«ДахаБраха» придумали этно-хаос, первыми из украинцев выступили на Glastonbury, турили от Австралии до Канады, записали альбом в Бразилии и стали символом Украины — большой профайл «Бабеля»
- Автор:
- Алексей Бондаренко
- Дата:
Пока мир закрылся на карантин, группа «ДахаБраха» выпустила альбом «Аламбарі», записанный в прошлом году в Бразилии. До этого, в марте, квартет получил Шевченковскую премию и вызвал скандал в академических кругах. Одни назвали это позором премии, другие обрадовались, что награда наконец стала современной. В конце 2019 года «ДахаБраха» впервые в своей истории собрали киевский «Дворец спорта» — самую большую крытую площадку страны. Этому предшествовали 15 лет работы, пять студийных альбомов и сотни выступлений по всему миру. «ДахаБраха» первыми из украинских музыкантов выступили на Glastonbury, были гостями на KEXP и в шоу Джулза Голланда. А начиналось все с театра «ДАХ» на 50 зрителей. Журналист Алексей Бондаренко исследовал историю группы и пообщался с самими музыкантами и их коллегами о том, как группа стала культурным символом Украины в мире.
1
В 2001 году студент-филолог из Винницкой области Марко Галаневич приходит в студию «ДАХ», чтобы познакомиться с режиссером Владом Троицким. Тот сразу предлагает ему выучить текст и пробоваться в спектакль.
— Я удивился, что все так просто. Пошел учить. Учил месяц. Прихожу, а Влад смеется: «Ты куда пропал? Давай делай что-то», — вспоминает Галаневич.
Так Марко становится актером театра «ДАХ». Троицкий тогда увлекается идеей возрождения украинского музыкально-драматического театра и ставит два спектакля с народными ансамблями. Они впечатляют студенток Киевского национального университета культуры и искусств, подруг детства Нину Гаренецкую, Елену Цыбульскую, Ирину Коваленко и Александру Гарбузову. Девушки вместе поют в ансамбле «Кралица» при университете.
Троицкий вместе с Олегом Скрипкой организовывают вечеринки, или «Салоны». Люди собираются в театре «ДАХ», пьют вино, обсуждают культуру и выступают друг для друга. Туда приглашают и четверку девушек. Режиссера они не впечатляют.
— Мы спели красивую лирическую украинскую песню, и Влад сказал: «Девушки, ну петь вы не умеете». И мы немного были в шоке. Сколько фестов, везде гран-при. Он [Троицкий] объяснил, что мы «слащаво поем от фонаря» и сами не понимаем, о чем, — вспоминает Нина Гаренецкая.
Влад все равно приглашает девушек поработать вместе и расширить границы украинского фолка. К квартету Влад предлагает добавить Галаневича. Марко до сих пор не может объяснить, почему именно ему это предложили. Так в 2004 году появляется проект, который пишет музыку для спектакля «Макбет. Пролог». Впоследствии добавляются еще два спектакля по пьесам Шекспира и все вместе они получают название «Україна Містична». Музыку к ним исполняет «ДахаБраха». Название пошло от слов «давать» и «брать», а жанр группа придумывает себе сама — этно-хаос.
Менеджером Влад назначает Ирину Горбань, которая работала администратором театра и шекспировского проекта. Горбань вспоминает, что первые самостоятельные выступления были на фестивалях в дополнение к спектаклям:
— Это и первые «Шешоры», и куча фестивалей в Венгрии и Польше. На тот момент я занималась и театром, поэтому не было разделения между проектами — предлагали всем все и сразу. Я делала рассылки по фестам, носила демки по киевским клубам, приглашала на все премьеры посольства. Мы играли бесплатно на куче мероприятий, придумывали ивенты, когда где-то гастролировали с театром. Например, в Лондоне в 2007-м у нас было десять спектаклей «Макбет. Пролог» в Центре Барбикан. Мы делали борщ-пати дома у журналиста Питера Калшоу. Лет десять мы вообще, кажется, ни от чего не отказывались, кроме принципиальных моментов.
Первый альбом в 2006 группа выпускает не в студийной версии, а записанный вживую во время концерта в театре «ДАХ», и называет его «На добраніч».
2
В 2007-м выходит студийный альбом «Ягудки», куда вошла часть песен из «На добраніч». Именно его группа считает первой полноформатной работой. Академическое и фольклорное сообщества неоднозначно принимают дебют, а популярные радиостанции не берут музыку в эфир, потому что не формат.
— Из-за своей успешности «ДахаБраха» — словно красное сукно для академической и фольклорной музыки Украины. Академисты ругают их за непрофессионализм, фольклористы — за слишком вольную работу с традицией. «ДахаБраха» выполняют задачи другого уровня: это синтез искусств и религий. Каждое их выступление — как религиозное таинство, — говорит музыкальный критик Любовь Морозова.
Главной визуальной «фишкой» группы становятся костюмы. Высокие женские шапки группа придумала сама, а все верят, что это забытый атрибут украинской культуры. «Мы долго искали, в какой же традиции есть подобные женские головные уборы, и нигде их не нашли. Разве что в Болгарии иногда используют похожие, но и они исключительно мужские, а носят их только в конкретные праздники», — рассказывает Марко.
После выхода альбома «Ягудки» Саша Гарбузова переезжает за границу и уходит из группы. «ДахаБраха» продолжает существовать как квартет. Первым альбомом в новом составе становится лонгплей «На межі» 2009 года.
3
Над третьим студийным альбомом Light «ДахаБраха» работают вместе с бывшими музыкантами Esthetic Education. За саунд-продюсирование и аранжировки берется Юрий Хусточка, а за сведение — гитарист Илья Галушко. По звучанию альбом приближается к индипопу.
После выхода Light в 2010 году группа начинает больше выступать за рубежом и меньше — в Украине. Песни из этого альбома становятся хитами стриминговых сервисов (самая популярная — Baby) и привлекают внимание иностранных букеров.
— Мы почувствовали, что определенный материал отличается, сложили его в кучу и поняли, что он звучит лайтовее, — так и появилась концепция альбома Light, — рассказывает Марко Галаневич.
Музыкальный обозреватель и директор по развитию премии YUNA Игорь Панасов вспоминает, как попал на выступление «ДахаБраха» на фестивале Jazz Koktebel в 2014 году: «Это было как шоу The Chemical Brothers, только с живыми людьми».
«ДахаБраха» почти не тратит деньги на рекламу. Они делают ставку на живые выступления. Коллектив ездит на важные шоукейсы — фестивали для профессионального сообщества, где организаторы и менеджеры выбирают группы для дальнейшего сотрудничества. На шоукейсе WOMEX в Греции группу называют открытием фестиваля. Там «ДахаБраха» заключает контракт с агентством Riot Artists, которое организовывает им два десятка выступлений в Северной Америке.
О группе пишут в The New York Times и Rolling Stone, их приглашают выступить в Центре искусств им. Джона Ф. Кеннеди и на фестивале Bonnaroo.
Параллельно группа, вместе со всеми деятелями центра «ДАХ», принимает активное участие в украинской революции. «ДахаБраха» выступает на Евромайдане, на сцене под стелой Независимости за день до избиения студентов. С началом войны на каждом концерте группа рассказывает об аннексии Крыма и оккупации Донбасса, а также присоединяется к акции #FreeSentsov. С 2013 года группа решает не выступать в России, хотя предложения поступают до сих пор.
В 2015 году «ДахаБраха» первыми из украинских групп выступают на NPR Music Tiny Desk и KEXP. Их также приглашают сыграть на британском шоу Later... With Jools Holland вместе с Дэвидом Гилмором и The Libertines.
4
— Это был очередной концерт тура. Был страшный дождь, болото под сценой, от которого вся публика была в восторге, но нас оно не особо вдохновляло. Я не понял прикола, я человек из села, я из этого болота выбирался всю жизнь. А тут меня запихнули в эту Британию, и я опять должен это месить, — смеется Марко, вспоминая выступление на самом престижном фестивале мира Glastonbury в 2016 году.
Затем выходит альбом «Шлях». Его концепция — это большое путешествие по Украине, путешествие чумака, которое сшивает страну в непростые времена. За него через четыре года музыканты получат Шевченковскую премию. «ДахаБраха» начинает выходить из статуса нишевой группы в плоскость популярной музыки. В частности благодаря песне «Заманили» — коллаборации с Джамалой, которая только что выиграла «Евровидение». Джамала так вспоминает свое знакомство с группой:
— Мы познакомились давно — на фестивале Jazz Koktebel, еще когда он был в Коктебеле, и долго планировали просто встретиться. Как-то я заехала в «ДАХ» и взяла свои стихи. Я начала петь, Нина сразу наиграла басовую партию на виолончели, Марко напел свой речитатив, Ирина начала петь «На добраніч, Галю», а Лена искала ритмы на своих волшебных перкуссиях. Уже через час-полтора у нас была почти готовая песня. Она строилась на ходу, собиралась как пазл. Мы и сами поразились, насколько все легко и круто пошло.
«Заманили» стала первой песней, с которой «ДахаБраха» попала в ротацию поп-радиостанций и получила первую шоубизнесовую премию — YUNA за лучший дуэт. Два года, 2016 и 2017, группа проводит в гастролях по миру. Коллектив приглашают выступить на «Голосе страны», происходит их самый масштабный концерт на родине — разогрев группы «Океан Ельзи» на «Олимпийском». Вторую жизнь получает «спящий» хит «Шо з-під дуба», который вышел еще на дебютном альбоме. Он попадает в саундтрек популярного американского сериала «Фарго» и в рекламу бренда Дэвида Бекхэма House 99. Все это позволяет в 2019-м, на пятнадцатом году существования группы, собрать киевский «Дворец Спорта» на сольный концерт.
— Никогда не забуду, с каким волнением они говорили 6 декабря со сцены, насколько долго ждали этот день. Можно стать известным музыкантом в мире и быть не особо нужным на своей земле. Но тогда в глубине души будет жить ощущение, что ты потерял родину, — вспоминает Игорь Панасов.
5
Марко Галаневич называет несколько причин успеха группы на международной сцене: театральный бэкграунд, удачные образы с шапками, отсутствие плохих концертов и влияние Влада Троицкого. Влад не принимает участия в операционной деятельности группы, но постоянно присутствует во время творческого процесса и принятия ключевых решений. Ира Горбань признается, что для нее всегда трудно объяснить роль Троицкого — он «демиург и режиссер», и при этом такой же участник группы, как остальные. О роли Троицкого вспоминает Джамала:
— Когда мы сделали песню, решили сыграть ее на концерте в ДК КПИ. Хотя понимали, что она для нас еще демка. Когда Троицкий услышал эту версию, он сказал: «Нет, переборщили с театральностью и фольклорной цитатой». У нас на самом деле было очень много шепота и каких-то «волков». Мы прислушались и согласились.
Критик Любовь Морозова считает, что группе помогают особенности украинского фольклора: «Украина — одна из немногих стран, где до сих пор существует фольклорная традиция. «ДахаБраха» не реконструкторы, а органика этой традиции. То, что происходит на их концертах, — это не стилизация, не пародирование бабушек из глубинки. Они генерируют что-то актуальное, яркое, живое, при этом возводят в культ бытовую музыку».
«ДахаБраха» уже повлияли на современную украинскую музыку. Участница дуэта YUKO Юлия Юрина говорит, что без них ее группы не было бы:
— Думаю, лет через сто это будет фольклором нашего поколения и оттиском культуры XXI века. Если бы не их концерт с Port Mone 2012 года, то YUKO бы не было. В то время мой мозг взрывался от понимания, что с фолком можно работать вот так. После этого мое обучение в университете [культуры] свелось к планам создать свою группу и делать что-то подобное, но на свой лад.
В новом альбоме «Аламбарі» смешано столько стилей и даже языков, что в них легко потеряться. Украинский фолк становится основой для блюза, рок-н-ролла, металла, немецкой литературы, английской классики, украинских поэтов-шестидесятников. После завершения карантина группа вновь поедет в большое турне. Музыканты относятся к своему успеху с присущей им иронией. «У нас еще куча дел впереди — ни одной «Грэмми» не взяли, в фильме Джармуша не звучали, в Японии, Исландии и ЮАР не играли», — говорит Горбань.