«Люди сидят у сгоревших домов и не понимают, что им делать». В Луганской области четыря дня тушили масштабный пожар. Вот как сейчас выглядит село Смоляниново, где сгорели более 20 домов — фото
- Авторы:
- Serhii Pyvovarov, Евгений Спирин
- Дата:
Восток-СОС
В Новоайдарском районе Луганской области четыре дня тушили масштабные лесные пожары. Седьмого июля из-за сильного ветра огонь перекинулся на окрестные села. Больше всего пострадали село Смоляниново и дачный кооператив «Волчье озеро», где огонь уничтожил и разрушил почти 140 домов. Из-за пожара погибли пять человек, более 30 попали в больницы. Волонтеры «Благотворительного фонда «Восток-СОС» собирают для пострадавших еду, одежду, лекарства и средства защиты, а также закупают воду и дизтопливо для спасателей. Мы поговорили с координатором Северодонецкого офиса «Восток-СОС» Александрой Ворошиловой, которая побывала в Смоляниново и привезла туда гуманитарную помощь. Там пожар уже потушили, и большинство эвакуированных жителей вернулись обратно. Многие из пострадавших в шоковом состоянии, потому что потеряли в огне свои дома, машины, документы. Теперь волонтеры планируют оказывать им юридическую и психологическую помощь.
Пожар начался 6 июля в лесу в районе села Осколоновка Новоайдарского района Луганской области. Из-за сильного ветра огонь быстро распространился в сторону сел Капитаново, Вороново и Смоляниново.
«Горел лесной массив, очень большой дым был. Нам даже в Северодонецке было видно, хотя это довольно далеко, — рассказывает Александра Ворошилова. — Тут сейчас сильная жара — до 50 градусов на солнце доходило. А 7 июля начался сильный ветер, и огонь очень быстро перекинулся, в том числе, и в сторону Смоляниново».
Пожар охватил пять тысяч гектаров. Больше всего пострадало село Смоляниново. Здесь полностью сгорели 23 дома, еще 36 повреждены. «Мы общались с людьми, живущими на первых двух улицах от дороги, которые больше всего пострадали. Они рассказывали, что все произошло буквально за несколько секунд: “Мы увидели, что сначала начал падать пепел. А затем за доли секунды огонь перекинулся через трассу, и начали загораться первые от дороги огороды. Потом уже все огненными шарами полетело на дома”. На этих двух улицах дома сгорели через один: один стоит целый, соседний — сгоревший под ноль, остались где кирпичи, где куски металла», — говорит Александра.
Также в эпицентре пожара оказался дачный кооператив «Волчье озеро». По данным спасателей, здесь сгорели 80 домов. «Кооператив «Волчье озеро» — это небольшой дачный поселок внутри лесного массива. Он очень сильно пострадал от пожара. Туда пока никого не пускают. Там жил наш знакомый — луганский режиссер Александр Шмаль. Он вчера [7 июля] успел выехать, эвакуироваться, но потерял жилье. А его соседи остались тушить свой дом и сгорели заживо», — говорит Александра.
По данным ГСЧС, из-за пожара погибли пять человек, 34 попали в больницы. Из Смоляниново и кооператива «Волчье озеро» эвакуировали 30 человек. Некоторые жители пытались уехать на своих авто. «Седьмого июля на Новоайдарской трассе было три ДТП. Люди пытались уехать оттуда, но вокруг был дым и огонь, и многие не справлялись с управлением. Потом туда приехала полиция и перекрыла трассу. Но машины остались и обгорели», — рассказывает Александра.
По словам президента Владимира Зеленского, каждому потерявшему жилье, выплатят по 300 тысяч гривен. Каждому пострадавшему обещают по 20 тысяч гривен, для семей погибших предусмотрены отдельные выплаты.
Восьмого июля в Смоляниново пожар уже потушили, и большинство эвакуированных жителей вернулись обратно. «Они сидят на пеньках, на сгоревших кусках домов и не хотят никуда уезжать. У них сейчас шок и они не понимают, что делать. У них сгорело все — дома, документы. Куча организаций приезжают, спрашивают, что им нужно. Но они отвечают: “Нам ничего не надо”. По состоянию на 8 июля Новоайдарская трасса еще была закрыта, там продолжали тушить пожар. Волонтеры «Восток-SOS» и Красный Крест смогли попасть в Смоляниново через соседнюю деревню Александровку.
Александра говорит, что на следующей неделе волонтеры «Восток-SOS» планируют выезжать в пострадавшие села уже с юристом. «Потому что многим потребуются консультации по документам, по актам сгоревших домов. А еще им очень сильно нужна психологическая помощь».