Украинская группа Go_A вышла в финал «Евровидения». Восемь лет их мало замечали, а теперь перепевают в Исландии и зовут в Колумбию — профайл «Бабеля» (архивный материал)
- Авторы:
- Алексей Бондаренко, Алла Кошляк
- Дата:
Александр Вансович
Группа Go_A восемь лет искала своего слушателя и оставалась вне поля зрения массмедиа и меломанов. Их редко приглашали на фестивали электронной музыки, потому что считали слишком народными, а на рок-фесты — из-за чрезмерно электронного звучания. Все изменилось в начале 2020 года, когда квартет принял участие в Национальном отборе на конкурс «Евровидение». Группа победила, несмотря на то что считалась едва ли не аутсайдером. У песни из отбора «Соловей» уже более миллиона просмотров на YouТube. Их треки крутят по всей Европе, приглашают на концерты в Колумбии и перепевают в Исландии. Go_A должны были представлять Украину на конкурсе в Роттердаме, но из-за карантина вместо песенного конкурса в этом году организаторы «Евровидения» устраивают большой концерт онлайн. «Бабель» собрал профайл Go_A, которые будут выступать сегодня.
1
Проект Go_A как микс электронной музыки и этнических мотивов в 2011 году придумал музыкант Тарас Шевченко. У Тараса уже имелся музыкальный опыт: он играл альтернативный метал в группе Fat From Mars и сотрудничал с Потапом в его ранних рэп-проектах, в частности Потап&DjDoc, UGO, Left Bank Clan.
Нынешняя вокалистка Екатерина Павленко сначала не входила в состав группы да и вообще не планировала связывать свое творческое будущее с электроникой. Екатерина — певица и преподаватель народного вокала. Она переехала из Нежина в Киев в надежде найти рок-группу, с которой хотела бы выступать. Вместе с тем начала преподавать вокал и зарабатывать деньги на этом. Одна из ее учениц встречалась с участником Go_A. Группе был нужен народный вокал на совместный трек с украинским бандуристом Ярославом Джусем. Музыканты Go_A обратились к Екатерине, она записала свой голос и впоследствии стала второй вокалисткой.
Go_A выпустили несколько песен и пытались найти площадки для выступлений. Но получалось не очень. «Был период, когда мы пытались пробиться везде, где только можно. Для рок-фестиваля мы были слишком электронные, на электронных фестивалях — слишком народные», — рассказывает фронтвумен группы Екатерина Павленко.
Переломным моментом стало выступление в киевском клубе «44» в серии концертов New Generation для молодых музыкантов. Они познакомились с Евгенией Стрижевской, которая тогда была арт-директором клуба, а также программным директором фестивалей Jazz Koktebel и «Країна мрій».
«Меня всегда привлекает в музыкантах определенный баланс искренности, фанатичности и наличия вкуса. У Go_A все это есть. Я слышала очень много нездоровых экспериментов с «фольктроникой», «этно-рок-джаз-попом» и другими жанрами, часто от очень крутых музыкантов, которые пытались делать трендовую музыку. И тут пришли Go_A — как глоток свежего воздуха. Очень шумно, энергично и интересно», — вспоминает свое впечатление Стрижевская.
Она позвала группу выступить на фестивале «Країна мрій», после чего Go_A начали приглашать на другие фестивали, среди которых «Трипільске коло», Kyiv Open Air, «Гогольфест», Polyana Music Festival. Изменились и принципы группы.
«У нас было несколько неудачных попыток поездок на фестивали, и мы решили, что не будем никому навязываться. Когда ты приезжаешь как приглашенная группа, к тебе совсем другое отношение и организационные нюансы. После того, как мы приняли такое решение, мы стали ездить только туда, где нас ждут. И все стало классно», — вспоминает Павленко.
2
Go_A всегда работали без продюсера и менеджера, все делали самостоятельно. К тому же, постоянно менялся состав группы. Участники подсчитали, что за все время состав изменился 11 раз. Сейчас группа — это Тарас Шевченко, Екатерина Павленко, гитарист Иван Григоряк, который играл в десяти группах, среди которых «Колір Ночі» и «Тінь Сонця», и свирельщик Игорь Диденчук, который сотрудничает с KHAYAT, Kalush, Аlyona Аlyona.
Хаотичность коснулась и названия. Официально группа называется Go_A — через нижнее подчеркивание, хотя изначально название писали через дефис, так же назвались в Facebook, и до сих пор им не удается переименовать официальную страницу, потому что социальная сеть не принимает правку.
Дебютный и пока единственный альбом «#Ідиназвук» группа выпустила в 2016 году. Сделали это без масштабной промо-кампании.
― Я не скажу, что альбом что-то кардинально изменил. Мы просто его нигде не рекламировали. Мы его издали, и он сарафанным радио начал распространяться, — рассказывает Екатерина.
Несмотря на то, что музыка группы не подходила формату почти ни одной радиостанции, трек «Веснянка» взяла в ротацию KISS FM. Песня победила в конкурсе The Best Track in Ukraine и 6 недель держалась на первом месте хит-парада 10 Dance.
Этого было недостаточно. Аудитория росла очень медленно. В определенный момент музыканты начали задумываться над целесообразностью существования проекта. Но тут в октябре 2019 стартовал Национальный отбор на «Евровидение-2020».
3
Екатерина рассказывает, что идею пойти на Национальный отбор подкинули их поклонники. Сами Go_A не верили, что их вообще туда возьмут, поэтому даже не пробовали подаваться. Но как-то генеральный продюсер отбора Руслан Квинта услышал в интернете песню «Рано-раненько», и она ему очень понравилась. Квинта прослушал весь альбом и попросил связаться с Go_A и пригласить их на отбор.
На подготовку к участию ушли почти все заработанные за последние годы деньги группы. Участники потратили около 500 долларов и 20 000 гривен на работу визажистов, аренду костюмов, мастеринг песни за рубежом.
Букмекеры оценили шансы Go_A победить крайне низко: среди финалистов ниже были шансы только у Давида Аксельрода. Во время пресс-конференций к Go_A подходило меньше всего журналистов. Все ставили на TVORCHI, KRUTЬ или KHAYAT. Неожиданно для всех Go_A безапелляционно победили с песней «Соловей» — она взяла самый высокий балл и от жюри, и от зрителей.
Жизнь участников группы резко изменилась. У них стали постоянно брать интервью, приглашать выступить в Украине и за рубежом, «Соловей» начал звучать на радио в нескольких европейских странах. «Мой друг из Польши рассказывал, что у них «Соловей» сейчас звучит чуть ли не из каждого утюга», — удивляется и радуется Павленко.
Go_A начали подготовку к выступлению в Роттердаме. Но все планы разрушила пандемия коронавируса. «Евровидение» перенесли на следующий год. На новом конкурсе группе нужно будет исполнить другую песню. Несмотря на это, музыканты продолжают собирать все новые и новые достижения. Например, группа победила в исландском онлайн-конкурсе Alla leið, тамошней альтернативе «Евровидению».
4
Победа Go_A вызвала полярную реакцию у музыкальной общественности. Судья Национального отбора Андрей Данилко был в восторге и рассказывал, что ему очень понравилась и песня, и выступление. Фронтмен группы «Антитела» Тарас Тополя, наоборот, написал сразу несколько огромных постов в Facebook, в которых обвинил группу в предательстве национальной идентичности.
Музыковед Любовь Морозова называет Go_A межэтническим.
― Сравните исполнение украинской песни «Жаль мені на козака» от коллективов «Любисток» или «Кралиця» с тем, что делает с ней Go_A. В первом случае — это шароварщина в лучших традициях. Go_A добавляет энергичный бит, электрогитару и одновременно меняет порядок в дальневосточную сторону и сильно сдвигает темп. Вокал на фальцете добавляет не только архаичную народность, но и определенную игрушечность с элементом издевательства. Вот эта игрушечность содержит в себе нечто зловещее, как будто в страшилке с Джокером. Вместе с ритуальной мелодикой такая музыка завораживает.
Почему же тогда Go_A так долго оставались вне поля зрения украинского слушателя? Андрей Уренев, музыкальный продюсер группы KAZKA, которая также часто комбинирует народные мотивы с электронной музыкой, считает, что дело в несовершенстве украинской индустрии.
― Есть много замечательных коллективов, которые могли бы вызвать резонанс после появления на крупном телеканале. С появлением Нацотбора изменилась общая парадигма выбора артиста на «Евровидение». Люди начали голосовать не за известных артистов (часто специально против), а за свежую кровь. Полное отсутствие связи между талантливыми инди артистами и их потенциально широкой аудиторией — главная проблема этих музыкантов.
У музыки группы большие шансы стать популярной за границей, возможно, даже больше, чем на родине. «Для людей за рубежом наш мелодичный и глубокий фолк воспринимается как свежая музыка, которая отличается от знакомой мелодики. Для нас это привычно, поэтому и не воспринимается так остро, — объясняет Уренев. — К тому же фестивальная инди тусовка за рубежом много больше нашей. Соответственно, мест и поводов показать себя у такого музыканта гораздо больше».
«Сразу после выступления мне много писали недовольные слушатели, мол, «Соловей» очень напоминает российскую эстраду 1990-х («Здорово, Кострома — Здоровенько!»), да и в целом основан на русском фольклоре. Но группа работает с настолько древними и универсальными напевами, что они всегда будут что-то напоминать», — отвечает на критику Морозова.
Сами Go_A стараются не обращать внимания на обсуждения их победы. «Мы к критике привыкли. Нас постоянно все критиковали, мы постоянно были вне тусовки. Нас это не удивляет. Мы знали, на что идем. Много критики мы получили еще до того, как вышли на сцену конкурса», — говорит Павленко.
Евгения Стрижевская добавляет, что Go_A — это не просто музыкальный проект, а и «люди со здоровой психикой, поэтому прекрасно понимают определенные черты нашего народа».
Несмотря на то, что работы стало намного больше, Go_A остаются группой, которая администрирует себя сама. Сейчас ищут концертного директора и людей, которые могли бы помочь с пиаром и ведением соцсетей. «Даже пост с благодарностью за победу мы написали через неделю после нее, потому что просто не успевали это сделать», — говорит Екатерина. Впрочем, пока что им не удалось найти «своих» людей.
Благодаря карантину и переносу всех выступлений у группы появилась возможность сконцентрироваться на собственном творчестве и наконец записать второй альбом. Это происходит в личной студии Тараса Шевченко Kobzar Records. Екатерина говорит, что после победы у участников группы появилась надежда.
― Честно, мы не думали об альбоме, потому что в последнее время уже руки опускались. А сейчас появился какой-то свет в конце тоннеля, и мы стали очень продуктивными.