По всему миру возобновляет работу общественный транспорт. Это будет способствовать все большему распространению коронавируса? Кажется, не совсем так

Автор:
Яна Собецкая
Редактор:
Евгений Спирин
Дата:
По всему миру возобновляет работу общественный транспорт. Это будет способствовать все большему распространению коронавируса? Кажется, не совсем так

Karolina Uskakovych / «Бабель»

Страны постепенно выходят из карантина. Возобновляет нормальную работу и общественный транспорт. Раньше ученые считали, что он способствует распространению коронавируса, однако появляется все больше доказательств, что на самом деле это не совсем так. В Милане после возобновления работы общественного транспорта количество больных COVID-19 существенно не увеличилось. А в Гонконге, где подземкой ежедневно пользуются миллионы пассажиров, общее количество инфицированных новым коронавирусом составляет 1 113 человек. «Бабель» рассказывает, насколько общественный транспорт влияет на распространение коронавируса и может ли он привести к новым вспышкам болезни.

В апреле, через месяц после того, как Нью-Йорк стал эпицентром вспышки коронавируса в США, Массачусетский технологический институт опубликовал отчет, в котором говорилось, что главным фактором распространения болезни в городе стал общественный транспорт. Речь шла о том, что метро Нью-Йорка, которым ежедневно пользуются пять с половиной миллионов человек, стало «значительным, если не самым главным, источником распространения коронавируса».

Авторы отчета не отслеживали каждый случай инфицирования до момента поездки в транспорте и просто сопоставили ZIP-коды домов людей, больных COVID-19, с картой городского метро. Из-за этого ряд ученых раскритиковали труд, однако он все равно получил резонанс в США. Некоторые чиновники призвали губернатора штата Нью-Йорк Эндрю Куомо остановить работу подземки, чтобы уменьшить темпы инфицирования. Тот отказался. По данным транспортной компании Transit, еще до появления отчета количество пассажиров сократилось на 74 процентов в Нью-Йорке, на 79 процентов в Вашингтоне и на 83 процента в Бостоне.

Нью-Йорк стал далеко не единственным городом, транспортная система которого понесла убытки из-за пандемии. До 80 процентов сократилось использование транспорта и в ряде европейских городов: Берлине, Риме, Милане и Мадриде. Сейчас, когда страны выходят из карантина, пассажиропоток постепенно восстанавливается. Однако количество людей, которые пользуются общественным транспортом, является меньшим, чем до пандемии. В метро Берлина и Токио сейчас ездят только 50 процентов людей.

Метро Нью-Йорка, 26 марта 2020 года.

Jose Perez/Bauer-Griffin / Contributor

Пассажиры не считают общественный транспорт безопасным, поэтому перевозчики вводят новые правила пользования железной дорогой, метро и автобусами. В Великобритании обязали всех пассажиров общественного транспорта носить маски. Правительство также призывает пассажиров подземки придерживаться социальной дистанции. Европейская комиссия в мае ввела ряд мер, которые помогут безопасно путешествовать по континенту по железной дороге. Среди них — сокращение количества пассажиров в поездах и увеличение частоты рейсов.

Но появляется все больше исследований о том, увеличивает ли общественный транспорт риск распространения коронавируса. Французские ученые исследовали в Париже 150 кластеров коронавирусной инфекции, которые удалось обнаружить с 9 мая по 3 июня. Ученые пришли к выводу, что ни один из них не имел отношения к системам общественного транспорта. Похожая ситуация и в Австрии — там ни один из 355 очагов инфекции не возник в транспорте.

Если бы само пребывание в метро или автобусе увеличивало риск заболеть коронавирусом, масштабную вспышку заболевания можно было бы ожидать в Гонконге, где до пандемии транспорт ежедневно использовали 12,9 миллиона человек. Но по состоянию на 17 июня в регионе зафиксировали лишь 1 113 случаев COVID-19.

В Японии одна из самых загруженных транспортных систем. Количество случаев коронавируса в стране с населением более 125 миллионов не превышает и 17 тысяч. При этом большая часть случаев инфицирования связана со спортзалами, пабами, концертными залами.

Как объясняет Хитоши Ошитани, вирусолог и эксперт по здравоохранению из Университета Тохоку, это обусловлено тем, что пассажиры японской подземки обычно сами не разговаривают с другими людьми и носят маски.

Пассажиры токийского метро ждут поезд, 26 марта 2020 года.

Bloomberg / Contributor

В городах, которые сильно пострадали от коронавируса, как, например, Милан, запуск общественного транспорта не привел к росту случаев коронавирусной инфекции. После пика заболеваемости в Южной Корее вспышку болезни зафиксировали в столице страны, Сеуле. Но она тоже не была связана с транспортом — на рост заболеваемости повлияло открытие ночных клубов.

Как отмечается в материале The Atlantic, все это может означать, что больший риск для здоровья представляет не поездка в общественном транспорте, а то, куда и откуда едет человек. Ведь поезд или автобус, где люди молчат и носят маски, могут быть более безопасными, чем заведения, где много посетителей разговаривают.