Тексты

Театральная лаборатория при «Мистецьком арсенале» выпустила спектакль по пьесе легендарного британского драматурга. Что получилось?

Автор:
Лена Ковальчук
Дата:

Владимир Шуваев. Фото предоставлены Мистецьким Арсеналом.

Жена бывшего министра финансов Александра Данилюка, Ольга Данилюк, курирует театральную лабораторию при «Мистецьком арсенале», которая уже выпустила две постановки. В обеих Ольга была режиссером. В прошлые выходные здесь состоялась премьера спектакля «Заложники» по пьесе британского драматурга Дэвида Эдгара. 6, 7 и 8 октября прошли три премьерных и пока единственных показа, а дальнейшая судьба постановки — неизвестна.

Оригинальный текст был написан в 1994 году, сейчас его впервые перевели на украинский язык, чтобы показать как независимую театральную постановку. За основу взята вторая часть трилогии Дэвида Эдгара о жизни в странах соцлагеря после падения коммунистического режима.

Для украинского зрителя Ольге Данилюк пришлось интерпретировать пьесу: упросить и адаптировать ее по ритму. Неназванная балканская страна, о которой идет речь в оригинальном тексте, в местной постановке напоминает современную Украину. Впервые режиссер прочла пьесу начала 90-х пару лет назад, но материал все равно показался ей актуальным. «Текст описывает социальные изменения, которые сегодня происходят в нашей стране, и доказывает, что мы не так оригинальны, как хотели бы думать», — говорит Ольга.

Владимир Шуваев. Фото предоставлены Мистецьким Арсеналом.

В заброшенном храме случайно находят фреску, за которую тут же начинают бороться между собой католические и православные священники, националисты, искусствоведы и чиновники. Если фреска окажется подлинной, то, получается, Ренессанс начался не с капеллы Скровеньи в итальянской Падуе, расписанной Джотто ди Бондоне, а несколькими десятилетиями ранее на отшибе Европы. В первом действии герои пытаются понять, где фреске будет лучше: в художественном музее — там ее смогут изучать искусствоведы и видеть зрители, или здесь, в храме. Во втором — на церковь нападают террористы, и все, включая фреску, оказываются в заложниках.

Дэвид Эдгар знал о планах театральной лаборатории поставить его пьесу, приезжал на открытые читки в «Мистецьком арсенале» и даже бесплатно передал права на постановку. Ольга рассказывает, что у театральной лаборатории пока нет ресурса, который есть в обычном театре. Не хватает техперсонала, приходится самой искать и даже таскать реквизит. Хотя обычно, говорит она, режиссеры этим не занимаются.

Драматург Дэвид Эдгар во время открытой читки своей пьесы в Малой галерее «Мистецького арсенала», октябрь 2017

Владимир Шуваев. Фото предоставлены Мистецьким Арсеналом.

«Мистецький арсенал» — не совсем театральная площадка, а зрители здесь сидят на обычных офисных стульях, к тому же местами подводит акустика. Труппу пришлось собирать из студентов Университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого. Какую-то часть актеров добирали из ТЮЗа, Даха, Дикого театра и Театра русской драмы. Состав по ходу репетиций несколько раз меняли из-за несовпадений в графиках актеров.

«Нас финансировал «Мистецький арсенал» и некоторые доноры. В Украине сложно делать независимые театральные проекты, тем более с труппой в двадцать человек. Мы готовились с прошлого года, репетировали с лета, и хорошо, что к октябрю наконец-то смогли выпустить спектакль».

Владимир Шуваев. Фото предоставлены Мистецьким Арсеналом.

Дэвид Эдгар написал больше восьмидесяти пьес, они ставились на сцене Королевского Шекспировского театра и Королевского национального театра. Сейчас Эдгар тесно сотрудничает с Королевский Шекспировской театральной компанией — крупнейшей в Британии. До Украины «Заложников» уже ставили в Британии, США, Австралии, странах Скандинавии, Восточной и Западной Европе. Пьеса завоевала британскую театральную премию The Evening Standard Theatre Awards.

Театральный критик Ирина Чужинова говорит, что постановку нельзя назвать удачной, хотя ей понятен посыл режиссера: «Пока мы не найдем себя, то любой, кто к нам придет, может заявить право на нас». Она считает, что пьеса не была готова к тому, чтобы быть поставленной в «нетеатральном» пространстве — «Мистецьком арсенале». «Заложники» — пример реалистичного бытового театра, который зачем-то поместили в неадаптированное пространство.

«Я чувствую, что Ольга Данилюк видит и понимает ту ситуацию, в которой Украина оказалась сегодня, но жанрово и эстетически передать этого не может. Режиссер пытается показать нам условный «Код да Винчи» на театральной сцене, и ей кажется, что нас должно цеплять. Проблема Ольги Данилюк заключается в том, что она знает, каким должен быть театр, но, скорее всего, не имеет возможности его создать».