Тексты

Зеленский планирует создать международный офис по борьбе с дезинформацией и пропагандой. Кто и зачем это придумал и откуда деньги — рассказываем по порядку

Авторы:
Oksana Kovalenko, Катерина Коберник
Дата:

Снежана Хромец / Артем Марков / «Бабель»

Власть планирует создать в Украине специальный орган для борьбы с дезинформацией и пропагандой. Об этом в сентябре несколько раз говорили президент и глава его Офиса Андрей Ермак. На Генеральной Ассамблее ООН Владимир Зеленский уточнил, что в Киеве можно открыть штаб-квартиру такого международного офиса. Эту же идею он обсуждал во время своего визита в Британию с главой внешней разведки королевства. По словам Ермака, который тоже был на встрече, инициатива британцам понравилась. Никаких деталей, кроме того, что Украине в этом вопросе должен помочь большой опыт борьбы с российскими фейк-ньюз, ни президент, ни глава его Офиса не уточнили. По информации «Бабеля», такой центр в конце лета — начале осени планировали создать при Институте стратегических исследований, но потом решили открыть его непосредственно при Совете национальной безопасности и обороны. Корреспондент «Бабеля» Оксана Коваленко узнала больше подробностей, пообщалась с теми, кто вынашивал идею центра раньше, и с секретарем СНБО Алексеем Даниловым, который отвечает за проект сейчас.

Впервые идея создать орган по борьбе с дезинформацией и пропагандой появилась в 2017 году, рассказывает «Бабелю» бывший госсекретарь Министерства информполитики Артем Биденко. Автором идеи был его коллега — бывший замминистра информполитики Дмитрий Золотухин. Биденко фактически был операционным менеджером проекта — отвечал за переговоры, прикидывал бюджет, готовил нормативные акты. В 2018 году идею окончательно оформили и, кроме понятной задачи повышать медиаграмотность украинцев, у нее было три составляющие.

Первая — научно-исследовательская. Профильные аналитики должны были мониторить и анализировать большие массивы потенциально опасной для госбезопасности информации.

Вторая — борьба с пропагандой и фейками с помощью технологий и искусственного интеллекта (ИИ). Проще говоря, специальный парсер должен был вытягивать из интернета информацию по ключевым словам, а ИИ — ее анализировать. Так можно отследить первоисточник фейка, его путь по разным онлайн-ресурсам, точно или примерно понять имя заказчика. Похожие технологии уже используют в США и ЕС, но там больше концентрируются на Twitter, говорит Биденко.

Третья составляющая — правительственные коммуникации, политика one voice. Центр по борьбе с фейками должен был создавать общие месседжи для всех представителей власти — от президента до местного чиновника, по темам, которые стали частью информвойны с Россией.

Деньги под эту концепцию начали искать при прошлой власти, а нашли уже при нынешней. Биденко рассказал об идее предыдущему министру культуры — Владимиру Бородянскому. Идея ему понравилась, и на 2020 год Министерство выделило на проект семь миллионов гривен. В 2021 сумму планировали удвоить. Но после ухода Бородянского проект забросили, а деньги так и не освоили. Новый министр Александр Ткаченко сконцентрировался только на одной части концепции — медиаграмотности, и продвигает ее.

Биденко говорит, что если бы к моменту падения самолета АН-26 в Чугуеве проект хотя бы частично реализовали, эту историю можно было проанализировать комплексно. К примеру, узнать, правда ли, что накануне катастрофы Россия разгоняла информацию о ненадежности АНов. Если да, выяснить, как она это делала и платил ли кто-то за продвижение таких новостей в соцсетях.

Биденко передал свою концепцию в Офис президента в сентябре этого года, но ответа не получил.

В команде Зеленского темой борьбы с пропагандой, кроме прочих, занимался Игорь Новиков — тогда еще советник президента, глава украинского филиала американского Университета Сингулярности. По информации «Бабеля», свою концепцию главе ОП он представил в конце июня 2020 года, а пятого августа ушел с должности советника Зеленского.

По задумке Новикова, центр должен был работать в двух направлениях. Первое — с помощью ИИ проводить мониторинг и детально изучать все аспекты дезинформации. Второе — популяризировать бренд «Украина». В штат центра Новиков предлагал позвать ведущих мировых экспертов по борьбе с дезинформацией и журналистов-расследователей из разных стран. Кто должен был оплачивать работу таких специалистов — неизвестно.

В сентябре Новиков написал в Facebook, что ушел с должности советника, потому что центр решили создать при СНБО. Он считает, что это ошибка: центр должен быть полностью независимым и структурно не подчиняться госорганам. Иначе всю собранную информацию и технологии государство может использовать против своих граждан.

Сейчас Новиков продолжает работать над идеей негосударственного центра и говорит, что успешно. Когда он планирует его запускать — неизвестно.

В основу центра, который анонсировал президент, ляжет концепция секретаря СНБО Алексея Данилова. Концепцию этого органа начали разрабатывать в ноябре 2019 года — тогда Данилов написал Зеленскому письмо о главных информугрозах и о том, как с ними бороться. Перед этим Данилов изучал иностранный опыт, в основном европейский.

В сентябре 2020 года Зеленский утвердил стратегию Национальной безопасности. Дальше специальная группа при комиссии Украина — НАТО должна разработать концепцию «Национальной стойкости» — она касается реакции страны на главные гибридные угрозы. Одновременно с концепцией в ближайшие месяцы при СНБО должны создать «Центр обеспечения национальной стойкости и противодействия гибридным угрозам». У него будет своя структура, штат и руководитель.

Офис по борьбе с дезинформацией и пропагандой, о котором говорили Зеленский и Ермак, станет частью этого центра. Пока о его структуре, задачах, штате и бюджете известно мало. В отличие от Новикова Данилов считает, что Офис должен быть государственным, потому что он должен давать указания Службе внешной разведки, Главному управлению разведки Минобороны, СБУ, МВД и другим ведомствам. Не исключено, что для Офиса пропишут отдельное положение, а деньги на его содержание частично дадут международные партнеры — об этом говорят источники «Бабеля».

«В нашем центре мы будем анализировать информацию, обрабатывать и потом делать предложения не только для себя, но и для всех партнеров», — говорит Данилов. Он объясняет, что амбициозные планы Украины не ноу-хау, а обычная практика. Все страны-члены и претенденты на членство в НАТО (как Украина) могут выбрать тему, в которой они профессионально разбираются, и создать центр передового опыта. В Эстонии, например, есть Центр киберзащиты. «В Украине каждый день идут боевые информационные действия. Мы можем стать центром по борьбе с российской дезинформацией и пропагандой», — надеется он.

Часть задач будущего Офиса по борьбе с дезинформацией сейчас решает СНБО: мониторит информацию внутри страны и за границей, смотрит, кто и какие месседжи генерирует, моделирует, как ситуация будет развиваться в будущем. Для этого используют, в том числе, ИИ. «Есть модель, которая показывает: чтобы перебить информационную атаку, нужно подать в два или три раза больше нашей информации, а в некоторых жестких ситуациях — в десять раз больше», — рассказывает Данилов. Он боится раньше времени раскрывать все нюансы, но предполагает, что будущий Офис не будет открыто воевать с ботами. Заниматься повышением медиаграмотности Офис тоже не будет — это сфера Министерства культуры Ткаченко.