Не пустили на самолет, не доехал багаж, посоветовали купить билет за 800 долларов, а через несколько часов закроют авиасообщение. «Бабель» рассказывает, как украинцы возвращаются из-за границы
- Авторы:
- Олеся Бида, Алла Кошляк
- Дата:
Артем Марков / Каролина Ускакович / «Бабель»
13 марта президент сообщил, что Украина закрывает авиасообщение, в то время как тысячи ее граждан остаются за рубежом. У путешественников было трое суток, чтобы изменить планы. Но авиакомпании отменяют рейсы или поднимают цены, а другие государства закрывают свои границы — и люди не могут найти альтернативные маршруты. На утро 16 марта в МИД официально зарегистрировались более 1700 украинцев, которые хотят вернуться домой, сообщил министр Дмитрий Кулеба. Он советует путешественникам зарегистрироваться в системе ДРУГ и связываться с посольствами/консульствами на местах. Опрошенные «Бабелем» украинцы говорят, что система ДРУГ «висит», а дипломаты часто сами не знают, что делать.
Сергей Подболотный, возвращается из Перу
«Мой маршрут пролегал на Кубу, оттуда — в Мексику, потом — в Колумбию, Эквадор и Перу. Эта поездка должна была длиться 2—3 недели. Возвращаться я должен с 17 марта с пересадками в нескольких странах.
После заявления Зеленского, что нужно вернуться в Украину до этой даты, я решил остаться в Латинской Америке на несколько месяцев и переждать карантин. Потому что вовремя я бы все равно не успел прилететь, и мои рейсы постепенно начали отменять. Я писал письмо в консульство, звонил, но не получил ответа. В системе ДРУГ тоже не удалось зарегистрироваться.
Когда я продлевал бронь номера в хостеле, мне сказали, что Перу закрывают на карантин, и проведу я его в общей комнате хостела, 14 дней.
Поэтому я решил лететь. Сначала за 3,5 часа до вылета купил билет в Мехико. Дальше у меня рейс в Орландо, оттуда я полечу в Нью-Йорк, потом — в Москву и попробую добраться наземным транспортом в Ивано-Франковск. Хотя как это будет, я не знаю, потому что все отменили, все перекрыли.
Я мог добраться в Украину напрямую из Перу, но лететь нужно было через Испанию. Это было рискованно, и билеты стоили до 2 тысяч евро».
Иван Омельченко, возвращается из Таиланда
Иван вместе с женой жил в Шанхае. Они прошли карантин в 2,5 месяца. Решили возвращаться в Украину, но перед этим отдохнуть в Таиланде. Возвращаться оттуда планировали 18 марта. Увидели обращение президента — и решили лететь в Украину раньше. Они купили билеты до Стамбула, а оттуда — в Украину. Билеты стоили тысячу евро. Турецкие авиалинии не взяли супругов на самолет, потому что 13 дней назад они были в Китае. Когда покупали билеты, об ограничениях их никто не предупредил.Так у пары пропали еще одни билеты.
Иван приобрел еще один билет МАУ. И теперь он с женой пытается вернуться в Украину из Бангкока.
Лилия Трохимец, возвращается из Кипра
«17 марта должна была возвращаться из Ларнаки в Киев, но мой рейс отменили. За два дня до вылета авиакомпания сообщила об отмене. Мне предложили перенести рейс или получить компенсацию. Но билетов из Кипра в Киев на 16 марта уже не было. Я решила хотя бы как-то добраться в Европу. Польша и Словакия уже закрыли границы. В посольства и консульства я не обращалась — решила, что сама разберусь быстрее. Долетела до Будапешта, переночевала там. Утром поездом выехала в Мукачево. На границе стояла час, нам только посмотрели паспорта и украинские пограничники померили температуру. В поезде не было дезинфекторов, пограничник, который проверял багаж, был в маске. Из Мукачева я поеду вечерним поездом в Киев и завтра в 7 утра буду дома. Я бы осталась на Кипре, если бы знала, что карантин будет 2—3 недели, а не дольше».
Ния Никель, вернулась из Мадрида (а ее багаж — нет)
«Я планировала эту поездку три месяца. В день, когда мы прилетели в Мадрид, нам пришлось сразу же лететь в Португалию — в Мадриде все закрыли. Через три дня в Украине объявили, что закрывают все границы. Мы звонили в консульство в Португалии. Там никто ничего не знал. За полчаса мы трижды меняли маршрут: хотели через Турцию, Франкфурт, но в итоге выбрали Вену. Поскольку мы далее должны были лететь в Киев, и наш рейс был с пересадками, то багаж нам не отдали. Впоследствии этот рейс отменили. Мы вернулись в аэропорт из отеля, деньги нам отдавать отказались. Мы попытались переоформить багаж на МАУ. Для этого и купили билеты МАУ за 800 долларов. Посол и консул нам сказали, что лучше сейчас заплатить 800 долларов, чем оставаться в Вене и тратить еще больше денег. Вчера мы прилетели в Киев, а наш багаж — нет. В аэропорту нам померили температуру и все. Чтобы вовремя вернуться домой, я потратила 2 тысячи долларов, в багаже техники — еще где-то на 3—4 тысячи».
Юлия Гриценко, вернулась из Брюсселя
«Я должна была возвращаться в Киев 27 марта, но, прочитав новости, решила поменять билеты. В МАУ анонсировали, что их можно взять на другие даты без доплаты. На мои сообщения и звонки в авиакомпании не отвечали. Зато сразу ответили в консульстве — на почту пришло письмо, что мои данные внесли в базу, и они ждут разъяснений от МИД. Пробовала зарегистрироваться в базе ДРУГ — ничего не получилось. Я летела с пересадкой через Вену, на прямой рейс, сказали, не было билетов. Хотя на самом деле они были. В самолете, где я летела, было 15 свободных мест. Но никто не мог купить эти билеты — официально их или не было, или цена была очень высока. В Борисполе мне измерили температуру. При мне несколько человек с неукраинскими паспортами не пустили в страну. В очереди на паспортный контроль очень много людей. Все стоят друг возле друга, кашляют, не прикрываясь. Один парень из очереди хотел сделать трансляцию в соцсети, но ему запретили пограничники».
С 17 марта Украина закрывает регулярное авиасообщение с другими странами. Все, кто находится за границей, имели три дня, чтобы вернуться домой. Авиакомпании начали отменять рейсы, некоторые без возврата средств, а в некоторых цена на билеты возросла в несколько раз.
Накануне SkyUp привез 123 украинцев, эвакуированных из Италии. В Киев вернулись пассажиры двух автобусов, которые ранее застряли на итальянско-словенской границе, а также те, кто желал уехать из Италии.
По словам Дмитрия Кулебы, МИД будет делать все, чтобы вернуть украинцев и после 17 марта.
МАУ до конца марта будет выполнять собственные регулярные внутренние рейсы и чартерные рейсы за границу для возвращения украинских туристов. А при необходимости — санитарно-эвакуационные и технические рейсы.