Cyberpunk 2077 должна была стать лучшей игрой десятилетия. Теперь игру критикуют за баги, геймеры требуют компенсации, а компании-разработчику грозит судебный иск от собственных акционеров. Что пошло не так?
- Авторы:
- Яна Собецкая, Dmytro Rayevskyi
- Дата:
В начале декабря вышла самая ожидаемая игра 2020 года — Cyberpunk 2077. В ней пользователь играет за наемника (или наемницу) Ви в городе Найт-Сити в недалеком дистопическом будущем. Еще до релиза игру купили восемь миллионов пользователей. Компания-разработчик CD Projekt Red прославилась сверхпопулярной трилогией о Ведьмаке — геймеры надеялись, что новый проект будет не менее успешным. Но релиз Cyberpunk 2077 стал очень неоднозначным. Сразу после выхода игры разработчиков раскритиковали за многочисленные баги — особенно на консолях. Критики обвинили CD Projekt Red в том, что компания намеренно скрывала консольные версии игры от рецензентов. Sony уже отозвала игру с Play Station Store, акции CD Projekt упали на 25 процентов, а акционеры думают подавать в суд на руководство компании — за «обман с целью получения наживы». «Бабель» объясняет, как Cyberpunk 2077 должна была стать хитом, однако обернулась разочарованием для пользователей и проблемами для разработчиков.
У польской компании CD Projekt Red был огромный кредит доверия. Она разработала одну из самых культовых RPG последнего десятилетия — трилогию Witcher. После выхода последней части, ставшей «игрой года», игроки заинтересовались новым проектом компании — Cyberpunk 2077.
Разработчики восемь лет подогревали интерес публики видео, изображавшими Найт-Сити и его героев. Еще до выхода Cyberpunk 2077 купили более восьми миллионов человек. Однако релиз стал разочарованием для многих поклонников, а для CD Projekt Red обернулся настоящей катастрофой.
Выход игры многократно откладывали. Сначала Cyberpunk 2077 должна была выйти 16 апреля. Затем дату релиза перенесли на 17 сентября и в конце концов — на 19 ноября. В октябре официальный аккаунт Cyberpunk 2077 в Twitter заверил поклонников, что игра точно выйдет в ноябре. А уже на следующий день на странице появилось объявление, что релиз снова переносят — на этот раз на 10 декабря.
В компании объяснили, что не рассчитали, сколько нужно времени, чтобы улучшить качество и убедиться, что все версии — на ПК и консоли — работают хорошо: «Мы понимаем, что слова о том, что за 21 день можно улучшить такую большую и сложную игру, кажутся нереалистичными. Однако это время имеет большое значение».
В конце ноября, за несколько недель до релиза, один из генеральных директоров CD Projekt Адам Кичинский убедил инвесторов, что дополнительное время пошло игре на пользу и она хорошо работает на всех платформах, хотя и «несколько хуже» на консолях предыдущего поколения. Однако в каком состоянии игра была на самом деле, было мало кому известно.
Как правило, разработчики заранее присылают копии игр рецензентам. Однако CD Projekt Red держали Cyberpunk 2077 в тайне. Всего за несколько дней до релиза несколько обозревателей получили копии игры на ПК. Согласно соглашению о неразглашении им запрещалось использовать в своих обзорах любой оригинальный геймплей. Материалы можно было иллюстрировать скриншотами, а еще видеозаписями, которые CD Projekt Red обнародовала ранее.
Соглашения о неразглашении в игровой индустрии не редкость — они нужны, чтобы избежать спойлеров. Однако версий Cyberpunk 2077 для консолей до релиза не получил никто. Большинство журналистов, блогеров и ютуберов создавали материалы об игре, не имея возможности в нее поиграть и проверить, как она проявляет себя на разных платформах.
Журналистка Калли Плегг, которая тестировала Cyberpunk 2077 на ПК, в рецензии для GameSpot отметила, что мир игры одномерный, а еще у игры есть серьезные технологические проблемы. Плегг дала Cyberpunk 2077 оценку 7/10, за что ее раскритиковали. После официального релиза геймеры поняли, что рецензентка была права. Готовый Cyberpunk 2077 сильно отличался от того, каким его представляли во время маркетинговой кампании.
Единственные платформы, где игра нормально работала — ПК и Play Station 5. Однако пользователи ПК столкнулись с большим количеством багов. Оказалось, что если долго играть в Cyberpunk 2077, игра портит файлы «сейвов». Из-за пандемии коронавируса Sony не смогла выпустить Play Station 5 в нужном количестве, а на консолях предыдущего поколения играть в Cyberpunk 2077 было практически невозможно. Игра зависала, текстуры плохо загружались, а частота кадров в секунду колебалась от 15 до 30.
В адрес CD Projekt Red посыпались обвинения. Геймеры начали публиковать негативные обзоры в YouТube и посты с багами в Twitter. Для этого появился специальный хэштег #Cyberbug2077. Агрегатор OpenCritic написал, что компания прекрасно знала, что рецензии на консольные версии будут негативными, и пыталась скрыть недостатки Cyberpunk 2077 перед релизом.
CD Projekt Red извинилась и предложила тем, кто купил версии для Play Station и Xbox, обратиться за возмещением средств к Sony и Microsoft. Но сделать это было не так просто — никакой договоренности между компаниями на тот момент не было, и тысячам пользователей возвращать деньги отказались. В конце концов обе компании все же согласились выплатить компенсацию. Sony к тому же решила убрать Cyberpunk 2077 с Play Station Store «до появления дальнейшей информации». Игра стала недоступна не только для Play Station 4, но и для Play Station 5, где работала лучше.
Внутри компании начался бунт. Разработчики Cyberpunk 2077 обвинили руководство в том, что оно ставило нереалистичные дедлайны и врало о готовности игры. А еще — заставляло работников постоянно перерабатывать. Разработчикам было очевидно, что на создание Cyberpunk 2077 требуется больше времени.
У компании начались проблемы с инвесторами. Теперь акционеры думают, не подать ли им коллективный иск против CD Projekt по статье «обман с целью получения наживы». Дело изучают несколько юридических фирм по всему миру.
Все это происходит накануне Рождества — в период, когда компании зарабатывают на продажах видеоигр больше всего. CD Projekt Red выпустила Cyberpunk 2077, очевидно, также надеясь на большой доход. Вместо этого акции CD Projekt обвалились на 25 процентов.
Cyberpunk 2077 — далеко не единственная игра, которую решили выпустить заблаговременно, несмотря на баги и незавершенность. В свое время много багов было даже у последней части «Ведьмака», однако пользователи закрыли на это глаза. Восьмилетняя маркетинговая кампания Cyberpunk 2077, в теории, могла добиться такого же эффекта. Вместо этого она оказала CD Projekt Red медвежью услугу — разница между тем, что компания обещала геймерам, и тем, что они получили, оказалась слишком большой, чтобы это игнорировать.