Как меняется школа. Советник министра образования Иванна Коберник и плохая мать Катерина Коберник разговаривают о буллинге, школьной форме и детях с особыми потребностями
- Автор:
- Катерина Коберник
- Дата:
«Бабель»
Украинская начальная и средняя школа меняются. Причем стремительно, как говорят в Министерстве образования. Первый класс без домашних заданий, два года без оценок, 12 лет обучения вместо 11 — это малая часть реформы школьной системы, которая началась первого сентября. Что еще изменилось — знают чиновники Минобразования и сознательные родители. Шеф-редактор «Бабеля» Катерина Коберник не попадает ни в одну из этих категорий. Зато ее подруга, однофамилица и советник министра образования Иванна Коберник о «Новой украинской школе» знает все — она реформу готовила. Они поговорили не как журналист с экспертом, а как хорошая и плохая матери. Катерина Коберник — плохая: редко ходит на родительские собрания, проверять домашние задания дочери поручила няне, школу не любит со школы. Иванна Коберник — наоборот. Они обсудили деньги на подарки, буллинг, тьюторов и выбор учебного заведения.
В начальной школе появились одноместные парты, за которыми не получится списывать. А что еще изменится?
Парту легко показать в новостях. Но у нас и раньше были школы с прекрасными партами и дорогими ортопедическими стульями, которые покупали родители. Само образование оставалось советским. Главное, что меняет реформа, — это философия образования: не человек для системы, а наоборот. Все требования реформы записаны в законы и нормативные акты. Тебе это может казаться формальностью, но система консервативна и ориентируется на бумаги. Теперь ценность детства, обязанность учитывать возрастную психологию и позитивно мотивировать детей прописаны в законе «Об образовании» и Государственном стандарте начальной школы. Система, хоть и со скрипом, берется новые требования выполнять. Вот суть перемен — ребенок стоит в центре образовательного процесса. Он должен получать знания и навыки, которые может применить в жизни. Школа должна привить интерес к образованию. И что еще важно: у детей теперь будут развивать социальные навыки.
Представим, что учитель не умеет по-человечески разговаривать с детьми и не способен их заинтересовать. Почему первого сентября он станет другим?
Понятно, что тумблером сознание учителей не изменить. Через это прошли все страны, которые вводили «компетентностный подход». Их эксперты нам говорили, что не стоит ждать первых результатов раньше чем через 5 лет. В этом году набрали первые классы 22 тысячи учителей, плюс 18 тысяч учителей иностранных языков. Все они повышали квалификацию по специальной программе. Реформу обеспечили материально: на новую мебель, учебные материалы, компьютеры государство выделило миллиард гривен, еще 300 миллионов дали на новые учебники. Но, очевидно, что дальше должны включиться родители. Если учитель не выполняет правила, нужны официальные обращения, а не комментарии в Facebook. Хотя, в большинстве случаев, если родители недовольны, все можно решить на уровне директора школы.
Я не самая образцовая мать, и сама часто не знаю, что в школе моей дочери появилось нового…
Перебью тебя. Нет хороших и плохих мам. Большинство проблем детей в школах случаются, когда мамы хотят быть «хорошими» и активно участвуют в школьной жизни ребенка. Гиперопека часто хуже, чем недостаток времени. Поэтому я очень против этих штампов. Они вредят, прежде всего, детям. Я, к примеру, в прошлом году не открывала ни один учебник своего старшего сына. Я не проверяю, как сделаны домашние задания. Проверяю только — сделано или нет. Как сделано — это ответственность детей, им с этим и разбираться. Со старшим мы договорились: повышенное внимание уделяю только трем оговоренным предметам.
Хорошо, утешила. Тем не менее, другие мамы подсказали, что в школах появились тьюторы. Кто это? Они появятся во всех школах?
Нет, они не должны быть в каждой школе. Все, что касается тьюторов, пропишут в законе о среднем образовании, который скоро попадет в парламент. Не думаю, что и после этого они появятся во всех школах, но в лучших образовательных системах эта практика работает очень хорошо. Тьютор — это ментор и наставник для ребенка. Это не классный руководитель, который следит, чтобы все сдали справки, взяли сменную обувь и так далее. Тьютор помогает ребенку выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. В идеале он должен помогать ребенку нормально чувствовать себя в школе, поддерживать и направлять.
Еще одно новое для многих словосочетание — инклюзивное образование. На первом родительском собрании в школе дочери классный руковдитель мне тоже об этом говорила. Дети с особыми образовательными потребностями могут появиться в любом классе?
Как было раньше: такие дети и их семьи оставались наедине со своими проблемами. Им просто давали справку, что учиться в обычном классе они не могут. Теперь государство обязало школы учить детей с особыми потребностями. Если в школе появляется такой ребенок, то она получает государственную субвенцию, и в ней должны создать условия, необходимые ребенку с особыми потребностями. Во-первых, в классе должно быть не больше 20 детей, у учителя должен быть ассистент. В классе не может быть более трех детей с особыми потребностями. То есть, по закону, в любой класс ребенка с особыми потребностями записать не могут. Это будет нарушением прав и этого ребенка, и других детей.
Министерство юстиции говорит, что две трети украинских детей ежегодно становятся жертвами буллинга. Реформа как-то будет решать эту проблему?
Давай честно говорить, буллинг — это старая проблема, новое в ней только название. В моей благополучной киевской школе тоже буллили. Я помню жуткие перемены, на которых избивали слабых мальчиков. Помню ужас, с которым я за этим наблюдала. Мне кажется, инклюзия — это как раз один из способов эту проблему решить. Если дети поймут людей с особыми потребностями, они поймут и то, что все отличаются друг от друга — и это нужно уважать. Что точно должна делать школа, это не закрывать глаза. Ты знаешь, что главная проблема — не один аргессивный ребенок, который пришел в класс, и начался террор. Проблема — это когда жертве буллинга начинают внушать, что она сама виновата. Ну, и даже профильные общественные организации сейчас говорят — при [министре образования Лилии] Гриневич МОН впервые системно занялся буллингом. Но министерство или школа не может решить все проблемы общества, а корни буллинга — в нем.
Теперь очень прикладной вопрос о школьной форме. На первом этаже школы дочери висит памятка, что в школе принят smart casual стиль. Мне всегда было сложно понять этот термин. Реформа как-то регулирует этот вопрос? Форма обязательна или нет?
Нет ни одного документа Минобразования, который бы говорил, во что одевать детей. Другое дело, школы часто ссылаются на указ президента Кучмы об обязательной школьной форме. Но в указе об этом одно предложение, а дальше идет список отечественных производителей, у которых нужно покупать форму, и только у них. Думаю, большинства из этих компаний уже нет. Школа может выписать дресс-код в своем уставе, но об этом нужно договориться, в том числе и с родителями.
Мне нравится форма: не нужно покупать много вещей и каждый день думать, что надеть. Но если родители против и ребенок будет ходить в школу без формы, его могут выгнать?
Нет. На основании чего?
Хорошо, теперь любимый вопрос — деньги. На последнем родительском собрании я сдала деньги на подарки детям к праздникам, экскурсии, дополнительные книги. Так можно? Ты часто говоришь, что деньги сдавать не нужно.
Тут важно различать: одно дело, когда школа вымогает деньги, другое, если родители сами этого хотят. Это, кстати, к твоей теме «хорошая\плохая мать»: есть родители, которые не могут не сдавать. Они так утверждаются в роли хороших родителей. Если у тебя в классе сдают деньги добровольно, то это нормально. Ты говорила, что у вас в школе есть еще и официальный благотворительный фонд, куда можно вносить деньги. Если и это добровольно — тоже нормально.
Но вот, например, больше всего денег сейчас собирают в киевских школах Дарницкого района, на моющие средства. При этом каждой киевской школе уже второй год на них выделяют 100 тысяч гривен в год. И вот что показательно — в Дарницком районе их потратили только на треть. Почему? Потому что проще собрать, чем правильно потратить. Важно понимать, что МОН не финансирует школы, это делают местные бюджеты. После децентрализации у них появились деньги, а чиновники часто не умеют их тратить. Они знают, как объяснить, почему денег нет, а тратить не умеют. Вот этот миллиард на новое образовательное пространство освоили к 1 сентября чуть больше чем наполовину. Кто-то не смог провести тендеры, написать условия. Где-то это сделали поздно, и поставки парт или учебников задерживаются. Все это, конечно, решат, но с опозданием.
Я сейчас думаю, как выбрать среднюю школу для дочери. На что вообще смотреть? На результаты внешнего независимого тестирования (ВНО)?
Если выбирать, куда идти в пятый класс, то это не показатель. Я пойму родителей, которые смотрят на ВНО, выбирая старшую школу. Но тут важно спросить: этот уровень дала школа, или просто дети занимаются с репетиторами? Для средней школы главное – не отбить желание учиться. К сожалению, программа средней школы все еще перегружена. Есть школы, которые подходят гибко, есть школы, которые идут строго по букве программы, — и для детей это трагедия. Если родителей волнует только ВНО, в школу можно не ходить. Можно взять на два последние года репетиторов и все подготовить.
Скажи, что такое хорошая мать школьника? Уверена, многим мамам кажется, что они не дотягивают до этого уровня. В Минобразования ведь должен быть какой-то образ идеального союзника.
Это полусерьезный вопрос. Минобразования не руководит родителями и, конечно, никаких критериев не устанавливает. Я скажу от себя: хорошие родители прислушиваются к ребенку, дают понять, чего они ждут, но учитывают его способности и возможности. Если семья культивирует важность образования, если родители читают сами и читают детям, обсуждают с ними новости, дают им право выбора — это уже немало.
И еще, не нужно думать, что если контролировать ребенка постоянно, то он будет лучше учиться. Исследования показывают, что, скорее, наоборот. 15-летние подростки, чьи родители постоянно проверяют домашние задания, показывают результаты хуже, чем сверстники, которым родители дают больше свободы.
Думала, что это будет последний вопрос, но ты меня натолкнула еще на один. Мой муж-разработчик любит повторять, что чтение — это вчерашний день, а художественная литература в ХХІ веке может быть хобби, но не обязательной программой. Тебе не кажется, что чтение сильно переоценивают?
Я тоже слышала, что новые дети не будут читать и их не нужно заставлять. Но я считаю, что литература развивает способность мыслить и чувствовать. И, возможно, твоему мужу в школе не повезло с учительницей, которая слишком рьяно выполняла программу.