«Супер-герои», комиксы, собаки, чебуреки и Юра Руки-ножницы. Репортаж «Бабеля» с киевского фестиваля Comic Con
- Автор:
- Лена Ковальчук
- Дата:
Дмитрий Ларин / TheБабель
Почти десять тысяч посетителей, бутафорское оружие, дикие песни по мотивам аниме и люди, которые верят, что они — супергерои. «Бабель» отправился на косплей-фестиваль Comic Con, который проходил на Арт-заводе «Платформа» в Киеве. Мы хотели понять, как вести себя на фестивале переодевания, если до этого переодевался только в домашнее.
Полдень, метро «Лесная» — здесь в ближайшие два дня будет гудеть фестиваль поп-культуры Comic Con. На выходе из подземки агрессивная женщина с пакетом «Дарынок» царапает мою руку застежкой от сумки, рана начинает кровить.
— Куда летишь, — вскользь бросает она и сама улетает в сторону турникетов.
Я лечу на Comic Con, еще неделю назад я знала о косплеерах лишь то, что они существуют, любят аниме и много заказывают на AliExpress.
Очередь ко входу растягивается метров на пятьсот. Судя по количеству проданных билетов, сегодня здесь будет не меньше десяти тысяч человек.
Многие дети притянули с собой кого-то из родителей, чтобы обойти возрастное ограничение 12+. Кто-то плавится в костюмах, кто-то ограничился париком или выкрашенными в бирюзовый волосами, кто-то в фиолетовых или ярко-красных линзах. Становится понятно, что стояние в многотысячной очереди с пропускной способностью в четыре рамки может закончиться плохо.
Проталкиваюсь к самому входу. Рядом со мной плюшевая Панда, грязный Пикачу и девочка с пластмассовым топором в пятнах крови
Посмотрим, кто кого. Мне уже дважды по двенадцать, поэтому моя пронырливость позволяет пробраться быстрее.
Кто-то на входе с грустным лицом выбрасывает бутылки газировки в подготовленную для этого урну. У меня в рюкзаке три банки сладкой воды и две бутылки минеральной. Охранник спрашивает, есть ли что-то, но проверить ленится. Отвечаю, что ничего нет, и иду дальше.
Из динамиков доносится модная лет пятнадцать назад музыка, на курилке стоит надувной травянистый Халк — наверное, для фотографирования. Туда-сюда, как на узловой железнодорожной станции, ходят люди без особой цели в глазах. Ближе всего к главному входу — крытая зона комиксов. Это похоже на книжную и фотовыставку одновременно. Людей здесь мало, не больше пяти человек у каждой точки. До конца не могу понять, тут что-то только показывают или еще и продают. Весь движ на улице, где группками перемещаются яркие люди в костюмах с рогами, мигающими глазами, шлемами и мечами.
Через каждые три метра их останавливают, чтобы сфотографироваться, некоторые снимают тайком, хотя косплееры явно не против. У палатки, где обычно продают пиво, вальсирует немногочисленная толпа, больше похожая на массовку «Короля Лира». Но все это отвлекающие маневры, а центр силы — где-то у главной сцены. Там как раз начинается дефиле участников Comic Con.
Если верить организаторам, то на фестиваль отправили больше шести тысяч заявок
Все эти ребята хотели участвовать в главном дефиле, но по итогу отобрали только две тысячи человек, включая участников групповых шоу и программы k-pop (это больше про синхронные танцы в блестящих костюмах). На сцену выходит блогер Стас Давыдов, и толпа, состоящая из старшеклассников, визжит в едином порыве. Для них Стас Давыдов — повод, для меня — анахронизм.
Каждый косплеер проводит на сцене секунд по тридцать. За это время нужно показать какой-то номер, который, видимо, готовился не один день. Кто-то неуклюже танцует, кто-то ходит по диагонали, кто-то бегает по сцене. Выходит девушка с предметом, напоминающим посох, — наверняка это сверхмощное галактическое оружие из пластмассы. На некоторых толпа реагирует резво — на тех, кто перевоплотился в персонажей «Ведьмака 3» или «Персоны 5». Эти видеоигры в почете у собравшихся.
Другим везет меньше, и они уходят со сцены только под звуки музыки, которую подбирали для выступления. Видно, что одни вкладываются в образ и тратят на это немало денег, другие — собирают себя из подручных средств и тканей. Все это больше напоминает смотр самодеятельности в местном доме культуры.
На сцене Эдвард Руки-ножницы, и я, наконец-то увидев что-то знакомое, прихожу в себя. Через час мы будем сидеть рядом, Эдвард будет держать руками-ножницами пластиковый стакан с пивом и признается, что в жизни он — Юра.
Дефиле заканчивается, тамада-ведущий Стас Давыдов анонсирует выход на сцену спидкуберов.
«А вы знаете, кто такие спидкуберы?»
Толпа не реагирует, потому блогеру приходится объяснить, что спидкуберы — это те, кто на скорость собирает кубик Рубика. Публика и ведущий сторговываются, что спидкубер соберет игрушку за 15 секунд, хотя кто-то из зрителей настоятельно требует собрать за три. Он собирает за 15,5. Ухожу в сторону фуд-корта.
В зоне для еды людей столько, что приходится просачиваться между потными телами. Здесь жарят, парят и варят, а потом все это громко пережевывают. На фуд-корте я встречаю много людей в плюшевых костюмах с отстегнутыми «головами». В таких обычно гостям столицы предлагают сфотографироваться на Майдане. На Comic Con это можно сделать бесплатно, но мягких плюшевых косплееров все игнорируют, они даже не участвуют в официальной программе, слишком уж банальны.
Зато никто не игнорирует тех косплееров, которые сошли со сцены после главного дефиле. Через каждые несколько метров их останавливают для селфи. К особо везучим выстраиваются очереди из тридцати-сорока человек. На параллельной площадке в это же время проходит конкурс наряженных собак.
Оказывается, из собак получаются неплохие косплееры, если того хотят их хозяева
Усаживаюсь на бордюр, рядом со мной два парня, похожие на косплееров еще меньше, чем я. Обсуждают костюмы, говорят, что тут хорошая тусовка, и включают музыку на телефоне. Им обоим нравится строчка: «Чернозем тебе послужит одеялом, брат». Еще несколько раз переслушивают этот момент и уходят. На смену им приходит банда косплееров во главе с Эдвардом Руки-ножницы.
Сразу спрашиваю, кто же победил в конкурсе дефиле. Эдвард с тоской подмечает, что результаты огласят только завтра, а третье место, на которое он рассчитывал, похоже, ему не светит.
В жизни Эдварда зовут Юра, ему 23 года, хотя выглядит на 17. Парень работает специалистом по защите данных. Говорит, что из-за «перевоплощений» семья считает его «немного бесноватым», но открыто увлечение не осуждает.
В мир косплея и на сегодняшний Comic Con Юру-ножницы привел друг, по совместительству его ассистент Ярослав. Ребята говорят, что без ассистента нормальному косплееру не обойтись. Во-первых, костюм Эдварда Руки-ножницы сильно ограничивает движения и возможности. Во-вторых, до фестиваля еще нужно добраться, а с непривычки каждый неподготовленный хочет как минимум потрогать косплеера, и хорошо, когда все ограничивается лишь прикосновениями. Костюмы очень хилые, их легко повредить. Если костюм стоит 12 тысяч гривен, то ремонт обойдется в половину этой суммы.
А еще вдвоем проще отбиваться от агрессивных парней. Ударить кулаком надежнее, чем пластмассовыми руками-ножницами с AliExpress
Ассистент Юры и сам в прошлом косплеил, но больше не перевоплощается.
Парни иногда собираются на Майдане, ходят на вечеринки в клуб «Тёплый ламповый», а до Comic Con участвовали в косплей-фестивале «Отобэ». Его уже закрыли, да и масштабы там были не те. На заграничные фестивали ребята не ездят.
«Да ну, переодетые дети тут – это не тру, с ними даже поговорить не о чем. Им главное, чтобы с ними фотографировались, а для нас — это образ жизни, мы так ищем единомышленников».
Удача улыбается Эдварду и его приятелю: фотографируясь с косплеерами у забора, кто-то обронил смятую 500-гривенную купюру, Ярослав подбирает ее и говорит: «Ну хоть так, не зря пришли».
В зоне маркета все это время кипит торговля, как на турецком рынке. Здесь продают косметику, браслеты, носки, бутафорское оружие и украшения с черепами — все это быстро раскупают. На выходе несколько человек в образах галактических монстров танцуют что-то вроде канкана в слоу-мо. Курносый мальчик дергает отца за рукав с требованием: «Ну купи, купи».
К вечеру активность участников спадает, все продолжают ходить по территории Арт-завода «Платформа», но уже не скрывают усталости. В лектории и зоне комиксов совсем безлюдно. На главной сцене гном из «Властелина колец», актер Джон Рис-Дэвис, отвечает на вопросы зрителей. Кто-то спрашивает: «А если бы вы не были актером, то кем бы стали?»
Поблизости концерт Ники Лениной (в миру Алена Кокорина), она — фандаббер. Занимается любительской озвучкой анимешных творений. Но Ника не остановилась на озвучке и решила петь. На Comic Con у певицы часовое выступление с подтанцовкой, которая машет фонариками за ее спиной. Ленина поет про мечту, которая погибает, если ее не оберегать. Она ведет себя, как группа Oasis на Гластонбери в свои лучшие годы. Имеет право — перед сценой плачет с десяток детей.
В течение фестиваля десятки раз прохожу через зону настольных игр. Это единственное место, где с самого открытия до победного конца ничего не меняется. Столы заняты людьми, внешне напоминающими знатоков из клуба «Что? Где? Когда?», от 15 до 60 лет, вместо конвертов с вопросами — какие-то бумажные раскладки и цветные фишки.
На выходе с фестиваля меня вновь окутывает эстетика рынка. Здесь стоит маленькая сцена, где двое парней дергаются и поют песню, от которой рефлекторно хочется купить рыночный чебурек. Для меня Comic Con закончен, для них — продолжается.