«А тепер усе інакше». Главная украинская группа 90-х «Аква Вита» хочет снова вернуться на сцену — большой профайл theБабеля
- Автор:
- Тома Балаева
- Дата:
«Бабель»
В конце 90-х самой популярной украинской группой была «Аква Вита» — дуэт, который прославился благодаря программе «Территория А». Главный хит «А тепер усе інакше» знали наизусть все школьники, на концертах по всей стране были полные залы. В начале нулевых популярность пошла на спад, потом группа распалась. Ее солисты Игорь Балан и Ирина Филатова поссорились и не общались 17 лет. Балан все это время делал аранжировки для других артистов и один раз пытался возродить группу с новой солисткой, но ничего не вышло. Филатова работала стюардессой и участвовала в отборах «Голоса страны» и «Х Фактора», но нигде не прошла дальше отборочного лагеря. В июле 2019 года «Аква Вита» воссоединилась ради концертов для предвыборной агитации. Журналистка theБабеля Тома Балаева поехала на концерт «Аква Виты» в маленьком городке в 70 километрах от Кропивницкого и узнала, какой камбэк планирует главная группа 90-х.
Середина июля, в Новомиргороде Кировоградской области на главной и единственной площади города кандидаты в депутаты активно ведут избирательную кампанию. Один безработный самовыдвиженец из Одессы вместе с мамой 45 минут беседуют с избирателями на лавочке, другой поставил в центре площади детский батут. А кандидат Вадим Гуцул организовал в Новомиргороде концерт, пригласив главных украинских звезд 90-х — группу «Аква Вита». Через полчаса они должны выйти на сцену. На площади — до двухсот людей. Между ними ходит подвыпивший мужчина в тельняшке и предлагает девушкам колу.
В конце 90-х «Аква Вита» собирала стадионы. Изображения участников группы — Игоря Балана и Ирины Филатовой — украшали плакаты и дневники старшеклассников. Сейчас лицо Балана красуется в правом нижнем углу задника сцены в Новомиргороде, рядом — лицо Филатовой, но его закрывают прожекторы. Зато хорошо видно лицо кандидата Вадима Гуцула, троюродного брата Балана.
Балан и Филатова выходят на сцену, кричат в микрофон: «Добрый вечер, новомиргородчане!», и начинают петь «Облака». Клип на эту песню вышел в 2000 году и стал их последним совместным видео. В нем Ирина в белом парике сидит в наполненной пеной ванной, Балан в наушниках поет в студийный микрофон, их изображения проецируются на Биг-Бен и небоскребы. Сейчас Балан и Филатова стоят на сцене максимально далеко друг от друга, зрители с отсутствующими лицами почти не смотрят на сцену. В ответ на «Руки-руки!» Балана жиденько хлопают. Танцует только Вадим Гуцул.
«Территория А»
«Аква Виту» придумал Балан — ему было 19, он жил в Кировограде (сейчас Кропивницкий) и работал художественным руководителем вокально-инструментального ансамбля в местном дворце культуры. Это был 1993 год, в Донецке должен был пройти третий украинский фестиваль «Червона Рута», на него отбирали участников. Балан увидел в газете объявление о региональном отборочном туре, придумал название «Аква Вита», записал три фонограммы и не прошел. Но не отчаялся: влез в долги и записал первый альбом. Спустя два года, на следующем отборочном туре, попал в финал и должен был ехать в Крым — в 1995 году «Червона Рута» проходила там. Балан решил, что «Аква Вите» нужна солистка, диджей местного радио посоветовал Филатову. Ей было 19, она недавно закончила школу и ничем не занималась.
«Червона Рута» длилась две недели, Балан и Филатова выступали раз в несколько дней. Все остальное время репетировали и пили вино до утра на пляже. В последний день «Червоной Руты» награждали победителей. Награды «За соответствие танцевальному стилю» и «За оригинальный женский вокал» получила «Аква Вита», их пригласили выступить на гала-концерте победителей в Симферополе. Когда на нем объявили «Аква Виту», зал кричал от восторга.
Балан и Филатова вернулись в Кировоград, писали альбом «Технотронутий» и ездили по фестивалям и концертам. Позже Балан переехал в Киев, стал делать аранжировки на студии «Пионер». В 1996 году на студенческом балу во Дворце спорта, где Балан и Филатова выступали вместе, их заметил Александр Бригинец — президент творческого агентства «Территория А». Одноименная программа появилась на украинском телевидении в 1995 году и стала первым украинским телевизионным хит-парадом. И сразу же очень популярным.
«Он просто подошел ко мне за кулисами и предложил обсудить условия контракта, — Балан вспоминает, как познакомился с Бригинцом. — У меня была одна мысль: я этот шанс не упущу». В день подписания контракта Балан поехал на «Пионер» и за ночь написал музыку к главной песне «Аква Виты» — «А тепер усе інакше». Слова уже были готовы — их написал Бригинец. «В 1996 году в России из каждого утюга играли «Ксюша-Ксюша-Ксюша, юбочка из плюша» и группа «Дюна», доживали свое «Ласковый май» и «Мираж», — говорит Балан. — На этом фоне «А тепер усе інакше» практически не уступала западным песням».
Первые месяцы Балан и Филатова жили на студии «Пионер», которая находилась в общежитии на Нивках в Киеве. Филатова вспоминает, что они спали в комнате для записи, прямо под микрофоном. В феврале 1997 года клип на «А тепер усе інакше» вышел в эфир. Через две недели началась, как говорит Балан, «битломания». Их стали узнавать на улице, люди подходили за автографами. Когда появились первые мобильные телефоны, кто-то из фанатов узнал номера Иры и Игоря и стал продавать их.
У «Территории А» во многих городах были фан-клубы, концерты главных звезд агентства — Юрка Юрченко, «Вхід у Змінному Взутті», «Фантом 2», The Вйо — собирали полные залы. Аншлаги собирала и «Аква Вита», которая по контракту имела право выступать только от «Территории А». С каждого выступления, независимо от размера зала, Балан и Филатова получали по сто долларов. Балан говорит, что касса некоторых стадионных выступлений доходила до полутора тысяч. Таких концертов в неделю было несколько — иногда каждый день, а иногда и по два-три в день. «Нас только объявляли, и в зале уже был сумасшедший визг. Будто сборная Украины забила гол на Чемпионате мира», — вспоминает Балан.
В YouTube и сейчас можно найти архивные записи выступлений звезд «Территории А». На сборном концерте 1997 года Михаил Поплавский объявляет: «А теперь мы приглашаем на сцену одну из самых крутых танцевальных групп… — люди в зале начинают орать, хлопать и заглушают его голос, — группу «Аква Вита»!». Балан и Филатова поют несколько песен, но их почти не слышно — голоса поклонников заглушают их собственные.
Конец эпохи
В конце 1997 года «Аква Вита» стала лицом бренда минеральной воды «Миргородская». Компания, по словам Балана, выделила 35 тысяч долларов на новую песню и клип. «Территория А» решила снять видео на «Поле азарту».
— На клип потратили тысяч пять. Когда мы его снимали, я чуть не плакал. Он в эстетике уродства, совсем не то, к чему привыкли наши поклонники. Нельзя так резко меняться. Но Бригинец настаивал именно на нем, — Балан рассказывает об этом спустя 22 года и все равно нервничает. — «Миргородская» забраковала клип и сказала, что не поставит свой логотип под этим. «Территория А» сняла новый на песню «Тільки ти» с бюджетом 200 долларов. Он выглядит дешевым, его невозможно смотреть.
К тому времени отношения музыкантов с Бригинцом начали портиться. Балан считает, что Бригинец уже тогда хотел начать политическую карьеру и вложил остальные деньги «Миргородской» в нее. Игоря не устраивали гонорары за концерты, но разговоры об их повышении Бригинец пресекал: он заплатил старый долг Балана за первый альбом, записанный еще в Кировограде, и на все претензии, по словам Игоря, отвечал: «Я тебя спас! Что ты еще рот открываешь про какие-то деньги!»
После выхода «Тільки ти» Балан несколько раз просил Бригинца сделать паузу — на несколько месяцев прекратить концерты, отдохнуть, послушать западную музыку и вернуться к фанатам с новыми песнями.
— Но Бригинца это не интересовало — он хотел выжимать из нас деньги. Я этого не понимал, и когда в 1998 году нам предложил контракт [продюсер Юрий] Никитин — отказался. Может, это тоже одна из причин, почему все рухнуло. Я не мог предать Бригинца, все надеялся, что еще чуть-чуть и у нас будет рост.
Концертов становилось все меньше, Ирина и Игорь не могли понять, в чем дело. Спрашивали у концертного директора, почему так происходит. Жаловались, что работают за гонорары и теперь их стало совсем мало. Тот отвечал: «Если будет отмашка от Бригинца, я все организую. Но отмашки нет». Балан считает, что Бригинцу уже не была интересна «Территория А», и деньги, которые нужны были, чтобы программа выходила в эфир, он хотел вкладывать в политическую карьеру.
— Он никого не выгонял, просто «доводил до самоубийства». Сначала ушли «Вхід у Змінному Взутті», потом The Вйо. В последний раз мы пришли к нему поговорить в марте 1999 года. Я опять просил сделать паузу и написать новый материал, он не согласился. Мы решили расстаться. Думаю, он танцевал от радости, когда мы ушли. А через полгода передача закрылась.
У Бригинца другая версия: «Аква Вита» решила разорвать контракт, потому что у них появился новый инвестор, который потом отказался с ними работать; «Территорию А» закрыли, потому что у канала ICTV, на котором выходил хит-парад, поменялся собственник; никаких 35 тысяч от «Миргородской» не было, сумму намного меньше компания перечислила напрямую подрядчику, который снимал клип.
— Ни к какой политической карьере я тогда не готовился. Я работал с музыкантами, которые хотели развивать свою музыку. Если кто-то получает первую порцию славы, перестает двигаться и начинает дублировать одними и теми же аккордами целые альбомы, зачем я буду мешать? Пока мы работали вместе, «Аква Вита» была мегапроектом. Когда они начали работать отдельно — вы видите результат, — сказал Бригинец theБабелю.
После ухода из «Территории А» Балан и Филатова нашли нового инвестора, записали русскоязычный альбом и сняли последний совместный клип «Облака». Деньги на его раскрутку, по словам Балана, украл их новый концертный директор. Пришлось поставить «Аква Виту» на паузу. Балан стал делать аранжировки для других артистов и впал в депрессию. Филатова нашла инвестора и создала сольный проект Phila, выпустила пять песен, но ни одна из них не выстрелила. «Ира сказала, что хочет попробовать сольную карьеру. Что я мог ответить? Нет, Ира, не надо? Я не знал, как на это реагировать», — вспоминает Балан. Филатова говорит, что просила инвестора вложить деньги в «Аква Виту», но он отказался: «Он сказал: “Я хочу, чтобы ты пела сама”, хотел вложить деньги в мой сольный проект. Мне что нельзя было попробовать?»
Phila просуществовала полгода. Когда деньги инвестора закончились, Ира снова пришла к Игорю и предложила возобновить «Аква Виту». У Балана не было сил снова искать деньги, писать новый материал: «После соковыжималки «Территории А» и подножки человека, в которого я верил [Филатовой], я был как выжженная земля». Он практически не выходил из дома несколько лет: делал аранжировки и писал музыку на заказ, в свободное время играл в компьютерные игры. Не общался ни с кем, кроме жены и клиентов. Ирина после провала Phila стала искать подработки, подруга посоветовала ей пойти в стюардессы. До 2011 года Филатова была бортпроводницей на рейсах авиакомпании UM Air. Говорит, что «старалась шифроваться», но люди все равно иногда узнавали.
Попытки вернуться
В 2011 году оба решили вернуться на сцену. Балан нашел инвестора для «Аква Виты» и стал искать Иру через знакомых — они не общались больше пяти лет. Узнал, что она вышла замуж и уехала жить в Иран. Игорь взял новую солистку, Елену Титаренко, и начал ездить с ней с концертами — «на дни городов, День комбайнера, куда угодно».
Для Филатовой появление новой солистки стало ударом. «Когда я узнала об этом, хотела его закопать. Этот коллектив состоялся благодаря двум людям, а не только ему. И тут приходит дама, поет песни, в которые я себя вкладывала, а мой компаньон танцует рядом. Я думала, что никогда с ним больше даже не поздороваюсь», — вспоминает Филатова.
Решив снова вернуться на сцену, Филатова пошла на отбор в «Голос страны». Решила спеть песню, которой когда-то поразила Балана в кировоградском ДК, — “Stop” Сэм Браун. Ни одно кресло не развернулось. В жюри сидели Александр Пономарев, Олег Скрипка, Диана Арбенина и Валерия. Когда Филатова представилась, Арбенина спросила, что такое «Аква Вита». Скрипка ответил: «Это украинский «Ласковый май». Через год Филатова пришла на шоу «Х Фактор». На отборе спела две песни: “Show Must Go On” Queen и «Кому? Зачем?» Ирины Дубцовой. Судьи сказали: «Да», но Филатова выбыла на этапе тренировочного лагеря. Уехала обратно в Иран, а через два года рассталась с мужем и вернулась в Кировоград.
В 2014 году «Аква Виту» почти перестали приглашать на выступления даже в маленькие города. Весной 2018 года Балан и Филатова по отдельности дали интервью «Украинским сенсациям». Игорь рассказал, что и во время их успеха, и потом Ирина сильно пила, и это стало одной из причин распада группы. «Ее никогда больше не будет в проекте», — сказал Балан.
В том же году он решил устроить камбэк — в мае вместе с Титаренко выпустил клип на новую песню «Літо-мохіто». На канале Moon Records в YouTube у него чуть больше 23 тысяч просмотров. В сентябре «Аква Вита» выступила в киевском клубе MonteRay. Зал был полупустой. Балан говорит, что организаторы не сделали концерту рекламу: «С таким подходом я вообще удивился, что хоть кто-то пришел. Тем более, Алену публика не полюбила. Было отторжение, я это чувствовал. На концерте люди кричали: “Филатова”». Через несколько месяцев Балан позвонил Ирине.
— Это был какой-то порыв по пьяной лавочке. Один человек хотел вложить деньги в «Аква Виту», и я сказал об этом Ире. Разговор был недолгим. Потом инвестор передумал, но с Ирой мы с тех пор периодически переписываемся.
Это был конец июня 2019 года. Балан тогда собирался идти на отбор в «Х Фактор» и петь там «Город зеленого цвета» — он написал музыку, хотя саму песню исполнил Виктор Павлик. Специально для отбора Балан похудел на три килограмма и собирался худеть дальше. Балан, как и Ирина, хотел повторить то, что было 20 лет назад, — прийти и спеть одному, ведь в отборочном туре «Червоной Руты» он тоже победил один. Отбор на «Х Фактор» Балан не прошел.
Рассказывал, что Филатова снова хочет работать вместе. Но он сомневается: «Она такой человек — будет снова пытаться залезть мне на шею, грузить своими проблемами. Она постоянно опаздывает, а я это ненавижу, считает, что все ей должны. Это сейчас она хочет со мной работать, а если бы Phila получилась? Или «Голос»? Или «Х Фактор»? Пришла бы она ко мне?» Филатова тогда говорила другое: что они решили возродить «Аква Виту», Балан выбрал три ее текста и сейчас пишет на них песни, они активно ищут инвестора.
Пятнадцатого июля на странице Балана появилась афиша — 16, 17 и 19 июля «Аква Вита» выступает в трех районных центрах Кировоградской области в поддержку кандидата в депутаты Вадима Гуцула. На странице Гуцула — такая же афиша и семь комментариев: «Ирина будет? Это бомба! Ждем запись выступления!»
17 лет спустя
Семнадцатого июля мы с Баланом сидим в его синем Chevrolet Aveo возле старого двухэтажного здания Новомиргородской районной государственной нотариальной конторы. Вчера, впервые за 17 лет «Аква Вита» снова выступила вместе. Балан выглядит уставшим и раздраженным. Рассказывает, что они с братом договорились о концертах всего за несколько дней до них. Игорь хотел поддержать Гуцула и проверить, как им с Ириной работается вместе. Он выступает бесплатно, ей платят 500 долларов за концерт.
— У нас вчера было выступление в Головановске. Мне туда из Киева ехать часа три. Но нет, пришлось через Кировоград, чтобы ее забрать, потому что она, блин, сама приехать не может. Просил ее: «Будь готова к часу дня». Приехал, а она не готова! Прямо как 20 лет назад, когда я ждал ее на студии час, потом позвонил ей домой, а ее мама ответила: «Ой, а Ира красит волосы!»
Балан нервно барабанит пальцами по рулю и говорит, будто споря с собой, что это уже не та Ира, до этой встречи он часто вспоминал их счастливые моменты: «Червону Руту», первые концерты. А теперь все иначе, характер у нее, возможно, стал еще хуже, да и за внешностью не мешало бы следить. Говорит, что если найдется инвестор, будут работать, если нет — значит, не судьба. Они с Ириной уже отправили письма «Миргородской», «Боржоми», «Пепси», «Садочку», чтобы проинвестировали хотя бы съемку клипа и его раскрутку. Но пока тишина.
— Она хочет, чтобы я поклялся, что все получится, и я опять буду, как бобик, работать на нее. Но я сейчас буду думать только о бизнес-интересах. Я люблю покой, спокойно работать, а не жить с валерьянкой непонятно ради чего, просыпаться с дурацкими мыслями в голове.
До концерта 25 минут, к машине выходит Ира. Она забыла лак для волос и просит Балана достать его. Они пререкаются возле багажника, как муж и жена, которые 20 лет вместе и обоих все раздражает. Ира еще одета по-домашнему — в джинсы и футболку, но уже накрашена для концерта — с акцентом на зеленые тени.
Когда включается диктофон, Филатова меняет тон и восторженно рассказывает, как переживала перед вчерашним выступлением и боялась выронить микрофон, как была рада видеть Игоря и как легко им общаться друг с другом, хотя пауза в 17 лет все же чувствуется, как их ждали поклонники и что ради них «Аква Вита», наконец, воссоединится.
На бис
На сцене Филатова пританцовывает на высоких каблуках, Балан прыгает в серой кепке и футболке с принтом в виде крыльев. Они улыбаются и кричат: «Руки-руки!», но чувствуется, что 200 человек на бесплатном предвыборном концерте — это не то, чего они хотели от жизни. Новомиргородчане раскачиваются ближе к концу: пожилой мужчина в клетчатой рубашке пускается в пляс, к нему присоединяются избирательницы, которые только закончили встречу с кандидатом в депутаты и его мамой, пьяный мужчина в тельняшке предлагает всем девушкам потанцевать, получает отказы и танцует один в очереди за сладкой ватой.
На последней песне «Аж за гори, гей!» Балан и Филатова зовут на сцену детей и Вадима Гуцула, поют все вместе, и в какой-то момент случается волшебство: люди гудят и танцуют, в темноте уже не видно, сколько их, — кажется, что это настоящий большой концерт. Когда Балан и Филатова уходят со сцены, ведущий подсказывает зрителям: «Позовем их на бис?» Они возвращаются и второй раз поют «А тепер усе інакше».
После концерта Игорь и Ирина уезжают в Херсон агитировать за другого кандидата, рабочие разбирают сцену, часть зрителей идет в АТБ, часть — в пиццерию рядом. По разговорам понятно, что некоторые специально приехали на концерт из Кропивницкого и сейчас поедут обратно.
Пиццерия закрывается в десять, официантки вежливо просят всех уйти. На улице почти нет фонарей, ярко освещается только крыльцо АТБ. На ступеньках пьяный мужчина в тельняшке обнимает девушку в платье из фатина. Из динамика его телефона играет музыка. Он подпевает: «А тепер усе інакше, інакше, інакше, просто, просто, просто навпаки», и пьяно улыбается.
Через неделю от Балана приходит сообщение: «Решение принято. Мы с Ирой будем работать вместе».