На Донбассе участились случаи домашнего и сексуального насилия, женщины боятся говорить о нем, а полиция бездействует. Коротко пересказываем отчет Amnesty International
- Авторы:
- Катерина Коваленко, Dmytro Rayevskyi
- Дата:
Сергей Моргунов / «Бабель»
Одиннадцатого ноября международная правозащитная организация Amnesty International представила новый отчет о домашнем и сексуальном насилии на Донбассе. Исследователи утверждают, что вооруженный конфликт обострил эти проблемы, а местная полиция почти не реагирует на заявления пострадавших. Согласно отчету, чаще всего насильниками являются мужчины-военнослужащие или те, кто уже вернулся с войны. Причиной агрессии часто становятся полученные травмы — как физические, так и психологические. Отчет Amnesty International базируется на разговорах с пострадавшими и свидетелями насилия на подконтрольных Украине территориях Донецкой и Луганской областей, а также на данных местных общественных организаций и полиции. «Бабель» прочитал документ и коротко его пересказывает.
Amnesty International проводила исследования в январе — ноябре 2019 года на территории Донецкой и Луганской областей, контролируемой украинской властью. И хотя по сравнению с 2014—2015 годами уровень домашнего насилия в зоне боевых действий снизился, он все еще остается проблемой, говорится в отчете. К таким выводам исследователи пришли, опросив пострадавших женщин, их родственников и друзей, а также сотрудников местных общественных организаций.
«Я услышала, что кто-то кричит «Больно! Больно!» Думала, что подростки подрались, потому что голос был такой тонкий. Я и пошла. Иду по дорожке, вижу, она сидит на земле прямо, беременная, короткая куртка, без шапки, без ничего. А он рыщет вокруг и кричит на нее: «Да что ты! Иди домой! Ничего не было!» Она говорит: «Это мой муж меня избил ногами, я беременна, на четвертом месяце». Я говорю: «Вставай, замерзнешь». А было около нуля где-то. А она говорит: «Не хочется жить, зачем все это. Пусть я замерзну и умру».
С января по ноябрь 2019 года Amnesty International зафиксировала 27 случаев домашнего насилия в Донецкой и Луганской областях. Все пострадавшие — женщины, а обидчики — их партнеры. И лишь в четырех случаях полиция квалифицировала нападение как домашнее насилие и расследовала его как административное правонарушение.
«У нее муж был неплохой, но его контузило в зоне АТО, он начал пить и начал ее бить. Наконец она как-то пришла ко мне и рассказала, что он ее бьет. Было сложно увидеть побои, поскольку у нее по всему телу был псориаз из-за нервов, но она сказала: «Прикоснись к моей голове», и голова вся была покрыта шишками...
Однажды она прибежала ко мне — он ее избил, хотел зарубить, но пошел за самогоном. Пока приехала полиция, он закрылся в доме и кричал. Схватил одного ребенка и угрожал зарубить топором. Он кричал: «Или вы уходите со двора, или я зарублю детей». Он был пьян и не в сознании».
Одиннадцать из 27 обидчиков — нынешние или бывшие военнослужащие. Но в полицию заявили лишь восемь женщин, остальные не обращались, потому что не верят в наказание для насильников. Три пострадавшие позже забрали заявления под давлением обидчика или правоохранителей. Еще одно дело полиция закрыла за недостаточностью улик, несмотря на зафиксированные избиения и заявление женщины об изнасиловании. В конце концов уголовные расследования продолжаются лишь по четырем заявлениям, но ни одно из них полиция не квалифицировала по статье о домашнем насилии. Преступления определили как хулиганство или как нанесение телесных повреждений.
«Он сказал: «Если хоть пикнешь об этом или если попробуешь меня бросить, я подброшу гранату и убью тебя. А когда буду возвращаться на войну, то заберу твое тело и попрошу товарищей помочь его похоронить, и твое тело никто не найдет».
В течение 2017—2018 годов Amnesty International зафиксировала восемь случаев сексуального насилия на Донбассе. Среди них — два изнасилования, одна попытка изнасилования, остальные — сексуальные домогательства со стороны военных. Большинство случаев произошли в Ясиноватском и Марьинском районах Донецкой области и в Новоайдарском районе Луганской области. Это населенные пункты вблизи линии соприкосновения, где находится большое количество военных. Исследователи Amnesty International предполагают, что на самом деле случаев сексуального насилия со стороны военных гораздо больше, но пострадавшие неохотно говорят об этом публично. Они чувствуют стыд и вину, а также боятся за свою жизнь. «Женщины на пострадавших от конфликта территориях боятся расправы, в частности из-за наличия оружия у обидчиков. Кроме того, они живут в среде, где мнение и поддержка людей важны для выживания, а когда пострадавшим приходится дальше жить в тех же маленьких общинах, где дислоцируются солдаты, возникают дополнительные серьезные опасения относительно конфиденциальности и безопасности», — говорится в отчете.
Лишь один случай сексуального насилия на Донбассе с 2017 по 2019 год дошел до суда. Солдат несколько раз изнасиловал женщину в Новомихайловке (Марьинский район, Донецкая область) в феврале 2017 года, а затем угрожал ей, чтобы она забрала заявление из полиции. Приговора по этому делу пока нет.