В 2019 году лучшие музеи Европы проводят специальные выставки знаменитых художников. Вот кого стоит посмотреть
- Автор:
- Катерина Тейлор
- Дата:
Juan Di Nella / Flickr
Весь год самые почтенные музеи Европы будут показывать особые выставки, приуроченные к юбилеям главных европейских художников. В голландском Рейксмюсеуме выставляют Рембрандта, в британских галереях — Мунка и Ван Гога, в Королевских музеях Бельгии — Дали и Магритта, в парижских — Фрэнсиса Бэкона и Леонардо да Винчи. По просьбе theБабеля эксперт по современному искусству Катерина Тейлор рассказывает, чем примечательна каждая из выставок и почему она заслуживает того, чтобы ради нее заранее спланировать поездку.
«Все Рембрандты» в Рейксмюсеуме
15 февраля 2019 — 10 июня 2019
Нидерландский Национальный музей выставил самую большую в мире коллекцию произведений Рембрандта Харменса ван Рейна. Проект приурочен к 350-й годовщине со дня смерти художника. Здесь показывают 22 ключевых живописных полотна, в том числе «Ночной дозор», «Еврейскую невесту» и новое приобретение музея — свадебный портрет Мартена Сулманса и Опьен Копитт. Здесь же выставят 300 офортов и 60 рисунков художника, которые редко появляются в экспозиции из-за своей хрупкости.
На выставке покажут автопортреты художника, которые он писал всю жизнь, — по ним можно судить о его творческом поиске и развитии. Можно проследить, как он экспериментировал с образами, ассоциируя себя с библейскими и историческими персонажами, например с апостолом Павлом; как взрослело лицо и, одновременно, рука мастера.
Ретроспектива выстроена в хронологическом порядке. Она дает отличное представление о жизни и творчестве Рембрандта, о том, как на него повлияли искусство эпохи барокко и выдающиеся художники прошлого. О том, в каких реалиях жил и творил автор, какое наследие оставил.
Первую половину жизни художник работал преимущественно в камерной обстановке и писал портреты близких, друзей и работы на заказ. Его очаровывал окружающий мир, и он часто делал зарисовки актеров и уличных музыкантов, концентрируясь на одном-двух героях. Редко можно встретить работу, на которой изображено больше трех человек. Творческое наследие его первой половины жизни состоит из бесчисленных ювелирных портретов окружавших его людей.
Со временем он выходит на монументальные сюжеты с большим количеством героев, начинает экспериментировать с техникой и использует уникальные световые эффекты. Ключевые произведения художника созданы именно в зрелый период.
«Ван Гог и Британия» в галерее Тейт
27 марта 2019 — 11 августа 2019
Винсент Ван Гог — из тех художников, чье имя плотно вплетено в ткань истории искусства: он опирается на мастеров прошлого, а его творчество будет влиять на художников будущего. Великий постимпрессионист, он не просто создал свою уникальную манеру письма, но и стал предтечей экспрессионизма, вдохновив таких авторов XX века, как Виллем де Кунинг и Джексон Поллок.
Выставка в галерее Тейт объединит 45 произведений Ван Гога, чтобы рассказать о его духовной связи с Великобританией. Первый раз Ван Гог побывал в Лондоне еще до того, как посвятил себя искусству, — в середине 1870-х годов он работал в аукционном доме, куда его устроил дядя. Ван Гог много гулял по городу в одиночестве, был увлечен британской музыкой, британской литературой и дочерью своей домохозяйки. В лондонских музеях он изучал произведения Констебля и Милле.
Это будет первая большая выставка Ван Гога в Великобритании за последние десять лет. Парижский Музей Орсе одолжит галерее Тейт «Звездную ночь над Роной», а Национальная Лондонская галерея — «Подсолнухи», которые они обычно никому не дают. Одни только эти полотна стоят того, чтобы запланировать визит на выставку.
«Эдвард Мунк. Любовь и тоска» в Британском музее
11 апреля 2019 — 21 июля 2019
В Британском музее открывается выставка гравюр Эдварда Мунка (1863—1944). За последние 45 лет это самый крупный музейный проект в Великобритании, посвященный Мунку. Для массовой культуры Мунк стал автором одной картины, и организаторы проекта рассчитывают изменить восприятие его творчества. Выставка расскажет, каким он был человеком, и попробует объяснить, что побудило его создавать радикальное искусство.
Мунк был выходцем из консервативной семьи норвежских лютеран. Он оставил размеренную жизнь в Осло и отправился сначала в Париж, а потом в Берлин, где влился в местную богему. Мунка считают отцом экспрессионизма, хотя на самом деле это течение родилось в Германии и существенно позже.
В парижском «Салоне Независимых» Мунк видел работы Ван Гога и Гогена и открыто ими восхищался. Но в отличие от своих беззаботных предшественников нонконформист Мунк считал, что искусство не может быть побегом от реальности и должно отражать не то, что человек видит, а то, что он чувствует.
В произведениях Мунка отражаются его личные трагедии, потери близких, тревога, которая нарастала в обществе в межвоенный период. Его темы — одиночество, страх смерти. Выставка, которую Британский музей организовывает совместно с норвежским музеем Мунка, покажет коллекцию его гравюр.
Фрэнсис Бэкон в Центре Помпиду
11 сентября 2019 — 20 января 2020
Умерший в начале девяностых Фрэнсис Бэкон — это Босх ХХ века. Он, словно психотерапевт, вскрывает самые болезненные темы, вызывает в памяти самые скверные воспоминания. Сюжеты его картин до сих пор вызывают ужас — и это после всего, что зритель натерпелся от современного искусства.
Бэкон — британский художник ирландского происхождения, его первый творческий успех пришелся на период после Второй мировой войны. Именно она и дала ему импульс к творчеству: ужас и страдание отражаются в его работах, где главным героем становится человеческое тело — раздробленное, деформированное.
Выставка в центре Помпиду охватывает последний этап карьеры Бэкона — с 1971-го до его смерти в 1992 году. В год, который кураторы выбрали как исходную точку, проходила большая ретроспектива художника в парижском выставочном центре Гран-Пале. За два дня до ее открытия любовник Бэкона покончил жизнь самоубийством в номере отеля, где они вместе провели пару дней. В следующие несколько лет Бэкон переживал одновременно грандиозный успех и глубокую депрессию. Тогда же он написал «Черные триптихи» — когда видишь их вживую, захватывает дух.
«Дали & Магритт» в Королевских музеях Бельгии
10 октября 2019 — 9 февраля 2020
Сальвадор Дали и Рене Магритт — главные фигуры сюрреализма, совершенно не похожие друг на друга. Это разные по своей натуре, характеру и ценностям художники. Дали — эпатажный гений, каждый свой чих превращавший в перфоманс. Магритт — его противоположность, человек, живший необыкновенно скромно. В произведениях Дали все невероятное выпячено, содержится на плоскости полотна. У Магритта — все скрыто, будто бы обыденно.
На выставке представят больше тридцати их полотен, чтобы рассказать о мирах, которые они создали: о ярком, насыщенном персонажами, пугающем мире Дали и отстраненном, поэтическом мире Рене Магритта.
Выставка строится вокруг ключевого для сюрреализма периода — конец 20-х — начало 40-х годов прошлого века. Именно в это время сформировался стиль и образный язык обоих художников. В нее вошли работы из коллекций Музея Магритта (входит в КМИИ) и флоридского Музея Дали.
Леонардо да Винчи в Лувре
24 октября 2019 — 24 февраля 2020
В 2019 году исполняется 500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи. К этой дате Лувр собирает масштабную выставку мастера Ренессанса — полотна из частных и музейных коллекций, включая работы из коллекции Лувра.
Лувр обладает самым большим собранием произведений да Винчи и не случайно. В последние годы своей жизни да Винчи перебрался из Италии во Францию и вскоре стал придворным художником Франциска I. В этот период он закончил «Мону Лизу», которую привез с собой из Италии, и другие произведения — все их приобрел король, и они стали частью его коллекции, которая хранилась в Лувре. Работы оставались там, и когда Лувр заняли художественные академии, и когда в конце XVIII века он стал музеем.
В Лувре хранится треть картин, созданных мастером Возрождения, — пять из пятнадцати. Сюда же должны привезти работы «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Крещение Христа» из итальянских государственных музеев. Но поклонникам Леонардо стоит следить за новостями: осенью прошлого года в Италии сменилось правительство, и действующий министр культуры усомнился в том, что ему стоит выполнять договоренности своего предшественника. Переговоры идут и по сей день. Возможно, именно поэтому окончательный список картин, которые представят в экспозиции, до сих пор не опубликован.