Организаторы фестиваля «86» обвинили в коррупции заместителя директора Украинского центра культурных исследований. theБабель разобрался в обвинениях

Автор:
Лена Ковальчук
Дата:
Организаторы фестиваля «86» обвинили в коррупции заместителя директора Украинского центра культурных исследований. theБабель разобрался в обвинениях

Facebook / 86

Фестиваль «86» проходил в Славутиче с 2014 года и ежегодно собирал до трех тысяч гостей. В 2018 году его организаторы выиграли грант на 500 тысяч гривен от Министерства культуры. Посредником между ведомством и фестивалем стал Украинский центр культурных исследований (УЦКИ). 28 октября представители фестиваля заявили о коррупции и опубликовали запись, на которой заместитель директора УЦКИ Евгений Ковальский якобы требует откат в размере 30 тысяч гривен. Директор Центра говорит, что сейчас делом занимаются адвокаты. Если обвинения не подтвердятся, организаторам фестиваля грозит административная или уголовная ответственность.

Как появился посредник между Минкультом и фестивалем

Государство обещало выделить деньги уже после фестиваля и с условием, что будут другие спонсоры. Организаторы «86» Илья Гладштейн и Надежда Парфан говорят, что об условиях их не предупредили.

Между организаторами фестиваля «86» и Минкультом в марте появилась дочерняя организация — Украинский центр культурных исследований. По приказу Министерства культуры ее представители должны были утверждать сметы и выплачивать деньги подрядчикам фестиваля.

Креативный директор фестиваля Надежда Парфан говорит, что ее команде не объяснили, как правильно оформлять эти сметы. Организаторы фестиваля не могли понять, сколько денег в бюджете и как его расписывать. В УЦКИ отказались от переписки по электронной почте и предложили все вопросы решать на встречах. Это не понравилось организаторам фестиваля.

Facebook / 86

Что говорят организаторы

За две недели до начала фестиваля, 25 апреля 2018 года, у организаторов состоялся разговор с Евгением Ковальским, который курировал проведение фестиваля со стороны УЦКИ. Он сообщил, что планирует самостоятельно вывести 30 тысяч гривен из бюджета на неизвестного подрядчика, который не оказывал услуги фестивалю. Организаторы сочли это попыткой получить откат.

Разговор записали на диктофон. Надежда Парфан в комментарии theБабелю подтвердила, что после этого приходила к директору УЦКИ Ирине Френкель, сказала о записи и просила отстранить Ковальского от проекта «86». Ее слова всерьез не восприняли — Ковальский продолжил работать.

У Френкель другая версия. По ее словам, Парфан сообщила о том, что Ковальский требовал откат, но при этом послушать саму запись в кабинете и обсудить ситуацию отказалась.

Facebook / 86

Что говорят в УЦКИ

Ирина Френкель опровергает слова организаторов фестиваля «86»: она еще в марте предупредила их о постоплате. Сметы возвращали больше 10 раз из-за неправильного, по мнению Минкульта, оформления.

Чтобы получить деньги организаторы, сначала должны были подать все документы и акты о выполненных работах. Но организаторы не предоставили их даже спустя месяц после мероприятия. Директор УЦКИ говорит, что после фестиваля Общественная организация «86» (ОО) в лице Надежды Парфан и Ильи Гладштейна дистанцировалась от УЦКИ, и документы пришлось доставать через горсовет Славутича, который значился соорганизатором.

В УЦКИ говорят, что уже перевели на счета подрядчиков фестиваля 467 тысяч гривен. Оставшиеся 33 тысяч пока не выплатили из-за отсутствия подтверждающих документов.

«В первые сметы организаторы вписывали зарплату куратора или бухгалтера, а такие выплаты не предусмотрены постановлением Кабмина о порядке распределения бюджетных средств [по программе 1170]. А в некоторых статьях расходов мы заметили признаки двойного финансирования [когда одна услуга оплачивалась дважды из разных источников финансирования]», — рассказала theБабелю директор УЦКИ.

«Одним из подрядчиков фестиваля была сама Надежда Парфан, которая выписала себе оплату за услуги фото- и видеосъемки. И речь идет о 30 тысячах гривен», — добавила Ирина Френкель.

Facebook / 86

Она также говорит, что Ковальский технически не мог получить откат, поскольку всех подрядчиков в смету могли вносить только организаторы (что подкрепляется их письмами, печатями и подписями). Запись она слышала, но считает, что ее достоверность могут подтвердить только эксперты, если получат полную версию разговора.

«Ковальский сказал мне, что тот его разговор с организаторами длился больше часа, а потому фразы в опубликованном фрагменте кажутся мне вырванными из контекста», — говорит директор УЦКИ Френкель.

Facebook / 86

Что теперь?

Министр культуры поручил отстранить Ковальского от исполнения служебных обязанностей, создать комиссию и начать служебное расследование. Чтобы провести расследование, УЦКИ должен получить полную запись разговора. После консультаций с юристами комиссия отправила несколько официальных запросов с уведомлением на юридический адрес ОО «86» и на имя соорганизатора фестиваля «86» Надежды Парфан. По состоянию на 14 ноября УЦКИ ответов не получал.

УЦКИ нанял адвоката, чтобы закончить служебное расследование. Ирина Френкель подтвердила, что по действующему законодательству организаторы не смогут проигнорировать адвокатский запрос и в течение пяти дней обязаны предоставить полную версию записи. Запрос отправят 14 ноября.

Представители ОО «86» Илья Гладштейн и Надежда Парфан не обращались в правоохранительные органы. Но сказали, что получили запрос от УЦКИ на предоставление записи.

«Мы не хотим наказать конкретного человека, а пытаемся добиться изменений в системе. Сейчас мы не можем позволить себе оплачивать юриста и больше рассчитываем на привлечение общественности и СМИ к обсуждению подобных случаев», — сказала Надежда Парфан.

После выхода материала представители ОО «86» Надежда Парфан и Илья Гладштейн опровергли информацию о том, что ставили свои подписи и печати на каких-либо документах.

«Эта информация не соответствует действительности: организаторы фестиваля не были стороной в процессе получения денег — УЦКИ напрямую заключал договоры с подрядчиками фестиваля. Мы передавали проекты смет и договоры подрядчиков в УЦКИ, но никаких подписей на документах мы не ставили и не видели, какие именно сметы ушли в казначейство», — добавили Парфан и Гладштейн.