Тексты

Украинская режиссер выпустила кино о коммунальщиках из Ивано-Франковска — его покажут в Японии. Команда фильма рассказывает, зачем его сняли

Автор:
Рита Дудина
Дата:

«Бабель»

Семнадцатого октября в киевском кинотеатре «Жовтень» состоится украинская премьера документального фильма Надежды Парфан «Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго» о коммунальщиках, которые поют в хоре. Фильм снят при поддержке Госкино. Это первая украинская документальная лента, которую покажут в Японии: права на показ получил телерадиовещатель NHK с аудиторией в 50 миллионов семей. В Украине «Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго» можно будет посмотреть в Киеве, Львове, Ивано-Франковске и на региональных спецпоказах. PR-менеджер фильма Анастасия Сидельник рассказала theБабелю, чем лента заинтересовала японцев и зачем снимать кино о коммунальщиках.

Надежда Парфан

Куратор и сооснователь Международного фестиваля кино и урбанистики «86» в Славутиче, член Украинской киноакадемии. Изучала культурологию в Киево-Могилянской академии, социальную антропологию в Центральноевропейском университете и документальную режиссуру в Школе Анджея Вайды. Парфан сняла пять короткометражных фильмов и один полный метр.

Все началось с вопроса, откуда берется тепло. Мать Надежды [Парфан] работает в государственном городском предприятии «Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго», поэтому с юных лет режиссер знает это учреждение. Надежду впечатлили люди [гимн хора исполняли 27 человек], которые с 2004 года, несмотря на тяжелую и неблагодарную работу, находят время и силы петь. Образ хора тепловиков заинтриговал.

Через судьбы и характеры отдельных людей фильм рассказывает о более широких общественных явлениях. Мы видим героя — ласкового и терпеливого руководителя профсоюза и хора Ивана Васильевича, который собирает на музыкальные занятия своих коллег, но накануне отопительного сезона ему это дается все сложнее. Видим работников предприятия, которые, несмотря на тотальную разруху, ежегодно вовремя запускают котел и подают отопление в дома, попутно ремонтируя трубы. Видим чиновников, которые читают речи с листов, уверяют, что денег нет и ни модернизации, ни повышения зарплат опять не будет. Мы также видим потребителей коммунальных услуг, штурмующих горячую линию с жалобами и требованиями немедленно нагреть батареи. Это все складывается в бесконечный общественный танец, где каждый исполняет свою партию.

86PROKAT

И есть кое-что, что контрастирует с этой мрачной реальностью, — профсоюзный хор «Чорнобривці», где коммунальщики с гордостью сменяют свои поношенные робы на вышиванки и вдохновенно поют народные песни. То, что начиналось как обязательная для предприятия самодеятельность, превратилось в магию, которая, возможно, стала для него единственной по-настоящему значимой вещью.

86PROKAT

Это фильм о музыке и о том, какой разной она может быть — от хоровой песни «Гей, соколи» до индустриального эмбиента ремонтного цеха. Надежда очень серьезно отнеслась к музыкальному аспекту, поэтому бюджет на звук в этом фильме превышает бюджет на операторскую работу. Чем именно фильм заинтересовал телерадиовещателя NHK — нам не объясняли [в другом интервью продюсер фильма Илья Гладштейн уточнял, что вещатель заинтересовался фильмом еще во время съемок].

86PROKAT

Мы снимали «Поет Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго» три года, он стоил 1 миллион 169 тысяч гривен, из которых Госкино выделило 1 миллион 69 тысяч. Это дебютная полнометражная работа Надежды, поэтому многое мы осваивали в процессе. Сложно было успеть во Франковск к началу отопительного сезона. Эта дата не фиксированная и зависит только от погоды. Съемочная группа все время была на связи с мэрией, с десяток раз меняла билеты на поезд, переносила личные дела. Но в итоге все сложилось: в фильме есть эпизод внутри гигантского котла, который нагревает воду для батарей; есть момент поворота ключа, после которого в дома поступает тепло.

86PROKAT

На показах это кино воспринимают по-разному. Мы решили обозначить его как «коммунальную трагикомедию», но это условность, потому что фильм многоплановый. Каждый увидит его через призму собственного опыта. На мировой премьере — на фестивале Visions du Reel в швейцарском городе Ньон — розовощекие пенсионеры смотрели фильм восторженно, но не считали целый пласт иронии о соцреализме и не поняли концепции «народного хора». Для них это остроумная и красивая лента о поющих сверстниках. А на показе в Кракове зрители плакали. Для поляков эта тема оказалась такой же травматичной, как и для нас. Возможно, потому что они сами это вспоминают и еще не пережили. Нам хочется, чтобы фильм был не просто зрелищем, а провоцировал на разговор.