Ситуационная комната, как у Трампа, введение 5G и шутки Порошенко с Гройсманом. Три интервью заместителя главы АП Дмитрия Шимкива
- Автор:
- Елена Мельник
- Дата:
Wikipedia
Бывший заместитель главы Администрации президента Дмитрий Шимкив, который 31 августа ушел в отставку, дал интервью сразу трем украинским изданиям: «Украинской правде», ТСН и «Громадському». Журналистам он, в частности, рассказал о конфликте Порошенко и Гройсмана, о проведенных за 4 года реформах, создании ситуационной комнаты и о том, как Порошенко читает электронные петиции.
Для чего нужна ситуационная комната, которую создали в АП
Ситуационная комната президента имеет такую же инфраструктуру, как и в Белом доме. Это конкретная комната с возможностью подсоединиться к открытым и закрытым источникам информации, объединить все информационное пространство, в котором работает президент с людьми, принимающими решения. На большом колисчестве разных экранов выводится информация. Вы сразу видите состояние дел. Люди все обсуждают, а на экранах есть цифры, факты, оперативная информация и так далее. Это значительно увеличивает эффективность принятия решений.
Ситуационная комната собирается в зависимости от тематики. Когда мы говорим об экономических вопросах, то всегда будет премьер, президент, будет министр экономики, министр финансов, далее, в зависимости от элементов, может быть приглашен председатель НБУ... Может быть военный кабинет — это генштаб, министр обороны, председатель СБУ. Комната построена с нуля. И сеть, и защита, и обученные люди, и подготовка к кибератакам. Этого вообще не было.
Как защищаться от России на предстоящих выборах
Россия никогда не играет только одним вектором, она делает многовекторные атаки, обычно они синхронизированы во времени, и мы видим атаки в киберпространстве, в информационном и военном пространстве. Их цель — повлиять на мнение избирателя, зародить определенные сомнения, спровоцировать то или иное поведение.
Мы сегодня видим очень много политиков, которые занимают пророссийскую или нейтральную по отношению к России позицию. Мы видим Медведчука, видим позицию отдельных представителей «Опоблока». Внутри него есть разные позиции, но часто слышим о мире. Мы тоже за мир, но мир начинается, когда перестают летать снаряды. И, возможно, стоит об этом говорить.
Особенно в киберпространстве и информационном пространстве нужно уделять большое внимание взаимному образованию: что лучше делать, а с чем следует быть осторожным.
О шутках Порошенко и Гройсмана
Конечно же, они (президент и премьер-министр) дискутируют, каждый имеет свою точку зрения... Встречаются команды одной и другой стороны. Обсуждают что-то, могут не соглашаться. Или премьер и президент встречаются и в результате дискуссии дают поручения командам проработать какой-то вопрос. Мы садимся и видим, что есть вещи, в которых мы не соглашаемся. Есть встречи, в которых принимают участие президент, премьер и их команды. Например, по пенсионной реформе так происходило.
Это равные отношения, общение с уважением и пониманием — президент и премьер. Могут быть шутки и подколы. Это может быть, мы же живые люди.
О 5G и другие нововведениях
Архитектуру ProZorro рисовали вместе с Александром Стародубцевым у меня в офисе. Получением политической поддержки занимался я, президент и премьер-министр поддержали эту идею, далее 4 месяца мы убеждали министров начать ею пользоваться. Пришел Макс Нефедов (и. о. министра экономики), и к этому всему добавилось много публичности, и нам удалось превратить это в мейнстрим.
3G и 4G технологии долгое время не развивались, и мы получили почти 600 миллионов долларов в бюджет государства и 1,6 миллиарда на конверсию в армию. Во-первых, технология доступна всем трем операторам, которые активно ее внедряют, и дальше возникает конкуренция. Благодаря конкуренции возможно максимально быстрое вхождение в рынок, рынок начинает этим пользоваться. Это был большой плюс, который, мне кажется, мы все чувствуем. 5G-стандарта еще нет. Более важная задача сегодня — это покрыть всю Украину 3G и 4G, а не только центр. Это можно сделать только в диапазоне 800—900 МГц. А там у нас и аналоговое ТВ, частичное присутствие операторов, там у нас есть частоты, купленные компаниями. Сейчас операторам невыгодно это делать. Строить башни в крупных городах имеет смысл. Много кто жалуется на отсутствие Интернета на трассах. Для того, чтобы оно работало в диапазоне 1 800 МГц, нужно много башен, и это никогда не окупится.
Инициатива GoGlobal. Над ней работали я, Мустафа Найем (БПП), Оксана Мовчан (координатор общественной организации GoGlobal). Мы придумали идею продвижения английского языка. Мы делали анализ экономической составляющей, как влияет изучение английского языка на экономику, и пришли к выводу, что надо развиваться. GoGlobal — это сейчас известная программа, в ней участвует очень много волонтеров, детей в регионах, и это, однозначно, меняет страну.
Об электронных петициях, которые ложатся на стол президенту
Был момент, когда люди думали, что петиции — это автоматическое решение проблемы. Но когда 25 тысяч людей обращают внимание на проблему... Петиции дают понимание руководству страны, что эта тема волнует достаточно большое количество людей. Существуют и накрутки, но это легко вычислить. На каждую петицию мы даем экспертное заключение нашей команды, видим переходы, скорость подъема голосов, статистику. А когда это серьезная тема, она может не нравится, но она проголосована, и политикам придется давать ответ. Это и есть элемент электронной демократии. Петиции заставляют политиков задумываться над теми вопросами, которые волнуют 25 тысяч человек. Они начинают формировать свою точку зрения или свои действия по отношению к данной проблеме.
Такие петиции всегда ложатся Порошенко на стол. Были ситуации, когда мне задавали вопрос: «Дима, а что это за петиция?» Я говорю: «Ну, что ж, люди за это проголосовали».