Тексты

Говорят, украинские школьники провалили международный образовательный тест PISA. Правда ли это и что делать дальше — объясняем вместе с экспертом

Автор:
Рита Дудина
Дата:

Артем Марков / Дарья Светлова / «Бабель»

Украина получила результаты исследования качества образования PISA (программа международной оценки учащихся и студентов), которое проводит Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Организация отобрала для проверки пять тысяч украинских учеников. PISA оценивает, умеют ли они применять школьные знания по математике, чтению и естественным наукам в повседневной жизни. По результатам вышли два больших отчета: украинский и международный, которые в МОН называют отправной точкой для системы образования. Украина оказалась примерно в середине списка из 78 стран-участниц. В Министерстве образования говорят, что это неплохие результаты. Однако педагогов насторожило, что много учеников не выполнили задания базового уровня и провалили математику. ТһеБабель объясняет, что результаты PISA значат для учеников и школ и что с ними делать дальше.

Что такое PISA?

PISA (Program for International Student Assessment) — программа международного оценивания учащихся и студентов, которую проводят с 2000-го каждые три года. К участию отбирают 15-летних подростков, с 7-го по 10-й класс. PISA исследует, насколько дети умеют пользоваться школьными знаниями в повседневной жизни; показывает зависимость результатов обучения от социально-экономических условий, субъективных ощущений ребенка, чувства принадлежности к школе, буллинга, родителей и дисциплины.

Каждое оценивание имеет главную направленность — в 2018 году было чтение, в 2021-м будет математика. На PISA анкетируют учителей и директоров школ — чтобы лучше понять показатели учеников.

Украина получила почти такой же результат, как ожидала. Исследование проходило среди 15-летних, результаты стран всегда сравнивают с показателями стран-членов ОЭСР. В Украине 25 процентов учащихся набрали низкий балл по базовым читательским навыкам и научно-естественным знаниям. В среднем в странах ОЭСР таких учащихся меньше на 3—4 процента. Это означает, что четверть украинских подростков не умеют анализировать тексты. Как работают законы химии и физики в реальной жизни, они не понимают — например, не могут объяснить, как кислотный дождь будет разрушать мраморные памятники. С математикой все хуже: ее провалили 36% украинских учеников против 23,9% учащихся ОЭСР. То есть, украинские дети не понимают, как использовать математические знания в повседневной жизни.

В МОН называют результаты удовлетворительными. «Эксперты спорили лишь о том, будет ли Украина выше или ниже 40-го места», — объясняет theБабелю советник министра образования и соучредитель ГО «Смарт образование» Иванна Коберник. Чтобы правильно интерпретировать показатели, нужно сравнивать Украину не со всеми 78 странами, а с референтными: теми, у которых похожий бэкграунд, условия, одинаковый уровень экономики и уровень финансирования образования. Это Эстония, Польша, Венгрия, Беларусь, Словакия, Молдова и Грузия. Украина среди них заняла пятое место.

Пример задания, которое решали школьники.

Рита Дудина / «Бабель»

Школьная программа в Украине более теоретическая, чем прикладная — поэтому у нас такие результаты. Украинские ученики никогда не видели в учебниках заданий на подобие тех, которые выполняли на PISA. Поэтому в тестах много кто не смог справиться с таблицами или кратко ответить на вопрос — Коберник говорит, что дети «лили воду» и давали много ответов там, где был нужен один. Она также объясняет, что на девять лет обучения ребенка в школе Украина тратит 27 тысяч долларов. В школах стран ОЭСР считают нормой 50 тысяч долларов.

Учителя слишком следят за дисциплиной, но украинские подростки все равно много прогуливают. Почти 40 процентов 15-летних хотя бы раз прогуливали целый день занятий за последние две недели — выше этот показатель только в Черногории, Уругвае и Чили. Четверти учеников не хватает похвалы от учителей. А вот 12 процентов подростков очень хорошо выполнили задания, несмотря на то, живут не в способствующих этому условиях. Министр образования Анна Новосад на презентации результатов говорила, что этот показатель выше среднего в ОЭСР.

Результаты можно улучшить, подтянув слабых учеников. Так сделала Германия. В 2000 году PISA выявила, что более 20% немецких учеников так же, как украинские, не умели анализировать тексты и использовать в жизни школьные знания. Тогда же оказалось, что дети из богатых семей успешней, чем их более бедные сверстники. Немецкое правительство изменило программу так, чтобы повысить успеваемость слабых учеников. Через 15 лет показатель по чтению в Германии вырос выше среднего по странам ОЭСР. А референтная к Украине Эстония в этому году, несмотря на постсоветский бэкграунд и невысокий уровень финансирования образования, вошла в пятерку лучших образовательных систем PISA. Она впервые участвовала в исследовании в 2006-м, а в этом году стала самой успешной европейской страной в рейтинге.

В МОН разбираются, что делать с учителями. Коберник говорит, что в Украине их 450 тысяч, и это много. В то же время не хватает учителей математики и естественных наук, и при этом есть школы, где 16 учителей на 20 учеников. Результаты PISA также показали большой разрыв между сильными и слабыми учениками — в других странах это решают вспомогательными занятиями и консультациями после уроков. Чтобы ввести такие занятия, в Украине решить вопрос с оплатой учителям — например, добавить часы для индивидуальных консультаций.

На основе результатов PISA Минобразования разработает Госстандарт базового среднего образования. В МОН считают, что первые шаги для того, чтобы улучшить образование, уже сделаны — это реформа «Новая украинская школа». Министр образования Анна Новосад называет результаты PISA «отправной точкой». В МОН собираются также по-другому квалифицировать учителей и оценивать учебники. Госстандарт базового среднего образования доработают так, чтобы им можно было измерить, как учащиеся пользуются знаниями и навыками в быту, и представят его весной. Экзамены и внешнее тестирование не отменят, а изменят — после того, как переформатируют учебные программы и стандарты.

Следующее исследование PISA покажет, насколько учащиеся готовы к жизни в цифровом мире. В 2021 году дети будут выполнять задания за компьютерами. В этот раз Украина была одной из шести стран, которые проходили тестирование на бумаге — таких было шесть из 78, поэтому в МОН говорят, что в следующий раз детям может быть тяжело.