Тексты

«Это как социальная сеть для тех, кто умер». Украинский стартап «Незабуду» поможет найти могилы предков и оцифровать кладбища. Пока только в Мариуполе

Авторы:
Катя Мещерякова, Dmytro Rayevskyi
Дата:

«Бабель»

В декабре жюри выбрало победителей инвестиционного онлайн-форума EAST COAST:IT Investment Forum в Мариуполе. Первое место занял проект «Незабуду» — сервис, куда можно загрузить информацию об умерших родственниках, разместить ее в виде QR-кода на памятнике и оставить метку с геолокацией захоронения на карте. Команда выиграла сто тысяч гривен на развитие. «Бабель» пообщался с основателем проекта Алисой Бобко и узнал, на что потратят первые инвестиции, как новый сервис поможет находить могилы родственников и ухаживать за ними.


Идея появилась, когда однажды я не смогла найти место, где похоронен мой отец. Мне казалось, что я точно все помню и легко сориентируюсь, но нужное место так и не нашла. Когда мы провели глубинные опросы, оказалось, что таких, как я, очень много, а на государственном уровне нет единой системы, где можно посмотреть данные о местах захоронения.

Сначала мы хотели оцифровать кладбища и сделать онлайн-карту. Такие карты уже есть за рубежом, например, в Израиле. Мы начали считать стоимость проекта, но поняли, что для него нужна масштабная поддержка государства, которой пока нет. Поэтому придумали стартап «Незабуду» — сервис, который помогает сохранить информацию о близких людях и местах, где они похоронены.

На платформе можно оставить информацию о жизни умершего, создать фотоархив в облачном хранилище и добавить на онлайн-карту геолокацию места захоронения. Пользователь заходит на сайт, заполняет специальную анкету, подгружает фото. Страничку можно сделать полностью открытой, чтобы любой смог узнать информацию о конкретном человеке, а можно частично или полностью закрыть. Это как социальная сеть — только для тех, кто умер. На платформе родственники смогут делиться воспоминаниями о покойном и не потерять место захоронения.

Если человек не знает, где похоронен его близкий, мы поможем ему найти это место через архив. Эту функцию мы хотим оставить бесплатной.

Анкету со всей информацией о близком человеке можно «запечатать» в QR-код. Мы оформляем такой код в табличку-наклейку для памятника — посетители кладбища смогут просмотреть эту информацию.

К тому же сайт — это посредник для заказа услуг по уходу за семейными захоронениями. Пользователь заполняет специальную форму, оставляет геолокацию, а наш подрядчик убирает могилу и сбрасывает фотоотчет. Сейчас такие услуги распределены по разным платформам, и это неудобно.

Наша глобальная цель — оцифровать данные с кладбищ и создать общедоступные онлайн-карты с адресами захоронений и именами умерших, чтобы люди могли находить могилы близких. Но мы не можем просто приехать и сфотографировать имена и фамилии на памятниках. Чтобы быстро собрать большой объем данных, нужны бюджетные деньги и помощь местных властей.

Когда мы изучали этот рынок, то ориентировались на Израиль, где государство помогло оцифровать 100 процентов всех кладбищ. Этот процесс инициировал MyНeritage — генеалогический сайт, который помогает создавать родовые древа и искать предков. Также мы изучали рынок России и Беларуси, которая впервые на постсоветском пространстве начала оцифровывать кладбища при поддержке государства.

Мы делаем упор на историю семьи, а не на ритуальный сектор. Еще одна стратегическая задача — сотрудничать с архивами и помогать пользователям в составлении семейного древа. Но это уже ближе к концу 2021 года, поскольку генеалогические древа технически сложно сделать.

В будущем хотим подключить к нашей базе данных Украинский национальный архив, чтобы пользователь мог найти информацию о своих предках через наш сайт. Сейчас с многих документов сняли гриф секретности, так что проблемы нет. Наша цель — отправлять запросы в реестры и оперативно получать данные.

Сейчас проектом занимаются три человека: я, маркетолог Валентина Брошкова и разработчик Вячеслав Ящук. Мне повезло, потому что сейчас я в декрете и могу полноценно заниматься сайтом. На старте проекта я проводила исследования, прописывала road map и customer journey, позже занималась визуальной частью и инкубацией, разрабатывала архитектуру сайта вместе со специалистом.

Валентина занимается сегментированием рынка, изучает потребительские запросы, анализирует разные функции сайта. Вячеслав верстает сайт, занимается его разработкой. Пока что команда работает за идею.

Без юриста в нашем деле тоже не обойтись. Когда мы обратились в горисполком Мариуполя, чтобы собрать информацию для оцифровки кладбищ, нам сказали, что она конфиденциальная. Чтобы как следует разобраться в бюрократических нюансах, мы обратились к юристу. Оказалось, что кое-что действительно нельзя разглашать (например, причину и место смерти). Но если данные разместили родственники ушедшего в общедоступном месте, например на памятнике, то они уже не конфиденциальны. А нам, по сути, только эта информация и нужна.

Наш стартап занял первое место в питчинге на EAST COAST: IT Investment Forum и выиграл сто тысяч гривен. За эти деньги мы планируем доработать сайт и запустить таргетированную рекламу, чтобы привлечь пользователей после релиза в январе 2021 года. На старте на проект потратили десять тысяч гривен — этого хватило, чтобы разработать брендинг и дизайн сайта. Мы посчитали, что на год нам нужно примерно 1,2 миллиона гривен — чтобы полноценно запустить сайт, разместить рекламу и привлечь пользователей.

У сервиса три источника монетизации: размещение QR-кода, облачные семейные фотохранилища и партнерство с ритуальными агентствами. Наклейку с QR-кодом на памятник можно сгенерировать и заказать прямо на сайте, пользователи смогут выбирать «свой» дизайн — это будет стоить около 150 гривен.

Фотохранилище позволит собрать все фотографии умершего человека в одном месте. Скорее всего, это будет облачное хранилище Amazon за 12 долларов в год.

Партнерская программа выглядит так: пользователь заказывает у нас услугу по уборке и уходу за захоронением, подрядчик ее выполняет, а сервис берет свою комиссию. Мы изучали цены на этом рынке — стоимость варьируется от 350 гривен до двух тысяч. Причем если человек не знает точное месторасположение могилы, то цена увеличивается на тысячу гривен, а если нужно убрать крупные ветки — еще на 500. В итоге уборка может стоить 150 долларов, для среднестатистического украинца это дорого.

Мы запускаемся в Мариуполе, здесь цена за уборку будет около 350 гривен. В крупных городах запустимся позже, там это будет стоить до 500 гривен. Если человеку нужно убрать могилы нескольких родственников, он сможет оформить «семейную» подписку, еще будет годовая.

Целевая аудитория проекта — это родственники недавно умерших людей. При этом у каждого сервиса своя, более узкая аудитория. Например, опция c QR-кодами больше всего интересует тех, чьи родственники были академиками, профессорами, имели награды.

После Мариуполя мы планируем запуститься в Днепре и в Харькове. Киев тоже рассматриваем, но чтобы развивать проект, нужно в этом городе жить и работать в связке с местными ритуальными агентствами, ведь их клиенты — это наши клиенты.