Что происходило с украинским кино: дебют в Каннах, провал патриотических фильмов, скандал в Госкино. Итоги-2019
- Автор:
- Yuliana Skibitska
- Дата:
Артем Марков / Дарья Светлова / «Бабель»
За последние несколько лет мы привыкли к тому, что украинское кино развивается. Каждый год выходят несколько отечественных фильмов, которые «выстреливают» на международных фестивалях и бурно обсуждаются на родине. Госкино давно стало самостоятельным игроком, оно задает тренды на украинском кинорынке: приучает зрителя к патриотическим фильмам, активно спонсирует режиссеров и продюсеров. Возможно, уже в следующем году все изменится — государство хочет финансировать фильмы, исходя из успешности продюсера. Мы собрали главные кинособытия года: отставку Филиппа Ильенко с поста главы Госкино и проигрыш Юлии Синькевич, выход громких украинских премьер и провал некоторых в прокате — и попросили продюсеров и режиссеров оценить их.
Закончилась эпоха Ильенко в Госкино
Филипп Ильенко стал главой Госкино в августе 2014 года, а ушел со своего поста в августе 2019. Даже его критики признавали, что Ильенко многого добился за эти пять лет, а сторонники называли его лучшим главой Госкино за всю историю. При нем стали прозрачными питчинги, которые транслировались в прямом эфире на YouTube, вышло 173 фильма, а процент зрителей украинского кино вырос с двух до девяти. С каждым годом росло и финансирование — в 2014 Госкино получило 63 миллиона гривен, а в 2019 — 505,9 миллиона.
«Он приучил зрителей ходить на украинское кино — то, что не удавалось сделать его предшественникам, — комментирует продюсер Юрий Минзянов. — Чуть ли не каждую неделю была премьера украинского фильма». Режиссер Нариман Алиев считает, что Ильенко «искренне сделал много для украинского кинематографа»: «Было понятно, что приход новой власти Ильенко не переживет. Но я рад, что у нас был такой глава Госкино». Сам Ильенко ушел на хорошей ноте, сказав, что его мечта — вывести украинское кино из застоя — сбылась.
Но новая эпоха так и не началась
В августе министром культуры стал бывший директор медиагруппы StarLightMedia Владимир Бородянский. Он сразу сказал, что принцип работы Госкино и финансирования изменится, пообещав оставить органу всю его независимость и наработки Ильенко. «Получение госсредств станет привилегией, — пояснил Бородянский. — Если офигительную идею принесет неуспешный продюсер, государство не должно это финансировать».
В ноябре закончился конкурс на нового главу Госкино, который почти выиграла Юлия Синькевич — директор Одесского международного кинофестиваля (ОМКФ). Она дошла до последнего этапа отбора, но провалила собеседование в Национальном агентстве госслужбы (НАГС) — там сочли, что у нее нет эффективных менеджерских качеств. Украинские киношники восприняли это в штыки — они написали коллективное письмо в НАГС с требованием назначить Синькевич, а сама она пошла в суд.
«Юля — хороший менеджер и организатор, у нее есть кинематографический вкус, — говорит Нариман Алиев. — Никто не может гарантировать, что она будет успешной [главой Госкино]. Но мне кажется, что если таким людям не давать шанс проявить себя, индустрия не будет развиваться». Юрий Минзянов еще более категоричен: он считает, что лучшей кандидатуры, чем Синькевич, нет. Главными ее плюсами Минзянов называет успешный опыт ОМКФ и известность в киносреде. Синькевич планировала с помощью Госкино обмениваться опытом с мировыми режиссерами и продюсерами, создать новые учебные программы и наладить систему cash rebate («возврат денег»), которая должна привлечь иностранные продакшены.
Сейчас Кабмин объявил повторный конкурс на главу Госкино. По правилам Синькевич тоже может участвовать, но она отказалась. Пока же Госкино без руководителя уже три месяца — поэтому непонятно, как ведомство будет работать в следующем году.
Украинское кино в 2019 году: что зашло, а что провалилось
«Захар Беркут». Исторический блокбастер американо-украинского производства. Бюджет фильма — 75 миллионов гривен, из них 30 миллионов дало Госкино. Пока самый успешный фильм этого года — собрал в прокате 35 миллионов гривен.
«Встреча одноклассников» — комедия, в которой одну из главных ролей играет лидер группы «Друга ріка» Валерий Харчишин. Бюджет — 6 миллионов гривен, Госкино не спонсировало фильм. Собрал в прокате 8,8 миллиона гривен.
«Фокстер и Макс» — семейная комедия о мальчике и собаке. Бюджет — 51,5 миллиона гривен, Госкино дало 45,4 миллиона. Фильм собрал в прокате 8,4 миллиона.
«Давай, танцуй» — еще одна комедия. Бюджет фильма не разглашается, но Госкино денег на него не давало. Собрал в прокате 7 миллионов гривен.
«11 детей из Моршина» — семейная комедия. Бюджет 15 миллионов гривен, 10,5 из которых дало Госкино. Фильм собрал 5,8 миллиона.
«Гуцулка Ксеня». Фильм-мюзикл по мотивам оперетты Ярослава Барнича. Бюджет — 47,8 миллиона, Госкино дало 23,7 миллиона. Собрал в прокате 3,7 миллиона.
«Сквот 32» — романтическая драма. Бюджет фильма — 12,5 миллиона гривен, 10,5 из них выделило Госкино. Собрал в прокате 500 тысяч гривен.
«Вулкан» — фильм, который Украина сняла совместно с Германией и Монако. Это драма о переводчике, который случайно оказался в небольшом украинском городке. Нариман Алиев назвал «Вулкан» одним из лучших фильмов года. Но он собрал в прокате всего 358 тысяч гривен. Бюджет фильма — 10 миллионов гривен, половину дало Госкино.
Украинское кино громко заявило о себе на международных фестивалях
В ноябре в украинский прокат вышел фильм «Додому» — драма о жизни крымских татар после аннексии Крыма. Этот полнометражный дебют молодого режиссера Наримана Алиева (крымского татарина по национальности) стал одним из самых обсуждаемых украинских фильмов. «Додому» номинировался на Каннском фестивале в программе «Особый взгляд», попал в лонг-лист Оскара в категории «Лучший иностранный фильм». «Алиев попал в престижную компанию, хоть ничего и не получил», — говорит Юрий Минзянов. «Безусловно, выход «Додому» и его дебют в Каннах — это важное кинособытие, — подтверждает режиссер Валентин Васянович. — Я смотрел его, это прекрасное кино, и я до сих пор удивляюсь, что его снял такой молодой человек».
Еще один важный украинский фильм, которого пока нет в прокате, — «Атлантида» Валентина Васяновича. Это размышления автора о том, что ждет Украину после окончания войны на Донбассе. Главные роли сыграли волонтеры и военные. Картина стала даже успешнее «Додому» — в сентябре она победила на Венецианском фестивале в номинации «Горизонты». «На этот конкурс обращают внимание и критики, и прокатчики, они следят за дальнейшей судьбой победителей. Эта победа очень важна», — говорит Юрий Минзянов. Он называет «Атлантиду» лучшим украинским фильмом последних лет, а Васяновича — талантливым и упорным человеком: «Он правильно делает, что пока не спешит с прокатом. Сейчас он наберет максимум наград и тогда выстрелит». Режиссер Нариман Алиев тоже называет «Атлантиду» одним из главных фильмов года.
А вот патриотические фильмы не «выстрелили» даже дома
Филипп Ильенко не скрывал, что поддержка так называемых патриотических фильмов должна быть приоритетом для государства. В этом году у Госкино вышло два имиджевых проекта: «Круты 1918» о бое под Крутами и байопик о Василии Стусе «Заборонений». «Круты» получили из бюджета 26 миллионов гривен, «Заборонений» — почти 20 миллионов, оба собрали в прокате около семи миллионов. Не самые плохие цифры, но и не лучшие — в прошлом году комедия «Сумасшедшая свадьба», которую Госкино профинансировало всего на 10 процентов, собрала почти 55 миллионов гривен. «На коммерческом рынке этот жанр очень сложно продать, — объясняет Валентин Васянович. — Это фильмы, которые требуют большого бюджета и огромного опыта режиссера. Как я понимаю, ни того, ни другого не было». «Естественно, что на развлекательный контент спрос больше, — говорит Нариман Алиев. — Но нельзя говорить, что если кино собрало мало денег, оно плохое. Авторское кино нельзя измерять только сухими цифрами».
Но дело не только в небольших кассовых сборах. Оба фильма много критиковали. В «Крутах» отмечали плохую игру актеров, слабые декорации и даже исторические несоответствия. Картину «Заборонений» обсуждали еще за год до выхода в прокат — из-за скандала с Виктором Медведчуком. Режиссеры решили вырезать из сценария упоминания политика, который был адвокатом Стуса, они утверждали, что об этом попросили родные поэта. Так что премьера фильма вызвала повышенный интерес. Критики были единодушны — они указывали на слабую драматургию, плохой сценарий и неубедительную игру актеров. А самое важное — картина так и не показала личность Стуса. «Авторы рисуют не портрет человека, а пытаются показать мученика за идею. Самое смешное, что этот образ и так живет в голове масс. Хотелось бы все-таки разглядеть за ним личность», — писал кинообозреватель НВ Валерий Мирный.
«Такие фильмы, конечно, нужны, пусть и не в огромном количестве, — рассуждает Юрий Минзянов. — Слабость этих фильмов и то, что они не собрали кассу, объясняются плохими сценариями, не очень удачными режиссерами. Я всегда говорю, что Госкино — это наш сопродюсер. Не должно быть так, что вы дали деньги и все — без разницы, что там наснимали. Госкино должно больше участвовать в процессе».
Чего ждать в следующем году?
Для киношников самое главное — это работа Госкино. Новый конкурс закончится через несколько месяцев, то есть новый глава появится ближе к весне. «Есть опасения, что на эту должность зайдет политическая фигура вместо человека, который разбирается в индустрии, — говорит Валентин Васянович. — Этого, конечно, не хотелось бы — от работы Госкино многое зависит». «Сейчас много молодых получают возможность делать свое кино. Это хорошо. Хотелось бы, чтобы мы и дальше думали над развитием», — добавляет Нариман Алиев.
Юрий Минзянов опасается, что новый подход Министерства культуры — давать деньги только успешным продюсерам — может застопорить развитие молодых режиссеров и продюсеров: «Им поверят на слово, или они вообще не должны подаваться?» Еще одним важным итогом года, который поможет украинскому кино в следующем году, он называет присоединение к Евримаж. «Туда может подать заявку любой, специальная комиссия ее рассматривает, и это будет копродукция. Это нам позволит еще больше засветиться в европейском и мировом сообществе».