Тексты

Режиссер «Властелина колец» и «Хоббита» сделал кино о Первой мировой. Для этого он восстановил 100 часов кинохроники —пересказываем материал The New York Times

Автор:
Лена Ковальчук
Дата:

Warner Bros. Pictures

Режиссер Питер Джексон восстановил почти сто часов уникальной кинохроники 1914—1918 годов. Он превратил исторические кадры в полнометражный документальный 3D-фильм о Первой мировой войне. theБабель пересказывает материал The New York Times.

Питер Джексон, снявший «Властелина колец» и «Хоббита», прославился как режиссер, скрупулезно относящийся к деталям. В своем новом фильме «Они никогда не состарятся» повозиться с деталями ему пришлось основательно. Джексон и его команда оцифровали и перевели в формат 3D сто часов кинохроники из Имперского военного музея в Лондоне. Чтобы не ограничиваться субтитрами и закадровым голосом, создатели картины прослушали сотни часов интервью ветеранов Первой мировой, которые они давали BBC в 1960—1970 годах. Голоса реальных участников тех событий пустили за кадром.

«Получилось, что солдаты в фильме словно ожили. Представители их поколения буквально выпрыгивают на тебя с экрана», — говорит режиссер.

Фильм удался благодаря сотрудничеству Имперского военного музея в Лондоне с культурной инициативой 14-18 Now. Это британская программа, приуроченная к столетию Первой мировой войны. В рамках этой инициативы 420 современных художников, музыкантов, режиссеров и дизайнеров представили свои произведения об этом периоде истории. Одним из них стал документальный исторический фильм Джексона.

Директор 14-18 Now Дженни Уолдман в комментарии The New York Times объяснил, почему у известного режиссера получилось сделать хорошее кино о войне. Кроме отличного знания материала, у Джексона к Первой мировой особое отношение — его дед прошел всю войну рядовым британской армии.

В работе над фильмом у Джексона была полная свобода, за исключением пары условий: он мог использовать кадры только из архива Имперского военного музея и исключительно в их оригинальном виде. Качество этих видео было очень разным — иногда приходилось работать с копиями копий.

Большую часть видеоматериалов сняли в пропагандистских целях. Ролики о солдатах в окопах планировали показывать между сеансами других фильмов в кинотеатрах Великобритании.

Первой полнометражной документальной лентой о Первой мировой была «Битва на Сомме», вышедшая в разгар войны — в 1916-м. Ее посмотрели почти 20 миллионов зрителей.

Создавая свое кино, Джексон выбрал едва ли не самый сложный путь. Вместо того чтобы выбрать лучшие кадры, он сразу восстановил и оцифровал все сто часов записей. На это и очистку пленок от царапин, пыли и пятен у него ушло три года.

Сверхзадачей Джексона было восстановить связь с солдатами и создать более интимную и личную картину, чем «Битва на Сомме». Историческая хроника казалась Джексону немного зловещей. Прежде всего потому, что она была снята на ручную кинокамеру с более низкой частотой кадров, чем та, к которой привык современный зритель. Команда фильма добавила новые кадры и сгладила движения в исторической хронике. После этого Джексон обратился к специалистам из компании Stereo D, чтобы те раскрасили фильм. Для максимальной точности в деталях, которую так любит Джексон, он попросил историков помочь определить правильные цвета предметов того времени.

Сделать цветным весь фильм не получилось — до момента отъезда солдат на Западный фронт он черно-белый. И это не какой-то особый художественный прием или замысел режиссера, а обусловленный ограниченным бюджетом вынужденный шаг. Раскрасить Джексон смог около 40 минут картины. Но когда команда отслушала сотни часов записей с интервью ветеранов, фильм решили сделать длиннее. Зрителей не хотели сразу бросать в окопы и в начале решили дать кадры, где солдаты говорили о подготовке — важном этапе в контексте любой войны.

Команда профессионалов поработала и над спецэффектами картины, но взрывы и выстрелы удивляют куда меньше военных, которые заговорили своими голосами.

Чтобы воссоздать речь солдат, съемочная группа наняла команду криминалистов. Они по губам считали диалоги с кадров немой кинохроники. Затем актеры дубляжа начитали этот текст. Для максимальной реалистичности Джексон пригласил актеров из разных уголков страны, и их не похожие друг на друга акценты подчеркнули исторический факт — в армии воевали солдаты из всех регионов Британии.

«Я не собирался делать фильм из категории «всего понемногу». Я хотел сконцентрироваться на одной теме и сделать все правильно: показать, что переживал рядовой солдат-пехотинец на Западном фронте во время Первой мировой войны», — говорит о своей исторической саге Питер Джексон.