Дивизию СС «Галичина» предлагают отметить на государственном уровне. Она воевала на стороне Третьего рейха? Боролась за независимую Украину? Вот ее непростая история — в вопросах, ответах и архивных снимках
- Авторы:
- Serhii Pyvovarov, Gleb Gusev
- Дата:
ullstein bild Dtl. / Contributor
Шестнадцатого февраля 2020 года Львовский облсовет предложил Верховной Раде и Кабмину признать солдат дивизии «Галичина» борцами за украинскую независимость на государственном уровне. Это фронтовое подразделение с 1943 по 1945 год воевало во Второй мировой войне в составе Ваффен-СС Германии и состояло в основном из украинцев-галичан. К этой дивизии неоднозначно относятся не только в мире, но в самой Украине. Одни считают их героями, другие называют коллаборационистами и военными преступниками. Обозреватель «Бабеля» Сергей Пивоваров разбирался, кто и как создавал эту дивизию, почему украинцы добровольно в нее вступали, обещали ли им независимое государство и участвовали ли они военных преступлениях нацистов.
Как называлась дивизия? Дивизия за свою недолгую историю несколько раз меняла название. В день создания, 28 апреля 1943 года, она значилась как Стрелецкая дивизия СС «Галичина». С 30 мая по октябрь 1943 года, когда набирали первых рекрутов, — Добровольческая дивизия СС «Галичина». На время обучения, с 22 октября 1943 до 27 июня 1944 года — 14-я Галицкая добровольческая дивизия СС.
Во время боевых действий и до переформирования после битвы под Бродами, с 27 июня по 12 ноября 1944 года, — 14-я Ваффен (военная) гренадерская (пехотная) дивизия СС (Галицкая № 1). После переформирования, с 12 ноября 1944 до 25 апреля 1945 года — 14-я Военная пехотная дивизия СС (Украинская № 1). И с 25 апреля по 8 мая 1945 года — 1-я Украинская дивизия Украинской национальной армии.
В чем разница между дивизией СС и Ваффен СС? Классические дивизии СС формировали из немцев или тех, кого считали близкими к ним по крови, например скандинавов. А Ваффен СС, по словам самого Гитлера, — обычные вояки. При Ваффен СС также создавали военные формирования из иностранцев, потому что в Вермахте — Вооруженных силах нацистской Германии — могли служить только граждане Рейха. Впрочем, солдаты таких формирований, в том числе и украинские дивизионники, получали такие же льготы и привилегии, что и немцы.
Такая дивизия — это исключительно украинский случай коллаборации с Германией? Первые подобные формирования создавались в Чехословакии, затем в странах Бенилюкса и Скандинавии. Из примерно 40 дивизий Ваффен СС около половины состояли из населения оккупированных и союзных Германии государств — хорватов, латышей, эстонцев, венгров, румын, французов, итальянцев, финнов, беларусов, россиян и других.
Кто создавал дивизию и кого в нее набирали? Инициатор с немецкой стороны — генерал СС Отто Вехтер, который в 1942 году стал губернатором Дистрикта Галичина. Галичан Вехтер, австриец по происхождению, воспринимал не как украинцев, а как бывших подданных Австро-Венгерской империи. В руководстве Третьего рейха эту инициативу курировал лично глава СС Генрих Гиммлер.
С украинской стороны идею создания дивизии поддержал Украинский центральный комитет (УЦК) во главе с украинским историком, географом, общественником и бывшим солдатом Украинской Галицкой армии (УГА) Владимиром Кубийовичем.
Изначально в дивизию набирали только жителей современных Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей. Позже — выходцев из других регионов, пленных красноармейцев, остарбайтеров. Первые добровольцы проходили жесткий отбор. В итоге из почти 82 тысяч желающих в дивизию зачислили 13 тысяч. Летом 1943 года они отправились в учебно-тренировочные лагеря. Высшие командные посты дивизии на протяжении всего времени ее существования занимали немцы.
Почему было так много добровольцев? Благодаря мощной и хорошо продуманной агитационной кампании. Немцы упирали в основном на борьбу с большевиками. Немецкой пропаганде даже не пришлось особо стараться. За время советской оккупации 1939—1941 годов Западная Украина, в том числе и Галичина, узнали, что такое коллективизация, массовые репрессии и депортации. Достаточно было просто открыть тюрьмы, забитые тысячами трупов людей, которых органы НКВД в спешке расстреливали перед отступлением Красной армии в 1941-м. Немецкий режим в Галичине придерживался относительно «мягкой» позиции в оккупационной политике. Преступления нацистов на других территориях, естественно, замалчивались. В начале 1943 года Красная армия перешла в наступление на Восточном фронте, в Галичину возвращалась советская власть — это тоже мотивировало рекрутов.
Добровольцы — в основном выходцы из семей грекокатолического вероисповедания — не были убежденными нацистами. Немецкое руководство даже в виде исключения разрешило включить состав дивизии капелланов из священников УГКЦ.
Со стороны УЦК дивизия подавалась как возможность продолжить украинскую национальную борьбу за независимость 1917—1921 годов. В ход пошли традиции Легиона Украинских сечевых стрельцов, УГА и войск УНР. Доходило даже до параллелей между аббревиатурой СС и «сечевыми стрельцами». Привлекли ветеранов и бывших командиров этих подразделений. Они пользовались авторитетом среди юношей 17—19 лет, которые и составили основу первого набора в дивизию. А Владимир Кубийович, бывший поручик УГА, первым подал заявление на вступление. Правда, его, прогнозируемо, комиссовали по возрасту и состоянию здоровья.
А что думали по поводу дивизии в ОУН и УПА? Организация украинских националистов в 1940 году раскололась на два крыла — радикалов-революционеров под руководством Степана Бандеры и консерваторов во главе с Андреем Мельником. «Мельниковцы» поддержали идею создания дивизии, а «бандеровцы» были категорически против. Украинская повстанческая армия создавалась параллельно, в конце 1942 — начале 1943 года. При этом агитаторы УЦК, наоборот, призывали не вступать в УПА — мол, «в лесу с одной винтовкой независимость не завоюешь».
Некоторые вступали в дивизию, чтобы получить опыт и оружие, а затем переметнуться в УПА. Но массового дезертирства не было. Тем более немецкое командование на всякий случай отправило новобранцев в тренировочные лагеря подальше от Галичины — вглубь Германии и оккупированных европейских стран.
Немцы обещали независимое Украинское государство? В первые годы оккупации жестко подавлялись все действия в этом направлении. А сформировать национальную дивизию разрешили только весной 1943 года — после того, как немцы проиграли под Сталинградом, в Африке и на других фронтах. Гиммлер лично приказал запретить в названии дивизии использовать слово «украинская».
Когда немецкие войска отступили из Галичины, уже и дивизию переименовали в «украинскую». А весной 1945 года можно было обещать все что угодно. Даже официально признать Украинский национальный комитет (по сути — очередное украинское правительство в изгнании) и позволить ему создать Украинскую национальную армию, куда вошла бывшая дивизия «Галичина». Теперь солдаты уже открыто присягали на верность украинскому народу и обещали «возобновить борьбу за украинскую государственность». Все это происходило 25 апреля 1945-го, за несколько недель до капитуляции Германии во Второй мировой.
Как планировали завоевать независимость украинские сторонники дивизии? По данным исследователей, выглядел их план примерно так. В начале 1920-х украинцы проиграли, в первую очередь потому, что у них не было оснащенного, обученного и боеспособного войска. Особенно не хватало квалифицированных командиров. Нужный опыт в короткие сроки можно было получить только в регулярной армии.
В условиях того времени это могла быть только немецкая или советская армия. Большевики отпадали, оставались немцы. Немецкая военная машина, особенно в первой половине Второй мировой, славилась своим профессионализмом и высокими стандартами подготовки. Партизанская борьба в духе УПА бессмысленна без масштабной помощи извне, а такой поддержки у украинцев не было. Если же немцы откажутся создавать независимую Украину, то вышколенные и закаленные украинские боевые подразделения могут стать аргументом для переговоров, например, с британцами.
Некоторые историки считают такую идею Владимира Кубийовича и его сторонников политической авантюрой и ошибкой, которая стоила жизни «тысячам идеалистически настроенных молодых людей, которые могли бы принести пользу Украине иным способом».
Какую присягу давали добровольцы? Есть три известных текста присяги. Первая присяга — лето 1943 года во время первого набора. Она была стандартной для всех иностранных добровольцев: «Клянусь бороться с коммунизмом под руководством Адольфа Гитлера как верховного главнокомандующего». Осенью 1944 года появляется новый текст присяги — уже конкретно для дивизии «Галичина»: «Клянусь под руководством Адольфа Гитлера как верховного главнокомандующего бороться за Украину, за ее освобождение от большевиков». И третья — присяга Украинской национальной армии 25 апреля 1945 года, Гитлер в ней уже не упоминается.
Дивизию использовали как пушечное мясо в бою под Бродами? Летом 1944 года это было уже укомплектованное и обученное подразделение в составе немецкой армии. Советские войска превосходили его в несколько раз по численности и технике. Немецкие войска, как и дивизия «Галичина», тоже потеряли много солдат. Из около 11 тысяч украинских дивизионников примерно 70 процентов погибли или попали в плен. Около трех тысяч пробились из окружения и вернулись в немецкое расположение — осенью 1944 года на их основе дивизию сформировали заново. Часть вышедших из окружения присоединились к УПА.
После Бродов дивизию отправили в Словакию — бороться со словацкими партизанами. В январе 1945 года ее перебросили в Югославию для операций против коммунистических партизан Иосифа Броза Тито. Весной 1945-го она сражалась в Австрии. А 8 мая, после капитуляции Германии, уже 1-я Украинская дивизия Украинской национальной армии покинула расположение на фронте и сдалась британским войскам.
Почему их не выдали Советскому Союзу? Здесь сыграли роль соглашения Ялтинской конференции, по которым учитывалось гражданство участников боевых действий по состоянию на 1939 год, а тогда большинство дивизионников были гражданами Польши. Вмешалась и Католическая церковь, которая пыталась вступиться за своих прихожан. В 1947 году более восьми тысяч участников дивизии перевезли в Британию. Позже часть из них эмигрировали в Канаду, США, Австралию, Аргентину и другие страны.
А как насчет военных преступлений? Дивизия Ваффен СС «Галичина» никогда не была осуждена — ни на Нюрнбергском процессе, ни в каком-либо другом трибунале. Британская проверка тоже не нашла доказательств. Последнее масштабное расследование по этому вопросу проводила канадская государственная комиссия в 1980-х. Свидетельств того, что именно украинские дивизионники совершали военные преступления, не нашли. Однако комиссия использовала в основном немецкие архивы, доступ в советские получить не удалось.
Какое отношение к дивизии сейчас? Неоднозначное, что на Западе, что в самой Украине. Поэтому историки предлагают сосредоточиться на просветительской работе и публичных дискуссиях «об этой сложной странице украинской истории».
Если хотите больше текстов на историческую тематику — поддержите редакцию «Бабеля».