Тексты

Киберспорт популярен в Украине с конца 90-х, а команда Na`Vi — одна из лучших в мире. Но официально его признали только сейчас. Это привлечет инвестиции, а в школах будут проводить турниры!

Авторы:
Катя Мещерякова, Евгений Спирин
Дата:

Karolina Uskakovych / «Бабель»

Киберспорт существует в Украине с конца 1990-х. Тогда команды еще не ездили на турниры и участвовали в небольших соревнованиях в компьютерных клубах. В 2009 году в Украине появилась организация Natus Vincere, или Na`V, которая несколько раз занимала призовые места на международных турнирах и считается одной из самых лучших команд в мире, а в середине июля этого года отель «Днепр» купил Александр Кохановский, чтобы проводить там киберспортивные мероприятия. Тем не менее Министерство молодежи и спорта признало киберспорт официальным видом спорта только седьмого сентября. Бабель поговорил с главой федерации Артуром Ермолаевым и рассказывает, что это означает это признание, как развивался киберспорт в Украине и почему это поможет экономике.

Вид спорта могут признать официальным, если он соответствует одному из трех критериев, а именно:

— это инициировала Украинская федерация, которая является членом Международной федерации и развивает этот вид спорта в стране; 

— вид спорта воссоздает элементы физического воспитания в Украине, основан на национально-культурных традициях;

— вид спорта похож на условия исполнения служебных обязанностей и используется соответствующими организациями, когда они готовят специалистов. 

При этом вид спорт не признают официально, если он очень опасный, содержит высокий риск для жизни или является негуманным. 

Седьмого сентября киберспорт признали официальным видом спорта в Украине. Теперь спортсмены и спортивные клубы могут рассчитывать на господдержку, федерация сможет проводить официальные соревнования, спортсмены будут получать разряды, а в школах и университетах могут открывать соответствующие отделения.

У соревнований по видеоиграм есть все формальные признаки «обычного» спорта: команды, болельщики, турниры, единые правила и трансляции. При этом профессиональные соревнования проводятся не по всем компьютерным играм. Есть критерии — например, игроки изначально должны находиться в равных условиях, а во время игры должна быть возможность показать командную работу и скорость реакции.

Для киберспортивных соревнований выбирают стратегии и шутеры. Спортсмены собираются в команды и тренируются. Самые популярные киберспортивные игры: Dota 2, Counter-Strike: Global Offensive или CS:GO, League of Legends, Overwatch, Fortnite. Соревнования по этим играм собирают больше всего зрителей и привлекают спонсоров.

Первые сетевые игры и соревнования возникли еще в конце девяностых — начале нулевых. Чаще всего это были небольшие турниры без призов, которые проводили в компьютерных клубах. На международные турниры даже самые способные команды и игроки ездили редко, потому что не было денег на перелеты и постоянные тренировки.

На мировой киберарене Украина засветилась после создания Natus Vincere, или Na`Vi, в 2009 году. За следующие несколько лет команда заняла ряд призовых мест по Counter-Strike 1.6 на международных турнирах, а самой большой удачей стала победа команды на первом международном турнире по Dota 2 — The International в 2011 году. Тогда пятерка киберспортсменов выиграла миллион долларов. В 2012 и 2013 годах украинские геймеры заняли второе место на том же турнире. В 2017 году в Украине состоялись два больших события — Всеукраинский онлайн-турнир CyberStar League по Dota 2 и Международный турнир по Dota 2.

В марте 2020 года украинская команда из клуба Natus Vincere победила в IEM Katowice — крупном чемпионате по Counter-Strike: Global Offensive (CS:GO). Команда выиграла 250 тысяч долларов. А в январе 2019 года киевлянина Александра s1mple Костылева признали лучшим игроком мира в CS:GO.

Сейчас в Украине есть Федерация киберспорта. Она существует как общественная организация и является членом Международной федерации. Ее создатель и глава Артур Ермолаев говорит, что федерация будет подаваться на получение статуса национальной. «Это позволит развивать киберспорт, как любой другой спорт: игроки смогут получать кандидата в мастера спорта или мастера спорта, мы сможем создать национальную сборную, у игроков будут тренеры и тренировочные базы», — говорит Ермолаев.

Официальный статус позволит организовывать общенациональные турниры, школьные и университетские лиги. Еще для игроков сформируют общенациональный рейтинг, он будет показывать прогресс каждого спортсмена для международного сообщества. «С признанием киберспорта [официально] у нас получится выстроить полноценную спортивную организацию — с игроками и тренерами. Как любой футбольный клуб, например. Клуб будет заключать контракт с игроком, платить ему зарплату и премии в зависимости от результатов», — объясняет Ермолаев.

В Украине есть киберспортивная инфраструктура — турнирные платформы, поставщики услуг и программного обеспечения. Поскольку киберспорт признали официально, индустрия будет разрастаться, появятся новые рабочие места, а предприниматели будут платить налоги. Заместитель министра цифровой трансформации Александр Борняков назвал киберспорт «фундаментальным элементом современной цифровой культуры». Он надеется, что это пополнит бюджет страны.

Киберспорт привлекает крупные инвестиции. Мировые доходы отрасли в 2019 году составили 1,1 миллиарда долларов. Этот показатель растет — годом ранее выручка была на 27 процентов меньше. В 2022 году ожидают, что доходы в индустрии вырастут до 1,8 миллиарда долларов.

В июле 2020 года Фонд госимущества выставил на аукцион и продал за 1,1 миллиарда гривен отель «Днепр» в центре Киева. Новым владельцем стал Александр Кохановский — именно он основал украинскую организацию Natus Vincere. В отеле планируют создать Киберспортивную академию для образовательных проектов и Киберспортивную ассоциацию, чтобы объединить ключевых игроков рынка. Однако сделка еще не завершена — в конце августа Окружной админсуд получил несколько исков с просьбой отменить приватизацию отеля. 10 сентября