Режим Антониу Салазара продержался в Португалии более 40 лет. Он стал диктатором по просьбе военных, а под конец жил в альтернативной реальности — но его так и не свергли
- Авторы:
- Serhii Pyvovarov, Gleb Gusev
- Дата:
В 1932 году премьер-министром Португалии стал Антониу ди Оливейра Салазар — профессор-экономист из университета Коимбры. Он положил конец политическому и экономическому кризису. Но установил правый диктаторский режим, который просуществовал дольше всех в Европе. Он подавил свободу слова, собраний и прессы, но не устраивал таких масштабных репрессий, как Франко, Гитлер и Муссолини. Португалия не участвовала во Второй мировой, но вела колониальные войны в Африке и Азии. В 79 лет Салазар перенес тяжелый инсульт, соратники отстранили его от власти. Но самому диктатору об этом не сказали — в его больничной палате собирались с докладом министры, для него печатали специальную газету с «правильными» новостями. Салазар умер в 1970 году, но его режим продержался еще четыре года. Пока в Беларуси диктатор Александр Лукашенко 26-й год удерживает власть, обозреватель «Бабеля» Сергей Пивоваров вспоминает историю правления Антониу Салазара.
В 1910 году в Португалии свергли короля, а страну объявили демократической республикой. Но республиканский период только усугубил политический кризис. За следующие 16 лет в Португалии произошло 17 попыток государственного переворота, 158 всеобщих забастовок, 24 восстания, сменилось восемь президентов, три диктатора и 44 правительства.
В 1926 году после очередного переворота власть в стране захватили военные. К этому времени Португалия превратилась в одну из беднейших и слаборазвитых экономик Европы. Импорт значительно превышал экспорт, накопился огромный внешний долг. Национальная валюта эскудо обесценилась настолько, что ее даже печатали за границей.
7 449 триллионов эскудовнешний долг Португалии в 1927 году.
Военные пытались исправить ситуацию, но у них не хватало знаний в экономике. Поэтому они пригласили на должность министра финансов Антониу ди Оливейра Салазара, профессора-экономиста из университета Коимбры, известного своими консервативно-монархическими взглядами. В 1928 году Салазар заступил на пост, резко сократил бюджетные расходы и быстро добился финансовой стабилизации. Португалия стала постепенно выходить из экономического кризиса, выплатила внешний долг и победила инфляцию.
Абсолютная власть может существовать, абсолютной свободы никогда не бывает.
После этого правящие элиты стали воспринимать Салазара как спасителя нации. В 1932 году он стал премьер-министром, а в следующем году провел референдум и узаконил новую конституцию. Теперь премьер получал почти неограниченную власть, а президент и парламент выполняли декоративные функции. Так в Португалии утвердился режим «Нового государства», который просуществовал вплоть до 1974-го, на четыре года пережив своего создателя Антониу Салазара.
Салазар, в отличие от большинства диктаторов ХХ века, не был ни военным, ни представителем спецслужб, ни революционером, ни лидером массового движения. После прихода к власти у него не появился титул вождя, ему не ставили памятники, в его честь не переименовывали улицы. Он жил скрытно и редко появлялся на публике.
Салазар родился в семье мелких землевладельцев и набожных католиков. Изначально он учился в духовной семинарии и готовился стать священником. Но затем передумал, поступил на юридический факультет старейшего португальского университета в городе Коимбра. Салазар окончил вуз с отличием, а потом стал в нем преподавателем, возглавил кафедру политической экономии и финансов и защитил докторскую степень. Большинство его будущих министров и ближайших соратников были выходцами из университета Коимбры.
В 1928 году Салазар согласился на предложение лидера повстанцев, генерала Антониу ди Кармона, стать министром финансов только после того, как получил неограниченные полномочия по контролю госсредств. Согласно новой Конституции 1933 года президентами становились только военные генералы. Они с удовольствием выступали на государственных торжествах и церемониях вместо Салазара, но реальной власти у них не было. За время правления Салазар трижды совмещал премьерство с постом министра обороны.
Если демократия пребывает в убеждении, что власть исходит от масс, что править — это дело масс, а не элиты, то я рассматриваю демократию как фикцию.
В основе новой конституции лежала концепция «Нового государства» Салазара. Главными ценностями провозглашались бог, родина, семья. Основная идеология — корпоративизм. То есть, все португальцы объединялись в корпорации в зависимости от рода деятельности: рабочие и служащие — в национальные синдикаты, предприниматели — в гильдии, интеллигенция — в ордена, крестьяне — в «народные дома». В парламенте заседала одна партия — «Национальный союз». В конституции была статья, по которой правительство могло ограничивать «для общей пользы» свободу слова, собраний, прессы. Салазар считал, что страной должны управлять не массы, а элита. Поэтому для избирателей ввел образовательный и финансовый ценз.
Салазар сохранил нейтралитет Португалии во время Второй мировой войны. Он успешно торговал с обеими сторонами вольфрамом — стратегическими металлом, необходимым для военной промышленности. В итоге золотой запас Португалии вырос примерно в семь раз — с 63,3 миллиона долларов в 1938 году до 438 миллионов в 1946-м.
Одной из опор режима Салазара была тайная полиция PIDE. Хотя в стране формально не существовало смертной казни, агенты PIDE расправлялись с неугодными без суда и следствия. Тюрьма «Таррафал» на островах Кабо-Верде превратилась в своеобразный лагерь смерти, где заключенные умирали от болезней и пыток. По приблизительным подсчетам, за сорок лет диктатуры жертвами политических репрессий стало около 30 тысяч человек. Это намного меньше, чем при правых режимах в Испании, Германии и Италии, поэтому правление Салазара иногда называют «мягкой диктатурой».
За все время правления Салазара португальские войска только однажды участвовали в боевых действиях в Европе — в гражданской войне в Испании на стороне Франсиско Франко. Однако армия вела масштабные колониальные войны. После Второй мировой Португалия осталась фактически единственной колониальной империей. К 1945 году она контролировала современные Анголу, Восточный Тимор, Гвинею-Бисау, Кабо-Верде, Мозамбик, Сан-Томе и Принсипи, а также индийские Гоа и Дамиан вместе с китайским Макао.
От чего они бегут? От нищеты, от забот. И еще от казарм. Никогда из португальской армии не дезертировало так много людей, как сейчас.
В начале 1960-х в колониях начали вспыхивать восстания, на их подавление отправили около 200 тысяч португальских солдат. Теперь на содержание армии уходило примерно 40 процентов госбюджета. Остальная часть тратилась на индустриализацию, но резко сокращалось финансирование социальных сфер, в первую очередь, медицины и образования. К концу эпохи Салазара около 40 процентов населения оставались неграмотными, каждая вторая женщина рожала без медицинской помощи, а средняя продолжительность жизни составляла 49 лет. В 1960-х португальцы начали массово уезжать из страны, спасаясь от бедности и от призыва в армию.
В 1968 году у Салазара случился инсульт, из-за чего он упал с кресла и сильно ударился головой. Врачи смогли спасти его жизнь, но управлять страной он уже не мог. Поэтому соратники по-тихому отстранили Салазара от власти, однако сам диктатор так и не узнал об этом. Вплоть до его смерти в больничной палате собирались министры, которые докладывали Салазару о «положении дел в стране и в мире». Ему приносили на подпись документы, специально для него даже выпускали в одном экземпляре газету, в которой печатались только «правильные» новости. Например, Салазар так и не узнал, что в 1969 году американцы высадились на Луне.
Антониу Салазар умер 27 июля 1970 года в возрасте 81 года. Но до революции, окончательно свергшей салазаровский режим «Нового государства», оставалось еще четыре года.