Тексты

Украинский режиссер Любомир Левицкий снимет в Голливуде триллер, а Киеве — супергеройское кино. Мы расспросили его о фильмах, жизни в Лос-Анджелесе и рекламе

Автор:
Роксана Рублевская
Дата:

Юлия Вебер / «Бабель»

Любомир Левицкий снимает кино с 2006 года. Он один из немногих коммерчески успешных украинских режиссеров. Его мистический триллер «Тени незабытых предков» собрал 643 тысячи долларов при бюджете в 350 тысяч — это был первый украинский фильм, который окупился в национальном прокате. Его комедия #SelfieParty собрала 179 тысяч долларов — на 70 тысяч больше, чем потратили на съемки. Уже два года Левицкий живет в Лос-Анджелесе и готовится снимать американский триллер о хакерах, криптовалюте и ФБР. В июле режиссер прилетел в Украину дать несколько мастер-классов, снять клип на песню DZIDZIO и предложить сценарий о первом украинском супергерое. Корреспондент theБабеля Роксана Рублевская встретилась с режиссером и поговорила о том, как балансировать между рекламой и полным метром, сохранить семью и выжить в Голливуде.

1

В детстве Любомир Левицкий очень любил приключения, но долго не мог определиться, кем ему стать.

– Я рос на американских приключенческих фильмах и представлял себя Индианой Джонсом. Мне хотелось изучать мир. Выбрать какую-то профессию никак не удавалось. У родителей был facepalm, но они не мешали [мне искать себя].

В конце концов Левицкий поехал учиться в киношколу в Германию. Там он начал писать сценарии музыкальных и рекламных клипов. Потом вернулся в Украину и работал в рекламных студиях. В 2005 году друг Любомира, оператор Алексей Хорошко, предложил ему стать режиссером первого украинского молодежного триллера «Штольня». Обсуждали будущий фильм в поезде по дороге в Москву — там Левицкий и Хорошко оцифровывали пленку с отснятым материалом.

Левицкий убежден, что именно «Штольня» стала точкой отсчета для нового украинского кино. В 2005 году украинский прокат на 95 процентов состоял из русскоязычных фильмов.

— Мне говорили: «Ты ненормальный. Кто придет на украинское кино? Ты делаешь кальку с голливудских фильмов». Я действительно боялся, что меня осудят.

Юлия Вебер / «Бабель»

Фильм встретили скептически. Молодой, неопытный режиссер попытался сделать жанровый коммерческий фильм в тот момент, когда в стране еще не сформировалась индустрия. «Штольню» нельзя назвать грандиозным дебютом, но его попытка сделать фильм для зрителей достойна уважения.

— Я не считаю «Штольню» ни провалом, ни шедевром. В прокате фильм собрал 120 тысяч долларов, потратили мы меньше половины. Украинцы — молодая нация, которая везде хочет быть первой. Я никогда не хотел быть первым, но стал первопроходцем.

После выхода «Штольни» на экраны Левицкий понял, что ему не хватает знаний по режиссуре. Он анализировал аудиторию и продукцию мирового кинорынка. Пытался понять, что смотрит зритель. Прокатчики подсказали Левицкому, что настало подходящее время, чтобы снять картину для мужской аудитории. Так возникла идея криминальной комедии «Ломбард». Она вышла в 2013 году и сразу провалилась. Фильм вышел без промокампании, СМИ о нем практически не писали.

Большой перерыв между «Штольней» и «Ломбардом» Левицкий объясняет финансовым кризисом. Все это время он искал инвесторов, снимал рекламу и музыкальные клипы.

– Западные режиссеры не стыдятся работы в рекламе. Например, Гай Ричи снимает крутые ролики. Вспомните хотя бы рекламу видеоигры Call of Duty: Black Ops II с Робертом Дауни — младшим. Меня реклама научила дисциплине и новым технологиям. Кино снимают небыстро. Подготовительный период занимает несколько лет. За это время можно просто растерять навыки.

Юлия Вебер / «Бабель»

После провала «Ломбарда» Левицкий решил вернуться к молодежному жанровому кино. Его сценарий «Тени незабытых предков» понравился компании «Саспенс Филмс». Она подписала с Любомиром контракт, помогла собрать деньги и съемочную группу. Операторами стали Дмитрий Недря и американец Марк Эберли, который работал над «Сумерками». Сниматься пригласили Дмитрия Ступку, Павла Ли, Роксолану Кравчук, Ольгу Фреймут, Богдана Юсипчука и Ольгу Сумскую.

Чтобы закончить постпродакшн, признается Левицкий, пришлось продать квартиру. Ожидания оправдались. По словам Левицкого, «Тени…» собрали 643 тысячи долларов при бюджете в 350 тысяч. Ленту посмотрели более 120 тысяч зрителей. Левицкому удалось снять первый украинский блокбастер, который окупился в национальном прокате.

– Успех «Теней…» не в частных инвесторах и даже не в кассовых именах. Фильммейкер всегда продает интересные истории — и наша оказалась актуальной для сотен молодых зрителей.

Несмотря на успех «Теней…», кинорынок 2014 года был таким же неосвоенным, как и прежде. Главной проблемой, по словам режиссера, было отсутствие сценаристов.

– Сценаристам не хватает опыта и знаний голливудских коллег, но никто не хочет этого признавать. Украинским киношникам нужно понять, что главное сокровище — качественная сценарная основа.

Левицкий называет кинобизнес в Украине непредсказуемым — здесь политика слишком сильно влияет на съемки и кассовые сборы. «Штольню» Левицкий снимал после Оранжевой революции. Пока он писал и снимал «Ломбард», страна переживала все последствия мирового экономического кризиса. После второго уикенда «Теней…» начался Евромайдан, и людям стало не до кино.

Юлия Вебер / «Бабель»

– Фильм — это отдельное предприятие, со своим штатом, экономикой и пиаром. Ты должен заранее просчитать все риски. В 2014 году я остро чувствовал недостаток знаний, которые нужны для работы в киноиндустрии в чрезвычайной ситуации. Тогда впервые задумался об отъезде в Лос-Анджелес.

В 2015 году Левицкий снимает экспериментальную комедию #SelfieParty. Его снова обвиняют в американизации Украины.

— Мне говорят, что наши люди, их одежда, проблемы и поведение выглядят совсем иначе. Но я просто помогаю увидеть Украину другой. Например, мы снимали Черновицкий университет. После премьеры нам позвонили из студсовета и сказали, что количество абитуриентов увеличилось в два с половиной раза.

Любомир соглашается, что #SelfieParty — это посредственный жанровый фильм. Он снимал его, чтобы наработать опыт. За неимением кинозвезд в Украине ему пришлось делать их самостоятельно.

— Мы поставили в кинотеатрах баннеры с надписью: «Сделай селфи — попади в кино». Так и нашли трех актеров для ленты.

2

В 2017 году Левицкий уезжает в Лос-Анджелес. Еще со времен «Теней…» он поддерживал контакт с американским оператором-постановщиком Марком Эберли. Любомир выслал Эберли синопсис нового триллера «Скелет в шкафу», и тот пригласил его в США. Марку понравилось, что идея триллера напоминала ему фильм «Комната страха» Дэвида Финчера.

Любомир готовил свой американский дебют почти два года. Пока он жил в Лос-Анджелесе, понял, что Голливуд тоже переживает смутные времена. Студии перестают покупать независимое кино и все деньги вкладывают в сериалы. Большой проблемой стала холодная война с компанией Netflix, которая только за 2018 заработала 15,8 миллиарда долларов. Это больше, чем прибыль Disney за год.

Юлия Вебер / «Бабель»

В общих чертах сюжет «Скелета в шкафу» выглядит так. Хакер хочет вернуть свою бывшую девушку, дело осложняется тем, что он работает на ФБР, а она — на преступную группировку.

Историю придумал Левицкий, а вот сценарий довел до ума Дэвид Ранзил из Paramount. Обратиться к Ранзилу посоветовал Марк Эберли.

– Мы встретились с Дэвидом в ресторанчике в Беверли-Хиллз. Он сказал, что готов переписать историю. Я понимал, что минимальный прайс такого сценариста — 45 тысяч долларов. У нас такой суммы не было. Мне оставалось ждать других рекомендаций Ранзила. В Лос-Анджелесе все происходит медленно. Я уже перестал надеятся, как мне позвонил Дэвид. «Привет, Лу, у меня между проектами есть небольшое окно. Первый драфт я могу написать за месяц. Мои условия — 20 тысяч долларов кэшем и я становлюсь сопродюсером фильма. Дай мне ответ прямо сейчас». Голливуд — это всегда риск. Порой ты должен отвечать мгновенно. Сейчас или никогда.

3

Левицкий вспоминает, что адаптировался к жизни в США около года. Марк Эберли вовремя подсказал, что нужно срочно менять туристическую визу на грин-карту.

– Я нашел хорошего юриста. В Америке это очень непросто. Мы сделали две тысячи страниц публикаций в СМИ, подтверждающих, что я режиссер. Каждую статью переводил и заверял нотариус. США — самая «бумажная» страна в мире. Огромные пачки конвертов приходят тебе на почту, и ты должен ознакомиться с ними, чтобы ничего не нарушить. Постепенно я вошел в первый круг голливудского комьюнити.

Юлия Вебер / «Бабель»

Перед этим Левицкий привез в США семью.

— Нашу заявку рассматривали полтора года. Мы поселились в Лос-Анджелесе, сняли квартиру с двумя спальнями в городке Бербанк за три тысячи долларов. Напротив находилась студия Warner Brothers, где проходили все мои рабочие встречи.

Левицкий рассказывает, что никогда не планировал эмигрировать. Он хотел популяризировать украинскую культуру на Западе и показать Украине лучшие образцы мировой. Но вскоре понял, что знакомить США с украинским кинематографом рано — нечего показать. Кино США отличается от украинского тем, что у него есть стратегия. В Украине ничего не планируют, работают без графика, не соблюдают дедлайны.

– Все, кто живут в Голливуде, знают, что это самое скучное место на планете. Никто никуда не спешит. Ты просыпаешься, делаешь кофе, идешь на утреннюю пробежку. Мой день начинался так. Главное правило Голливуда — ты приехал инвестировать, а не брать. Не заработать, не прославиться, а создавать репутацию.

Левицкий говорит, что жизнь в Лос-Анджелесе с семьей обходится очень дорого. Приходилось арендовать жилье, машины, бытовую технику. Иногда он тратил пять тысяч долларов в месяц. Чтобы их заработать и параллельно заниматься фильмом, он снимал рекламу. По словам Левицкого, Америка — страна для людей с большими планами. Если ты хочешь заниматься чем-то мелким, она проглотит тебя.

Юлия Вебер / «Бабель»

– В США я понял, насколько украинцы свободны. Многие успешные кинематографисты в Голливуде из-за сумасшедших счетов даже не могут позволить себе отпуск. Я тоже жил в очень напряженном графике.

В Америке Левицкий общается с украинскими клипмейкерами, но найти друзей за два года так и не удалось. Особенно тяжело изоляция далась супруге Любомира Наталье.

«Скелет в шкафу» финансируют частные инвесторы. Фильм начнут снимать осенью 2019 года. Сейчас Левицкий ждет ответа от кинокомпании, которая готова выплатить звездам гонорары. Подробности раскрывать не хочет — ссылается на подписанный договор о неразглашении. Но говорит, что на главную роль пригласили сына Арнольда Шварценеггера Патрика. Фильм будут снимать в Канаде, где ему дадут налоговые льготы.

4

В декабре 2018 года Левицкий запустил украинский проект «Голливуд изнутри». Он пригласил спикеров, чтобы они рассказали украинским актерам, режиссерам, сценаристам и продюсерам о том, как снимают кино в Америке. Первыми приехали Шинтаро Шимосава («Ходячие мертвецы»), Девид Ранзил и Кевин Манн — голливудский продюсер, владелец продакшн-компании Heaven Entertainment. Следующим спикером может стать оператор «Трансформеров» Митчел Амундсен.

– Я специально привозил кинематографистов, которые зарабатывали на кино большие деньги. Хотел показать украинцам, что это возможно. Гонорары, которые мы предлагаем голливудским мэтрам, символические. Я никогда не забуду момент, когда в Украине ввели военное положение. Кевин Манн позвонил и спросил, стоит ли ему лететь. Я сказал, что гарантирую безопасность. Он ответил, что, вероятно, это лучшее время для больших перемен. От его слов у меня по спине пробежали мурашки. Наши голливудские коллеги делают это не из-за денег.

Юлия Вебер / «Бабель»

Молодым киношникам Левицкий приводит в пример голливудского продюсера Джейсона Блума, который снимает малобюджетные хорроры. Они стоят несколько миллионов, а собирают в двадцать раз больше. Блум умеет найти историю, которая будет стоить копейки в производстве, но станет популярной.

– Когда в стране все спокойно, в фаворе триллеры и ужасы. Потому украинским киношникам нужно начать снимать комедии и хорошие приключенческие фильмы.

В июле Левицкий прилетел в Украину снимать клип DZIDZIO на песню «Миллионер» и презентовать идею будущего фильма о первом украинском супергерое. О новых проектах Любомир рассказывает крайне мало, но кое-что все же удается узнать. С группой DZIDZIO режиссер работает не впервые. Его клип на песню «108» набрал 27 миллионов просмотров на YouТube.

О новом супергеройском кино Левицкий тоже особо не распространяется. Известно, что он уже ведет переговоры с одной из украинских студий.

– Это будет самая эпичная картина за всю историю украинского кино. Если я скажу название, вы сразу же догадаетесь, о чем фильм. Планируемый бюджет — три миллиона долларов. Половину хотим попросить у Госкино. Скажу одно: я снимаю фильм о первом украинском супергерое, но при этом не привязываюсь к событиям последних пяти лет. Это не копия Marvel. Обещаю, что открою нового героя, в которого поверят зрители всех возрастов.

Юлия Вебер / «Бабель»