии до сих пор сохраняется консервативная процедура, когда об открытой вакансии объявляют только через год после смерти кого-либо из ее членов. А новый член после избрания большинством голосов ждет еще около года, чтобы официально вступить в должность. Помпезная церемония посвящения проходит в Институте Франции. Все члены академии носят сшитые на заказ зеленые мундиры, у каждого есть церемониальная шпага. Стоит эта «экипировка» около двухсот тысяч долларов.

Здание Института Франции в Париже, где заседают члены академии.

Adrien Sifre / Flickr

По словам некоторых членов академии, эта тупиковая ситуация отражает современную Францию, которая остановилась на перепутье «между гордой и неподвластной времени страной и Францией, пытающаяся адаптироваться к XXI веку с его глобализацией и социальными потрясениями, о которых свидетельствуют недавние протесты «желтых жилетов». Другие же академики отказываются признавать глубокий кризис института. Они называют творчество современных писателей «идиотизмом» и говорят, что защищают Францию от «безмозглого глобиша» и «смертоносного снобизма англо-американцев». А еще жалуются, что «буржуазия умирает», потому что «для членов академии перестали устраивать званые обеды».