Хочу купить современный и безопасный автомобиль. Без чего не обойтись? Что означают все эти сложные аббревиатуры? Объясняем вместе с экспертом по безопасности Volvo
- Автор:
- Катерина Коберник
- Дата:
Антон Пчелкин / «Бабель»
Вы решили купить автомобиль. Если с ценой, маркой, моделью и цветом (куда без этого) уже определились, осталась безопасность. Ее сложно оценить на глаз в автосалоне или прочувствовать во время тест-драйва. Часть систем безопасности срабатывают только в экстренных случаях или уже после ДТП. Главный эксперт в автобезопасности — компания Volvo Cars. Много лет назад она сделала автомобили такими, какими мы знаем их сейчас — с подголовниками на передних сиденьях, ремнями безопасности и привычными детскими креслами. Позже она разработала и поделилась с другими брендами инновационными технологиями безопасности. «Бабель» и Volvo рассказывают, как выбрать безопасное авто и каким технологиям стоит доверять. Обещаем, в этом тексте не будет слов «дроссель» и «рулевая тяга».
За что доплачивать (почти наверняка) не придется?
Например, за ABS — систему, которая предотвращает блокировку колес при торможении. Зачем она нужна? Если коротко, когда водитель резко и долго давит на тормоз, из-за сильного давления колеса машины перестают вращаться и просто скользят по дороге. Управлять таким авто невозможно — оно либо несется вперед, либо, если заблокированы не все колеса, уходит в занос. Эти проблемы и решает ABS — система снижает давление на колеса, и они начинают вращаться. Как на практике работает ABS, знают многие. Помните, вы или водитель рядом пытались затормозить на льду, и машина начинала резко дергаться, имитируя пулеметную очередь, — это ABS. Много лет эта система must have у авторитетных автобрендов — найти машину без нее сложнее, чем наоборот. Тем не менее перед покупкой авто, особенно б/у, этот вопрос лучше уточнить и проверить, исправна ли система.
А что с подушками безопасности?
Подушки, как и ABS, вам достанутся «в базе», то есть доплачивать за них не придется. Количество подушек напрямую зависит от класса авто. В моделях подешевле подушка может быть одна — для водителя. В дорогих — боковые, фронтальные, шторки безопасности и даже подушки безопасности для коленей водителя под рулем. Но ориентироваться просто на наличие и количество подушек не стоит — в современных системах безопасности это только один из элементов. Еще в 1990-х Volvo первой представила систему защиты от боковых ударов SIPS. Со временем ее заимствовали и адаптировали другие компании. Если коротко, благодаря SIPS кузов не так быстро вдавливается в салон, внутри остается больше пространства и пассажиры не так сильно ударяются о дверь. От такого «приглушенного» удара их защищают боковые подушки безопасности SIPS bags — они находятся в передних сидениях.
Еще одна технология Volvo — система защиты от хлыстовых травм WHIPS. Такие травмы часто встречаются в ДТП, когда от сильного удара шея сначала резко сгибается, а потом разгибается. Если в машине установлена WHIPS, в момент столкновения спинки передних сидений откидываются назад и опускаются вниз. Таким образом давление на позвоночник и шею уменьшается и травм получается избежать или минимизировать их. Эта система срабатывает, если вам въехали в зад.
Что еще из must have?
ESP — электронная система устойчивости автомобиля. Если не вдаваться в технические детали, эта система помогает спасти машину от заноса, когда водитель уже бессилен. «В базе» или как дополнительная опция эта система есть практически во всех новых автомобилях, но называется по-разному: DSC, VDS, VSA. У Volvo это DTCS, и она есть «в базе». Отключить ее нельзя, но для любителей дрифтинга есть режим Sport. С ним можно потренировать навыки экстремального вождения и уйти в занос, но как только машина почувствует, что ситуация выходит из-под контроля, DTCS выровняет авто.
Система мониторинга слепых зон — брать или экономить?
Слепая зона — это часть дороги, которую не видит водитель, и одна из самых распространенных причин аварий. Вовсе «отменить» слепые зоны пока не могут даже самые продвинутые производители — мешают конструкция современных авто и, скажем прямо, ограниченные способности нашего тела. Системы мониторинга слепых зон работают примерно одинаково: специальные датчики в переднем либо заднем бампере автомобиля излучают радио- или ультразвуковые волны. Они отражаются от окружающих объектов и передают информацию в компьютер автомобиля. Так можно не просто «заметить» другое авто, но и зафиксировать его скорость. Обычно об опасности водителя предупреждает световой индикатор — где-то в районе зеркал начинает мигать лампочка.
Первой эту технологию в 2004 году представила Volvo — она называется BLIS. Сейчас система не просто предупреждает о машине в слепой зоне — если водитель не заметит предупреждение, она включит поворотник и попробует перестроиться, авто вернется в свою полосу. Да, руль повернут вместо вас. И еще, если в описании к авто вы увидите аббревиатуры BSM или BSW — это тоже о слепых зонах, просто на языке других брендов.
А что с адаптивным круиз-контролем — будет рулить вместо меня?
Нет, это только эскиз полноценного автопилота, который когда-нибудь появится в серийных авто. Адаптивный круиз-контроль довольно прост в работе и незаменим на автобанах и в городских тянучках. Водителю нужно просто задать скорость движения — остальное сделает компьютер. Датчики сканируют пространство перед автомобилем, и на основе этой информации машина сама тормозит, ускоряется или полностью останавливается. Эта система избавит от монотонной «работы» в тянучке и подстрахует, если отвлеклись на телефон и не успели затормозить. Что касается последнего, вы же знаете, что телефон за рулем — зло. Просто напомнили. Что еще важно — за адаптивный автопилот почти наверняка придется доплатить, а его работа напрямую зависит от уже знакомых ABS и ESP.
Давайте уточним, если зазевался за рулем, машина может остановиться сама?
Да, и сделать это могут сразу несколько систем. Например, система экстренного торможения Brake Assist. С ней все очень просто. Многочисленные исследования доказали, что в критической ситуации большинство водителей недостаточно сильно жмут на тормоз и не успевают остановиться. В современных авто вместо них это делает Brake Assist. От блокировки колес в такой момент спасает уже знакомая ABS.
В Volvo за автоматическое торможение отвечает система City Safety, но это намного больше, чем просто быстрый тормоз. Система идентифицирует машины, пешеходов и велосипедистов днем и ночью. Кроме того, City Safety реагирует на встречный транспорт при повороте — эта функция пригодится на перекрестке. В случае опасности водитель сначала слышит звуковой сигнал, потом чувствует вибрацию на педали тормоза и видит предупредительный знак внизу лобового стекла. Если водитель успевает отреагировать и начинает тормозить, система ему помогает. Если нет — она тормозит сама примерно за секунду до столкновения. Что важно, купив любую модель Volvo, City Safety вы получите уже «в базе». В других марках за продвинутую систему безопасности или отдельные ее функции вам почти наверняка придется доплатить.
О чем еще нужно знать?
Например, о системе удержания авто в полосе. Что она делает — понятно из названия. Как? У разных производителей по-разному, но общая логика такая. Камеры и автомобильный компьютер ориентируются на дорожную разметку. Если водитель наезжает на разделительную полосу, машина издает сигнал или включает другие датчики. Если это не помогает, она сама возвращается в свою полосу. Конечно, эти функции не работают, если водитель заранее включил поворотник и перестроился по правилам. И еще, когда машина сама крутит руль — это впечатляет, а некоторых водителей возмущает. В любом случае — не пугайтесь и не теряйте контроль. Без вас она не справится.
А что насчет последних трендов в безопасности?
Моду тут задают правильные комбинации последних наработок. Например, у Volvo это две технологии, которые помогают избежать аварий со встречным транспортом: одна экстренно тормозит, вторая подруливает. Обе системы работают с камерой и радаром. Если электроника распознает автомобиль, который движется навстречу, машина начинает экстренно тормозить. Если этого мало, система сама подруливает в нужном направлении. Да, еще она сама предупредит водителей сзади об экстренном торможении — в авто загорятся задние стопы.
Говорят, машины научились распознавать дорожные знаки и сами паркуются. В автошколу можно не ходить?
Хорошая шутка об автошколе, о знаках и парковке — правда. Камеры с высоким разрешением действительно позволяют машинам распознавать многие дорожные знаки. Но чаще речь только о тех, что ограничивают скорость. Когда машина замечает такой знак, водитель видит его у себя на дисплее или, если опция доступна, на лобовом стекле. Дальше разные системы ведут себя по-разному: кто-то услышит звуковой сигнал или увидит мигающую лампочку, кто-то почувствует вибрацию в педали газа, если попробует превысить скорость. В любом случае полностью полагаться на эту технологию не стоит. Грязные, сильно покосившиеся и спрятанные в деревьях знаки система может не заметить. А штраф за превышение скорости придется платить вам.
Что касается автопарковки, то для современных авто это не новинка, но автоматической ее можно назвать с натяжкой. В зависимости от модели и цены машины, вам нужно будет найти место, подтвердить начало парковки, включить поворотник или заднюю передачу, подгазовать или притормозить и следить, чтобы все прошло гладко. Иногда процесс автопарковки так затягивается, что быстрее припарковаться самому. И, конечно, за эту функцию скорее всего придется доплатить — «в базе» ее не найти.
C 1950 года Volvo исследовала более 40 тысяч ДТП. На основе этих данных компания опубликовала свыше ста исследований и поделилась наработками с конкурентами. Их активно используют сейчас, а в будущем эти знания сделают автомобили еще более безопасными для всех — независимо от пола, веса, роста и физической формы. Детальнее об этой инициативе Volvo здесь.