Две церкви, два храма, два митрополита. Вот что theБабель увидел в Виннице после Объединительного собора — большой репортаж
- Автор:
- Евгений Спирин
- Дата:
Винницкая епархия УПЦ
Митрополита Винницкого и Барского Симеона 17 декабря Синод Украинской православной церкви Московского патриархата лишил сана за то, что после Объединительного собора в Киеве вместе с прихожанами и храмом он перешел в новообразованную Православную церковь Украины. На его место назначили нового митрополита УПЦ МП — Варсонофия. Он прибыл в Винницу 18 декабря и уже отслужил параллельно с Симеоном службу, но в другом храме. Корреспондент theБабеля Евгений Спирин побывал на двух службах в двух храмах и поговорил с двумя митрополитами и прихожанами. А еще узнал, ожидают ли местные жители, что приходы МП перейдут под юрисдикцию новой поместной церкви и боятся ли здесь захвата храмов.
10:00
Спасо-Преображенский кафедральный собор
Собор расположен почти в центре Винницы. Это здание XVIII века, оно охраняется государством как культурное наследие. До 1990 здесь был зал органной и камерной музыки. Как рассказывают местные, в начале 90-х орган порезали на трубы. Потом здание собора отдали под защиту Министерства культуры, а орган восстановили в соседнем капуцинском костеле Превятой Девы Марии.
В восемь утра здесь была служба. Ее правил бывший митрополит Украинской православной церкви Московского патриархата Симеон. После Объединительного собора в Киеве, который состоялся 15 декабря, Симеон перешел в новую Православную церковь Украины — вместе с собором и верующими. Но не со всеми. Примерно треть прихожан не согласились, еще ушли два священника, архидиакон и часть детского хора. Утром людей немного, горожанам нужно на работу, и здесь только те, кто не пропускает ни одного богослужения. Не более 20 верующих. Они стоят по разным углам возле икон, зажигают свечи и молятся. Возле креста женщина, которая помогает при церкви, перебирает в корзине свежий хлеб. Это для нищих. Спрашиваю:
— Скажите, а сегодня вечером будет служба?
— Да, конечно, будет.
— Служить будет Симеон?
— И сегодня он будет служить, и завтра, и всегда, пока жив. Других митрополитов у нас нет.
В Винницу 18 декабря в 11:00 часов приезжает новый митрополит Варсонофий, которого церковь Московского патриархата назначила вместо Симеона. Он должен возглавить Винницкую епархию УПЦ МП и служить в Спасо-Преображенском соборе. Но Симеон покидать собор не собирается.
Уточняю, можно ли пообщаться с Симеоном.
— У него сейчас дела. Приходите на службу в 17:00. Он охотно поговорит с вами.
До вечера еще далеко, набираю пресс-секретаря епархии Владислава Демченко. Он сбрасывает звонок. Иду в снятую неподалеку от собора квартиру. На двери крест и наклейка: «Пусть будет благословен каждый, кто зайдет в это жилище». Пишу Симеону sms:
12:00
Крестовоздвиженский храм
Возле храма, который местные называют «На Мире» (церковь находится возле торгового центра «Мир»), — толпа из трехсот человек. Здесь красная дорожка, священники и два депутата областного совета из партии «Оппозиционный блок»: Сергей Черноокий и Александр Побережец. Прибывает новый митрополит, его охраняет полиция и ребята в штатском. Верующие подставляют головы под руки Варсонофия, целуют крест, он радостно благословляет. Некоторые жители города пришли с негативным настроем. Мужчина в черной шляпе кричит: «Вы московский бандит [патриарха РПЦ] Кирилла и Путина». Сторонники нового митрополита желают мужчине «гореть в аду». Через 15 минут процессия с Варсонофием заходит в храм. Люди расходятся, до столкновений не дошло. Сторож сворачивает красный ковер, возле храма снова пусто. Митрополит Московского патриархата и около ста священников из Винницы и области уходят на совещание.
В коридоре храма — женщина в платке, продавщица церковных книг, несколько диаконов и журналисты местного канала. На стене объявление, распечатанное на принтере: «Трапезы в Трапезной». Все ждут, пока выйдет новый митрополит. В храм заходит пожилая женщина.
— Чего вы тут стали? Снимаете на телефоны в святом месте.
— Скажите, а вы сегодня здесь первый день? Может вы до этого в кафедральный собор ходили?
— Ходила. А сейчас не хожу.
— Почему?
— Там раскольники, и вы раскольники! Это вы тут веселые, а как в ад попадете, так и узнаете цену празднику!
Она снимает берет и исчезает внутри храма. Женщина в платке говорит: «Можем идти».
Мы проходим по длинному коридору, поворачиваем на лестницу, поднимаемся на второй этаж. В небольшом зале — куча священников. Все они в черном, с длинными бородами и крестами на груди. В комнате несколько групп людей, все шепчутся по компаниям. На сцене, которая возвышается над залом, стоит Варсонофий. Рядом молодой дьяк.
— Владыка, к вам журналисты.
— Я готов, но давайте так, чтобы не ждали долго, потому что у нас сейчас будет совещание. Надо кое-что решить, а пока я ничего конкретного сказать не могу. Ибо только приехал.
Варсонофий — высокий, с длинной бородой, в черной рясе и с панагией на груди.
— С Симеоном я не общался в эти дни. Вы же знаете, что Синод [УПЦ МП] лишил его сана. И вообще, мы прекратили евхаристическое общение. А не евхаристическое — ну, пока не звонил ему. В кафедральный собор тоже не ходил. Будет ли там служба? Мы можем служить в любых наших храмах, но относительно [Спасо-Преображенского] собора надо утрясти очень много юридических вопросов.
Варсонофий родом из Винницкой области, его здесь считают земляком. Раньше они поддерживали хорошие дружеские отношения с Симеоном: Варсонофий приезжал служить на праздники. Теперь вместе служить они не смогут — в Московском патриархате Симеона считают раскольником.
— Сегодня служба будет здесь, в Крестовоздвиженском соборе. Потом посмотрим. Но силового захвата точно не будет.
Кто-то из священников в зале говорит: «Пусть остаются только священники, остальные выходите из зала, пора начинать вторую часть совещания». К Варсонофию и местным журналистам подходит отец Никодим:
— Я очень прошу, еще раз красиво и на камеру рассказать, как встретили уважаемого митрополита, как нам всем благостно и радостно.
Все присутствующие — это священники из Винницы и области, их не более 70. Они пришли выразить уважение новому митрополиту. Никодим говорит: «Видите, какая поддержка у настоящего митрополита? Почти все сегодня здесь, а не в соборе».
Я выхожу из храма. Симеон на sms не ответил. Перезваниваю его секретарю Владиславу Демченко.
— «Бабель»? Да-да, знаю. Владыка сейчас будет давать большое интервью, это где-то в четыре, или в пять часов. Приезжайте и вы, прямо сейчас, а то он и так уже устал.
Спасо-Преображенский собор в другом конце города. Вызываю такси. Винница стоит в пробках. Таксист смеется.
— Вот так каждый год! Сначала они зарабатывают деньги весь год, а потом прямо перед ненужными праздниками тратят их на ненужные вещи и ненужную еду. И едут за всем этим из деревни в город. А для чего вам в собор?
— Поговорить с митрополитом.
— А я слышал о расколе. Не будет никакого раскола. Москве нечего делать в Украине. Я в церковь хожу раз в год, но пусть московская церковь будет в Москве.
15:00
Спасо-Преображенский кафедральный собор. Кабинет Симеона
Владислав встречает в храме. Здесь еще два журналиста. Мы проходим мимо иконостаса, затем по коридорам, по лестнице и попадаем в кабинет Симеона. Он еще занят. Владислав рассказывает.
— Вы только не спрашивайте его, сколько людей перешло, а сколько осталось в Московском патриархате. Никто пока не знает. Есть четверть, которая точно пошла за нами, а есть четверть, которая осталась с Москвой. А еще половина — не определились. Они ждут Томос. Только после этого будет ясно, что можно переходить официально. Говорите, было семьдесят сегодня? Так их только в Виннице двести. А еще вся епархия. Рано говорить.
В кабинете Симеона — стол буквой «Т», несколько кресел возле стола, две иконы: Богородица и Николай Чудотворец, а еще обогреватель, потому как холодно.
— Опять журналисты. Я же не могу коротко разговаривать. А вы потом что-то горячее возьмете, там обрезал слова, там вставил — и такой крючок получается! А я потом читаю и удивляюсь.
Уже 16 декабря, на следующий день после собора в Киеве, Симеон служил как митрополит новой Православной церкви Украины. За что и был оперативно лишен сана. И этот шаг со стороны Онуфрия он предвидел. Говорит, что ему в МП и так обещали «чистки националистов» и всех, кто поддерживал автокефалию. Поэтому еще 14 декабря Симеон написал Вселенскому патриарху Варфоломею и попросил грамоту, которая признает его митрополитом, несмотря на решение Синода Московского патриархата. Грамоту он получил. Поэтому, когда в Лавре заявили об отлучении и выбрали Варсонофия новым митрополитом, Симеон не очень переживал.
— Варсонофий — наш земляк. Мы его приглашали на празднование. Он часто бывал у нас, его видели священники, поэтому его и назначили сюда — чтобы было проще. Но сейчас мы не разговаривали. Я думаю, придет время, и мы будем общаться.
Мы заканчиваем говорить, в кабинет входит Владислав и журналист с оператором с «ТСН». Демченко приглашает на службу в пять часов вечера. Хороший шанс пообщаться с верующими. Последний раз был на службе в 2001 году.
17:00
Спасо-Преображенский кафедральный собор
Двери собора открыты, в средней части полно народу. Идет служба. Все крестятся. Справа от входа пожилая женщина у большого деревянного креста. В ее горле — хрип, смешанный с плачем: «Что же теперь будет, что же теперь будет-то?» Сегодня обычная служба в будний день, но люди заполнили собор. Некоторые заходят, видят, что места нет, и выходят на улицу. Один из священников постоянно машет: «Заходите, потеснимся».
Среди сегодняшних посетителей есть постоянный прихожанин — ветеран АТО Сергей Буравель. Высокий, его хорошо видно в толпе. Он выходит из храма на улицу, покурить.
— Извините, можно у вас кое-что спросить? Мне вас порекомендовали как прихожанина.
— Кто это вам рекомендовал? А, Владислав. Есть такой. Ну, спрашивайте.
— Сегодня приехал новый митрополит Варсонофий. Он сейчас служит в другом храме. В этом же городе. И часть верующих там. И что дальше?
— Ничего. Все, как было. Верующие на службе. Ее правит наш митрополит Симеон. Все нормально. А кто там другой [митрополит], я не знаю. Поймите, ничего здесь не будет. Это очень спокойный регион. А Симеон — очень сильный и честный человек, дважды совершивший героический поступок. Первый раз — это постриг в монахи, второй раз на соборе 15 декабря.
Буравель давно ходит в собор, но говорит, что «не фанатичный». Вместе с Симеоном они помогают интернатам и организовывают летние лагеря для детей с Донбасса. Сергей считает, что священники УПЦ МП не пришли на Объединительный собор, потому что не были уверены, чем он закончится, а теперь ждут Томос и переименования церкви Московского патриархата.
— Например, отец Анатолий Кузнецов. У него две сельские церкви. Кузнецов говорит: «Мне сейчас что сказать людям? Это же их церковь. Они сколько лет ко мне ходили? Как община — так и я». А в этих селах, условно, тридцать атошников, еще несколько с войны не вернулись. И вот, представьте, переименовали церковь, вешают табличку на храм: «Русская православная церковь в Украине». Какая реакция будет у местых?
Буравель долго рассказывает, как стал верующим, о соборе, о войне, о Симеоне и в конце добавляет: «Я русскоязычный, я заканчивал все русское: школу, университет. Но мое отношение к России изменилось после войны очень сильно. Симеон сделал верный выбор. Надо резать пуповину. Резать больно. Но без этого жить дальше нельзя».
В соборе продолжается служба. Людей еще больше. Владыка Симеон со священниками выходит на праздничную литию, берет микрофон и поминает святых. Девушка, которая собирает огарки свечей, шепчет на ухо: «А раньше, до службы в воскресенье, не поминал владыку Епифания. Все. Это наша новая церковь».