Прокуроры представили результаты пятилетнего расследования о сбитом самолете МН17. Они рассказали, как искали свидетелей, вычислили место запуска ракеты и анализировали данные радаров
- Авторы:
- Oleksiy Yarmolenko, Евгений Спирин
- Дата:
Karolina Uskakovych / «Бабель»
Восьмого июня в деле о сбитии над Донбассом самолета, выполнявшего 17 июля 2014 года рейс МН17, начался второй этап слушаний. Для расследования этой авиакатастрофы образовали Международную следственную группу (JIT). После пяти лет следствия в марте 2020 года в Нидерландах начался суд над четырьмя основными подозреваемыми: россиянами Игорем Гиркиным, Олегом Пулатовым, Сергеем Дубинским и украинцем Леонидом Харченко. Прокуроры несколько дней презентовали результаты следствия. Они рассказали о том, как искали свидетелей, которые находились возле ракеты во время запуска, о полученных данных с радаров и о том, что удалось обнаружить с помощью спутниковых снимков. «Бабель» пересказывает основные тезисы из доклада.
Общая ситуация на Донбассе летом 2014 года
Позицию обвинения представляют три прокурора: Тийс Бергер, Вард Фердинандуссе и Деди Вуй-а-Цой. Свою презентацию они начали с краткого описания ситуации на Донбассе в первой половине июля 2014 года и в день, когда сбили самолет.
В середине лета пророссийские боевики уже объявили о создании так называемых «ЛНР» и «ДНР», вели активные боевые действия на территории Луганской и Донецкой областей и захватили часть территорий. Самолет упал на территории, которую контролировали боевики «ДНР». По данным следствия, территория, по которой «Бук» транспортировали в Украину, и место запуска ракеты не контролировались украинскими властями.
Во время расследования установили, что большинство боевиков были россиянами, которые приехали воевать на территорию Украины. Поэтому следствие считает, что термин «сепаратисты» не корректен, однако прокуроры будут использовать его как общеизвестный и понятный для обозначения боевиков на Востоке Украины.
Как следствие изучало место падения, обломки самолета, ракеты и тела погибших
Следствие по делу сбития МН17 происходило в очень ограниченных и сложных условиях. Доступ к месту падения и получение всех обломков согласовали с представителями «ДНР». Приоритетом для расследования в первые дни авиакатастрофы был поиск и идентификация всех тел погибших. Переговоры с боевиками «ДНР» нидерландские следователи вели через представителей ОБСЕ. Следователи сначала вывозили тела с оккупированной территории Украины, а затем идентифицировали в Нидерландах. Останки двух жертв катастрофы так и не смогли идентифицировать.
По словам прокурора Тийса Бергера, тела погибших исследовали в три этапа. Сначала их проверяли на наличие опасных веществ, затем гробы проверялись специальным томографом, который выявлял чужеродные элементы в телах, и уже на последнем этапе патологоанатом вместе с криминалистом и взрывотехником проводили визуальный осмотр и в случае необходимости осуществляли вскрытие. Обыскивали и личные вещи пассажиров. Во время таких осмотров следователи нашли характерные для ракеты «Бука» поражающие элементы в форме бабочки.
Для вывоза всех обломков сбитого самолета Нидерланды использовали три конвоя. В первом было 16 трейлеров, во втором — восемь и в третьем — еще два. Следователи сфотографировали все эти обломки на месте происшествия перед тем, как транспортировать их в Нидерланды.
Во время следствия исследовали ракету ЗРК «Бук». В ноябре 2014 года в Даниловке (Киевская область) провели тестовый выстрел из «Бука», в октябре 2015 года власти Финляндии передали фото и сканы ракеты 9М38М1 в разобранном виде, в том же году финны совершили и тестовый подрыв ракеты. Также летом 2016 года в украинской Шостке проводили еще два подрыва — отдельно боеголовки и целой ракеты.
Кроме этого, следователи также попытались исследовать почву с места запуска ракеты, чтобы найти в ней остатки ракетного топлива, однако сделали это только в июне 2015 года. В тестовых образцах остатков топлива не было, поэтому следователи отставили этот способ получить доказательства запуска.
Расследование осложняли не только боевые действия на этой территории, но и активное препятствование со стороны России. РФ предоставляла показания разных людей, которые оказались фейковыми. Некоторым из них Россия заплатила. Следователи упоминали и так называемого испанского авиадиспетчера Карлоса, который якобы был в Киеве и заметил на радарах украинский истребитель рядом с рейсом МН17. Впоследствии выяснилось, что Карлоса задержали в Румынии, он обвиняется в мошенничестве и никогда не был авиадиспетчером.
Как искали свидетелей и перехватывали переговоры
Следователи обращались с помощью СМИ и других площадок к свидетелям этих происшествий с просьбой предоставить информацию о сбитии самолета. Искать свидетелей помогали украинские власти. Некоторые свидетели сами обратились к украинским спецслужбам, некоторых нашла СБУ. Также давали показания арестованные в Украине боевики.
Часть свидетелей по делу засекречены. Их знают только полицейские Нидерландов, которые их допрашивали, а в некоторых случаях следственный судья. Именно он решал, анонимность каких свидетелей должна сохраниться и можно ли приобщать их показания к делу.
Украинская сторона предоставила большинство перехваченных разговоров главарей «ЛНР» и «ДНР». Чтобы получить некоторые записи, обращались за согласованием в украинской суд. Ситуацию осложняло то, что через некоторое время главари получили от ФСБ средства засекреченной связи.
О чем говорят данные с радаров
Прокурор Тийс Бергер рассказал о данных, которые следователи получили с радаров. Он пояснил публично принципы и механику работы радаров, а также рассказал об экспертах, которых привлекали для исследования информации. Прокурор подчеркнул, что существуют первичные и вторичные данные радаров — первые фиксируют радиоволны от любых летательных объектов, а вторые — только от передатчиков на борту самолетов.
Следователи установили, что рейс МН17 во время сбития попадал в зону действия нескольких украинских и российских радаров — как гражданских, так и военных. Поэтому, чтобы получить эти данные, нидерландские прокуроры обратились к РФ и Украине с официальными запросами.
Украина предоставила лишь вторичные данные, потому что три ближайших гражданских радара не работали в момент сбития самолета — радар в Донецке захватили боевики, так же как и радар в Артемовске, а радар в Чугуеве был на плановом ремонте. В то же время был еще один гражданский радар в Днепре, однако рейс МН17 не попал в зону его действия.
Все украинские радары не подтвердили наличие ни каких-либо истребителей рядом с самолетом, ни ракет. Однако эксперты уверяют, что непопадание на радары ракеты, в отличие от истребителей, не свидетельствует о том, что ее не было.
Россия же показала данные со своих радаров во время пресс-конференции 21 июля 2014 года, на них рядом с рейсом МН17 был истребитель. На запрос прокуратуры Нидерландов РФ предоставила скомбинированные первичные и вторичные данные радаров. Однако следователи настаивали на передаче именно оригинальных данных с российских радаров. В России же уверяли, что они не сохранились.
Через некоторое время из РФ сообщили, что данные с одного из радаров нашлись. На этих данных никаких истребителей рядом с самолетом МН17 не было. Не было и ракет. Однако прокуроры на примерах объяснили, что радары по техническим характеристикам могли не запеленговать запуск ракеты из-за ее скорости, короткого времени полета и малых размеров по сравнению с самолетами.
О чем говорят данные со спутников
Прокуроры обращались ко многим странам, в частности к США, России и Китаю. Китайский спутник, который пролетал в этот момент над местом сбития, не сфотографировал Землю. США отказались предоставлять следователям полные данные, однако показали данные со своей системы, которая может отслеживать запуск ракет во всем мире.
Россия предоставила лишь снимок низкого качества над населенным пунктом Зарощенское, откуда, по версии России, якобы стрелял ЗРК «Бук», который был под контролем украинских военных. Следователи неоднократно обращались с запросами к россиянам, однако те не предоставляли необходимую информацию. Когда же выяснилось, что снимки от России были фейковыми, что подтвердили эксперты, то в РФ отметили, что не имеют качественных фото этой территории из-за плохой погоды.
Также следователи пользовались данными частных компаний Google и Geoserve. Они приобрели несколько фото за 18 и 19 июля 2014 года, однако те были плохого качества из-за высокой облачности. В июне 2016 года компания Google обнародовала фото Макеевки 17 июля 2014 года, на котором следователи нашли ЗРК «Бук» на пути к месту запуска ракеты.
Какие есть альтернативные версии
Следствие рассматривало альтернативные версии. Одной из них была атака с воздуха, которая не подтвердилась данными спутников и радаров.
Также рассматривалась версия возможного взрыва внутри самолета, однако ее опровергли эксперты, принимая во внимание характер повреждений на фюзеляже самолета и обломки, которые изъяли из тел жертв катастрофы. В телах погибших нашли элементы металла и стекла из окон самолета. Если бы взрыв произошел внутри — стекло вылетело бы наружу, а не внутрь салона.
Еще одним важным элементом во время расследования были сообщения в социальных сетях после сбития самолета. Боевики в соцсетях сообщали, что сбили украинский самолет Ан-26. Также они рассказывали об этом некоторым иностранным журналистам, которые в тот момент работали на оккупированной территории.
Исследовалась и возможность сбития самолета другим зенитно-ракетным комплексом, с другого места, а также «Буком» из Украины. Однако все эти версии не подтвердились. Относительно других возможных мест не было достаточных доказательств, кроме домыслов нескольких свидетелей.
По основной версии России, МН17 сбили украинские военные из района близ населенного пункта Зарощенское. Прокуроры обнародовали переговоры боевиков, которые подтверждают, что этот поселок 17 июля 2014 года также находился под контролем «ДНР».
Украина также предоставила информацию о всех своих ЗРК «Бук», которые находились неподалеку от зоны боевых действий на Донбассе. Эти данные следствие сравнило с данными от нидерландской разведки. В соответствии с ними, ни один украинский «Бук» не находился в зоне, откуда мог сбить рейс МН17.
Как следствие определило место запуска
Маршрут «Бука» и место запуска ракеты следователи выясняли благодаря открытым данным, допросам свидетелей и данным спецслужб. Они смогли детально отслеживать не только передвижение «Бука» по оккупированной территории Украины, а также и его путь по России из расположения 53-й бригады. На территории Украины следствие объединяло данные свидетелей с их месторасположением с помощью мобильной связи.
Следователи начали анализировать одну из фотографий, которая появилась в сети 17 июля 2014 года — на ней был возможно столб дыма, который мог принадлежать ракете. Автора этого снимка допросили. Следователи получили оригиналы изображения и камеру и выяснили, что фото не редактировали и сделали именно в день катастрофы. Впоследствии они остановились на потенциальном месте запуска — поле неподалеку от Первомайского, к югу от Снежного. Об этом также писали и некоторые журналисты, которые заметили необычный кусок сожженного поля в этой локации. Следствие приняло во внимание данные разведки, в том числе и США, и сконцентрировалось на поиске места запуска ракеты возле Первомайского.
Спутниковые снимки проанализировали эксперты Минобороны Нидерландов, которые обнаружили возле места сожженного куска поля следы гусениц. Также выяснили, что 16 июля 2014 года следов пожара там не было, а на снимках 20—21 июля они появились.
Следователи приняли во внимание и показания нескольких свидетелей, которые были на месте или рядом с местом запуска ракеты. По словам прокуроров, в 2016 году свидетель Х48 сообщил, что в тот день он видел запуск ракеты с поля близ Первомайского. Он также показал на снимках, где именно, по его словам, был расположен ЗРК «Бук», что совпало с версией следствия.
Впоследствии в деле появился свидетель М58. На момент сбития самолета он был боевиком «ДНР» и сообщил, что находился непосредственно на месте запуска ракеты. Его показания совпали с предварительными данными следствия.
Какие эксперименты проводили с «Буком»
Во время следствия провели ряд различных экспериментов с ракетами и самим ЗРК. Следователи потратили много времени и привлекли экспертов, чтобы выяснить принципы и механику работы «Бука». От Украины, Грузии и Финляндии они получили виды ракет 9М38 и 9М38М1, а также 9А310М1. Это помогло сравнить элементы ракеты с поражающими элементами, которые достали из тел погибших.
Следователи смогли подтвердить, что во время выстрела в направлении земли выпускается мощная вспышка топлива и газа, что вполне может вызвать возгорание травы на месте запуска.
Какие роли подозреваемых в сбитии самолета
Установить настоящие имена подозреваемых, несмотря на позывные и шифрования, для следствия было относительно легко. Например, Сергея Дубинского в разговорах постоянно называли «Сергеем Николаевичем» или «Хмурым». В интервью в декабре 2014 года он сам назвал себя «Петровский Сергей Николаевич с позывным «Хмурый». Иногда его собеседники даже называли его по настоящей фамилии — Дубинский, а не по фейковой «Петровский».
Игорь Гиркин и Леонид Харченко также не скрывали своих лиц и настоящих имен. Сам Гиркин неоднократно сообщал, что он Игорь Стрелков. Еще один подозреваемый, Олег Пулатов имеет очень редкое отчество — Юлдашевич. Также следователи привлекли экспертов для проверки голосов на перехваченных аудиоразговорах, которые подтвердили их подлинность.
Следователи уже обнародовали разговоры Гиркина, в которых он просил предоставить боевикам «ДНР» противовоздушные комплексы. В день, когда этот разговор обнародовали, он сам в соцсети «ВКонтакте» подтвердил, что разговор настоящий.
Информацию, что «Бук» транспортировали боевики по территории, которую они же контролировали, подтвердили свидетели. Среди них и личный водитель Харченко, боевик, который помогал вывозить «Бук» обратно в Россию, еще один боевик, который находился в непосредственном распоряжении Дубинского, а также боевик, который участвовал в захвате компании, в которой взяли белый тягач Volvo для перевозки ЗРК.
Что будет дальше
Прокуроры отметили, что сейчас в суд передали обвинения в отношении именно этих четырех подозреваемых: Сергея Дубинского, Игоря Гиркина, Леонида Харченко и Олега Пулатова. В то же время, до сих пор есть вопросы относительно экипажа ЗРК «Бук», который сбил пассажирский самолет, и возможного руководства со стороны РФ. В случае появления новых подозреваемых — они будут выделены в отдельное производство.
Следствие также не смогло установить точную причину сбития самолета — был пуск ракеты преднамеренным или катастрофа произошла случайно. Однако, как отметили прокуроры, от ответственности причина выстрела не освобождает, поскольку «осознание того, что их действия привели к смертям, уже являются достаточными для предъявления обвинений».