Мой друг потерял близкого человека и очень горюет. Как понять, что его состояние критическое? Что мне делать? Объясняет специалист по кризисной терапии
- Авторы:
- Катя Мещерякова, Dmytro Rayevskyi
- Дата:
Karolina Uskakovych / «Бабель»
Двадцать пятого сентября 2020 года недалеко от города Чугуев в Харьковской области произошла авиакатастрофа. Самолет Ан-26 Воздушных сил ВСУ разбился при заходе на посадку. В этой авиакатастрофе погибли 26 человек — это курсанты и пилоты Харьковского национального университета Воздушных сил имени Ивана Кожедуба. Многие семьи потеряли своих родных.Чтобы понять, как помочь пережить потерю и когда горе становится причиной психологических проблем, мы поговорили с психоаналитиком, преподавателем кафедры общей и социальной психологии и психотерапии НПУ им. Драгоманова, ведущим специалистом по кризисной терапии Натальей Улько. Она объяснила: большинство проявлений горя поначалу вполне нормальные, но если они затягиваются, это может привести к болезням, депрессии и даже суициду.
Мой друг потерял близкого человека. Как люди обычно это переживают?
Человек пытается приспособить свой внутренний мир к новой реальности — проживает горе. У этого процесса есть несколько этапов: отрицание, агрессия, принятие, горевание и восстановление. Сначала человек не верит, что это случилось с ним, начинает думать, почему так произошло, может злиться на близких. Но со временем пережитое горе превращается в воспоминания, которые можно контролировать. Очень важно, чтобы человек позволил себе пережить потерю, потому что если этого не сделать сразу, проблема может возникнуть в любой момент дальнейшей жизни.
Хочу его поддержать. Как мне с ним говорить, кроме общих слов «держись», «успокойся», «все будет хорошо» ?
Существует мнение, что не стоит лишний раз напоминать об умершем, но это не так. Поэтому лучше попросить поделиться воспоминаниями, начать вспоминать умершего, если вы с ним были знакомы, вместе посмотреть фотографии. Как правило, переживающие горе люди хотят об этом говорить.
Главная задача — не обесценивать горе. Надо помнить, что это обязательный процесс, через который человек должен пройти. Если боль долго держать в себе, это может перерасти в депрессию и патологическое переживание горя. Человек должен услышать и понять, что он может проявлять любые эмоции, в том числе злиться на умершего, и это нормально.
Близкий человек закрылся и не хочет принимать помощь. Что делать?
Сначала ничего. Нужно просто быть рядом. Человек может закрываться и не хотеть разговаривать — это нормально в его состоянии. Однако вам ничто не мешает периодически звонить, чтобы узнать, как у него дела, или позвать на встречу.
Сколько это может продолжаться? Когда состояние переходит в патологическое?
Типичные симптомы горя могут проявляться в течение года или двух — это нормально. Человек может плохо спать, ему трудно сконцентрироваться, он теряет интерес к окружающему миру, друзьям и работе, быстро устает, может резко набрать вес или похудеть. В первые недели человек может слышать голос или шаги умершего и думать, что сейчас он зайдет. Это тоже нормально.
Стоит тревожиться, если человек больше недели никак эмоционально не реагирует на потерю и ведет себя так, словно ничего не произошло. Также стоит насторожиться, если по прошествии более двух лет человек все еще переживает смерть так, будто это случилось вчера, у него бессонница или он не может справиться с чувством вины — это признаки того, что нужна квалифицированная помощь.
Что будет, если человек слишком долго находится в этом состоянии?
Если человек долго не может прожить горе, его продолжает мучать бессонница, могут развиться психосоматические заболевания: язвенный колит, артрит, астма, ослабление чувствительности, панические атаки, ипохондрия, гиперактивность. В худших случаях у него будут развиваться симптомы болезней, которые были у умершего, наступит клиническая депрессия, и все это может привести к суициду.
Как убедить человека, что ему нужна помощь специалиста? И к кому идти — к психологу, психотерапевту, психиатру?
Иногда трудно отказываться от страдания, потому что это единственное, что связывает с умершим. Человек думает, что изменит ему, если перестанет страдать.
Надо прямо говорить: «Да, это нормально для твоего состояния в течение года, но прошло уже гораздо больше времени. И я не могу помочь тебе, хотя очень хочу. Давай мы обратимся к тому, кто может». Это не обязательно должен быть психолог — это может быть священник, ментор или кто-то из близких друзей.
Вести к психиатру не стоит. Если ситуация совсем непонятная — вызывайте скорую. Врачи сами решат, что делать, и в крайнем случае отправят к психиатру. Надо искать специалистов, которые работают именно с травмами потери. Из подходов лучше всего когнитивно-поведенческая терапия, потому что она помогает прожить горе и найти новые смыслы.
Как объяснить детям этого человека, что происходит?
Рассказать все, как есть. Не бояться слов «умер» или «мертвый». Самая большая ошибка — не говорить детям о смерти, думая что они не справятся. Но это история о взрослом и его страхе, а не ребенка. Более того, часто именно дети помогают взрослым справиться с потерей.
Надо говорить детям и взрослым, что в смерти никто не виноват. Например, мама перестает коммуницировать с ребенком, потому что ей трудно из-за потери. Ребенок начинает думать, что он в чем-то виноват. Человеку очень важно услышать, что он не виноват.
Я чувствую, что не выдерживаю. Что делать?
Если вы чувствуете, что не справляетесь, не надо переживать горе вместе через силу. В таком случае стоит отойти в сторону, наладить свое состояние и тогда вернуться. В этот период стоит попросить кого-то другого побыть с горюющим человеком.