Тексты

«Быть “человеком Коломойского” может и почетно, но моя фамилия не Коломойский». Кандидат в депутаты Александр Ткаченко — о киевских мажоритарщиках, мэрских амбициях и друге-девелопере Андрее Ваврыше

Автор:
Maria Zhartovska
Дата:

V.lyaschenko / Wikimedia Commons

25 июня девятый номер списка «Слуги народа», генеральный директор «1+1» Александр Ткаченко официально представил кандидатов от партии в мажоритарных округах Киева. Один из них, Сергей Швец, корреспондент «Плюсов». Еще двоих — Анну Бондарь и Дмитрия Гурина — связывают с киевским девелопером, гендиректором строительной компании SAGA Development и другом Ткаченко Андреем Ваврышем. Андрей Ваврыш недавно представил Владимиру Зеленскому проект здания нового Офиса президента. Мы встретились с Ткаченко, чтобы расспросить о киевской кампании партии и роли в ней Ваврыша. Заодно гендиректор «Плюсов» рассказал, зачем идет в политику, чем ему не нравится киевская власть и претендует ли он на место Виталия Кличко.

Кто вам предложил место в списке «Слуги народа» и почему вы согласились?

Я понял, что в украинской политике открывается окно возможностей, которых не было 20 лет. Если решающее большинство голосов соберут «Слуга народа» и «Голос», то в политику придут люди, которые в большинстве своем никогда в ней не были. Надеюсь, случится тотальная смена ценностей. Без этого идти в политику и участвовать в распиле я не видел смысла. Сейчас есть возможность своим опытом помочь изменить многие вещи к лучшему.

Тем не менее, в списке много неоднозначных кандидатов.

Да, но надо отдать должное центральному штабу — когда я поинформировал о ряде неоднозначных персонажей в списке, их не стало. Надеюсь, если уже после регистрации кандидатов-мажоритарщиков о них появится компрометирующая информация, партии хватит мужества принять правильное решение: лучше не идти по какому-то округу, чем идти во что бы то ни стало.

В обсуждении кандидатов по Киевской области вы тоже принимали участие? Там идут журналисты «1+1» Александр Дубинский и Ольга Василевская.

Нет, это их личная инициатива. Инициатива Ольги Василевской для меня была сюрпризом.

Вы координируете работу киевских мажоритарщиков. Что это означает и какие у вас задачи?

У команды есть областные штабы. По Киеву было мое предложение в первый раз попытаться сформировать отдельную киевскую группу партии. Я не помню, чтобы раньше на выборах мажоритарщики от какой-либо партии выступали одной командой. Конечно, в Киеве есть разные районы и проблемы, но без решения глобальной — что такое Киев, как он будет развиваться, какие тут правила, справиться с отдельными проблемами будет сложно.

В чем конкретно ваши функции?

Координируем работу мажоритарщиков, пытаемся им помочь с продвижением, ответить на их вопросы.

Какие, например?

Например, с точки зрения позиционирования в медийке, лозунгах. Мы прорабатываем вопросы, связанные со смыслами.

Вы рекомендовали кого-то из кандидатов?

Я участвовал в обсуждении. Некоторых из них я знаю.

Сергея Швеца вы не можете не знать. Кого еще?

Я знаю больше половины. Некоторых — хорошо, некоторых — не близко.

По какому принципу их выбирали?

Кто-то участвовал в конкурсе, как Людмила Буймистер. Кого-то рекомендовал штаб, который работал во время президентской кампании. Смотрели, в том числе, по округам, у кого какие шансы с точки зрения их бэкграунда.

Во время президентской кампании вы были в киевском штабе?

— Нет.

То есть, к кампании вы подключились сейчас?

— Да.

Почему вы решили координировать именно киевских мажоритарщиков?

Была общая дискуссия в центральном штабе, который сейчас занимается парламентской кампанией. Я коренной киевлянин, и то, что в моем городе происходит последние годы, ничего кроме стыда не вызывает. Если есть возможность вернуть гордость за Киев, я рад, что могу координировать это движение.

Это связано с тем, что в 2020 году вы намерены баллотироваться на пост мэра Киева?

Кто вам это сказал?

Об этом много раз писали СМИ и не слишком скрывают в партии.

Я не знаю, кто что скрывает, но я привык переживать неприятности и приятности по мере их поступления. Мы сейчас сосредоточены на этой избирательной кампании.

Ваша нынешняя работа — это желание создать какую-то команду в Киеве?

Верховная Рада — это не команда в Киеве. Для меня важно, чтобы, наконец, приняли закон о столице. В Киеве существует один центр принятия решений — Киевсовет. Есть мэрия и КГГА, и они, по по-прежнему, совмещены. В городе нет самоуправления. Это создает большие возможности для коррупции, чем уже пять лет пользуется киевская власть и мэр, который обо всем этом знает. До киевлян эти проблемы доходят в виде плохих дорог, ветхой инфраструктуры, беспорядочной застройки. Показушные запуски стеклянных мостов, не введенных в эксплуатацию, улучшают настроение строителям, но вряд ли горожанам, которые заплатили за это действо по двойному тарифу. Город сохраняет европейский вид только местами, и во многом благодаря личной инициативе активистов. У Киева украли 5 лет нормального развития.

То есть, сейчас вы не можете ответить на вопрос, собираетесь ли вы баллотироваться в мэры?

Не собираюсь.

У новой власти есть желание разделить должности главы КГГА и мэра Киева. Если это случится, вы видите себя главой КГГА?

Из-за политических договоренностей Порошенко и Кличко, которые были и остаются в городе одной командой, сейчас глава КГГА и мэр — один человек. Но де-юре существует это раздвоение. Хотя логично, чтобы был один законно избранный мэр со своим исполкомом. И в городе может быть префект с функциями надзора за соблюдением законности.

Депутат Сергей Лещенко, который баллотируется по 220 округу, заявлял, что этот округ «Слуга народа» отдала подчиненной «скандального» застройщика Андрея Ваврыша. По 218 округу партия выдвинула Дмитрия Гурина, одного из соавторов концепции жилого района, который тоже строит Ваврыш. Как эти кандидаты попали на мажоритарку?

Во первых, у Лещенко явный конфликт интересов как у кандидата. С Ваврышем я познакомился года три назад, когда мы начали подольскую инициативу. Есть проект реконструкции Контрактовой площади — «Київська вітальня». Это проект-победитель городского конкурса на эту территорию. С него начнется реформирование всего Подола по новым европейским принципам. Там будет место для школ, парков, инфраструктуры, парковок и, при этом, историческое наследие расцветет. Во время этой работы я познакомился с Дмитрием Гуриным и Аней Бондарь, которые сотрудничают со многими дизайнерами, архитекторами и активистами. Однозначно могу сказать, что и Митя, и Аня — люди самодостаточные и самостоятельные, поэтому мы пригласили их в команду.

Но до увольнения Ваврыша Анна Бондарь была его подчиненной.

Анна Бондарь никогда не была подчиненной Андрея Ваврыша. Она госслужащий, и это легко проверить.

Ваврыш представлял проект здания Офиса президента Зеленскому. Это вы его посоветовали в команду?

Это их идея. Архитекторы и многие урбанисты хорошо знают его как человека, который исповедует европейские ценности развития города.

Он ваш друг, но вы его не рекомендовали. Тогда, возможно, рекомендовал Андрей Богдан?

Не знаю.

Ваврыш помогает вам с киевской кампанией?

Иногда я обращаюсь к нему за консультацией. Мы узнаем много новой информации о состоянии дел в городе, и я могу иногда перезвонить и спросить, что это означает.

Доказанных фактов коррупции за Ваврышем нет, но его публично в ней обвиняли, были расследования. Вас не смущает такой бэкграунд?

Я свечку не держал. Я его знаю по нашим совместным проектам и его проектам как девелопера. Если бы у нас все девелоперы были с таким же видением и мышлением, можно было бы что-то сделать, и город стал бы лучше.

Тем не менее, есть риск, что девелопер Ваврыш будет влиять на людей, с которыми он хорошо знаком, если они пройдут в парламент.

Эти люди сами по себе, так же, как и я. Быть «человеком Коломойского», может быть, почетно, но моя фамилия не Коломойский. О людях нужно судить по их поступкам: что они сделали хорошего или плохого. Сначала ответьте на этот вопрос, а потом связывайте их с кем-то другим. От того, что я знаю [бизнесмена Виктора] Пинчука или [бизнесмена Рината] Ахметова, я не стал человеком Пинчука или Ахметова.

Чем вы планируете заниматься в Раде? Киевом?

Мне интересны два направления — местное самоуправление и гуманитарная политика. Здесь я что-то понимаю.

Как отнесся владелец «1+1» Игорь Коломойский к тому, что вы идете в политику?

Три раза переспрашивал.

Вы занимаетесь предвыборной кампанией и руководите медиахолдингом. Не видите в этом конфликт интересов?

У меня нет времени смотреть новости. Мне некоторые коллеги рассказывают, что у нас было в новостях, а я говорю: «Да ладно?»

Вот у вас в новостях, например, недавно было два сюжета о Кличко. Один о том, что он забрал себе особняк под отель, а второй — о покупке уличных фонарей по завышенной цене. Совпадение?

Про особняк я видел и знаю. Когда коллеги из ТСН рассказали мне, что есть такой материал, я сильно удивился, потому что никогда не слышал о таких историях. О светильниках я тоже знаю. Я слышал об этой истории до того, как появилась идея сюжета на канале.

Вы начали процесс выхода из состава акционеров «1+1»?

Сейчас мы занимаемся увлекательным юридическим процессом. Для меня это зона неожиданных открытий. Все, что нужно будет делать по закону, я буду делать.

Кто возглавит холдинг вместо вас?

Все, что нужно будет делать по закону, я буду делать.

«Плюсы» во время президентской кампании поддерживали Зеленского. Канал будет поддерживать «Слугу народа» во время парламентских выборов?

Тут лежит мониторинг, который проводили ОБСЕ и Совет Европы, у нас есть мониторинг «Детектор медиа». Там есть одна замечательная строчка, которая говорит об иллюзорности большой поддержки, если речь идет о новостях. В новостях Зеленский появлялся не так часто, но, вместе с этим, мы были единственным каналом, который «имел наглость» критиковать Порошенко. Ни один другой канал в стране его не критиковал. Из-за этого могла сложиться иллюзия, что есть какой-то дисбаланс. Дисбаланса в новостях, на самом деле, не было. Зеленского было много в проектах «Квартала», но так было и раньше.

Фильма о Рональде Рейгане с озвучкой Зеленского, который вышел за день до первого тура, раньше не было.

Ну, попал в поле зрения фильм о Рейгане. Нам показалось это к месту в контексте общественной дискуссии на тему актер-политик. Фильм BBC, кстати.

Вы говорите о новостях. Но еще есть канал, где были документальные фильмы о «Квартале».

«Кварталу» было 15 лет и мы воспользовались такой возможностью — рассказали не о Зеленском, а о «Квартале».

Вы не ответили на вопрос, будет ли сейчас канал поддерживать партию «Слуга народа»?

Это продолжение ответа о, якобы, поддержке во время президентской кампании — в новостях у нас не было, нет и не будет такой цели.