Новости

Объясните: цитата или кража? Дизайнер Вова Воротнев и менеджер Нацмузея спорят о свитшоте

Автор:
Александра Власюк
Дата:

Syndicate Clothing

Вчера, 2 августа, менеджер культурных и образовательных проектов Национального художественного музея Украины, Даша Якимова, опубликовала сообщение, в котором обвинила дизайнера Вову Воротнева в плагиате. В новой коллекции Syndicate Clothing Воротнев использовал работу художника Василия Ермилова — обложку для журнала «Авангард» 1929 года, которая принадлежит НХМУ.

Якимова апеллировала к тому, что права на работу принадлежат НХМУ и Воротнев должен был оформить договор о коммерческом использовании изображения. В комментариях на вопрос о том, является ли это официальной позицией музея, она отметила, что это ее личное мнение, а реакция НХМУ появится завтра (то есть 3 августа).

Воротнев имеет несколько аргументов в ответ. Он не перепечатывал изображения, а перерисовал его вручную. Образцом было фото растиражированной обложки журнала, которое находится в свободном доступе. Ермилов создал и обнародовал обложку до 1 января 1951 года, а следовательно — она является общественным достоянием. То, что НХМУ владеет эскизом этой работы, на его взгляд, не является причиной для заявлений об эксклюзивном праве, особенно, если речь идет об интерпретации и цитировании работы.

facebook.com

Утром, 3 августа, Якимова ограничила приватность записи с общедоступной на «только для друзей».

Впоследствии НХМУ опубликовал официальную позицию по этому вопросу. В ней работники музея представляют свой взгляд на «этическое сотрудничество в подобном случае» и призывают «не обесценивать роль музея в системе, где мы все являемся взаимозависимыми участниками процесса». В заметке указано, что имущественные права на работу принадлежат НХМУ, а вот авторские — нет. Кому именно принадлежит авторское право, которое по украинскому законодательству действует в течение 70 лет с даты смерти художника (6 января 1968 года), музей не сообщает.

Василий Ермилов — украинский художник-конструктор, представитель украинского авангарда. Работал в промышленной графике: создавал эскизы оформления упаковок, обрабатывал шрифты и создал собственный. Рисовал обложки для книг и журналов, в частности журнала «Авангард», который в 1928 году в Харькове основала одноименная литературная группа.