Вижу новости, что суд вернул советские названия проспектам Бандеры и Шухевича. Что происходит? — объясняет адвокат
- Автор:
- Евгений Спирин
- Дата:
«Бабель»
Окружной административный суд Киева 25 июня отменил решение Киевского городского совета о переименовании Московского проспекта и проспекта Ватутина в проспекты Бандеры и Шухевича. Иск еще в 2016 году подала Елена Бережная, мать депутата «Партии регионов» Ирины Бережной. Процесс длился больше двух лет. С одной стороны истцом выступали Бережная и ее ОО «Еврейская правозащитная группа» и «Антифашистская правозащитная лига». С другой — Киевский городской совет, «С14», ВО «Свобода», Институт национальной памяти. Судья Олеся Чудак удовлетворила иск Бережной и отменила переименование. Решение еще не обнародовали в реестре, вместо него есть только короткое разъяснение на сайте суда: «решение принято судом ввиду нарушения процедуры по переименованию проспектов». Теперь горсовет ждет обнародования полного текста решения и готовится к апелляции. Городской голова Виталий Кличко пообещал вернуть проспектам названия, несмотря на решение суда. На просьбу theБабеля адвокат по делу Дмитрий Биловчук объясняет аргументы Бережной и мотивы судьи, которая вынесла решение в ее пользу.
Дело длится уже 2 года. Киевсовет переименовал Московский проспект в проспект Степана Бандеры в июле 2016 года. Уже в августе Бережная подала иск. Еще через год депутаты проголосовали за переименование проспекта Ватутина в честь Романа Шухевича, Бережная подала в суд и окружной суд запретил публиковать это решение. Что это означает? Что решение о переименовании нельзя было подать на подпись председателю и обнародовать, — а значит, оно не вступило в силу.
Но это не совсем так. Есть позиция Верховного суда: переименование — это акт индивидуального действия, он вступает в силу с момента принятия, а не с момента опубликования. Поэтому Киевский городской совет считал, что решение о переименовании вступило в силу. Сторона истца Бережной считала, что не вступило. Оценки процессу никто не давал, поэтому относительно Шухевича вопрос до сих пор спорный. А вот проспект имени Степана Бандеры и до сих пор является проспектом Степана Бандеры.
Как суд обосновал решение отменить переименование, мы не знаем, потому что огласили лишь результативную часть. Мы сейчас ждем полный текст, чтобы понять основания и потом подавать апелляцию. Елена Бережная отмечала три мотива:
- Проспект Московский и проспект Ватутина не подпадают под закон о декоммунизации.
- Второе основание — несоответствие исторической справки.
- Еще одно основание — не было учтено мнение граждан. Бережная собирала подписи, подавали петиции против переименования.
Почему это все спорные аргументы?
- Проспекты переименовали не из-за закона о декоммунизации. Названия изменили в общем порядке.
- К решению должна прилагаться историческая справка. Но Киевский городской совет никто не обязывает проверять ее соответствие, она просто должна быть. В этом деле она была.
- Согласно законодательству, мнение граждан не является обязательным для городского совета. Решение депутаты принимают на свое усмотрение после проведения опроса. Он был проведен на сайте.
Поэтому, какие были основания у судьи удовлетворить решение, нам неизвестно. Сейчас проспект Бандеры остается со своим именем до решения апелляционного суда.
Что говорит Киевский окружной административный суд: «Окружной административный суд города Киева принял решение в деле о переименовании проспекта Генерала Ватутина в проспект Романа Шухевича, а Московского проспекта в проспект Степана Бандеры, рассмотрение которого длилось с августа 2016 года. Суд удовлетворил частично иск ОО «Еврейская правозащитная группа» и ОО «Антифашистская правозащитная лига» к Киевскому городскому совету и признал противоправным и отменил соответствующие переименования. Указанное решение принято судом ввиду нарушения процедуры по переименованию проспектов Московского и Генерала Ватутина, а также в связи с отсутствием надлежащего обоснования для принятия данных решений. Также судом при рассмотрении указанного дела принят во внимание значительный общественный интерес, который отражен и в петициях против переименования, чего не было учтено во время совершения действий по изменению названия проспектов».