Тексты

Zoom должен был разгрузить судей Нигерии в рутинных делах, но первым же приговором стала смертная казнь. Эту практику уже подхватили в Сингапуре — что пошло не так

Авторы:
Serhii Pyvovarov, Евгений Спирин
Дата:

Karolina Uskakovych / «Бабель»

Весной 2020 года из-за пандемии коронавируса в Нигерии в очередной раз решили реформировать судебную систему «по британскому образцу» и ввести виртуальные заседания. Все думали, что судьи сначала потренируются на легких шаблонных процессах, но вместо этого они впервые в истории приговорили человека к смертной казни через Zoom. Юристы считают, что нигерийские суды технически не готовы рассматривать такие дела в режиме онлайн, даже чтобы разгрузить переполненные тюрьмы. А правозащитники опасаются, что это станет тенденцией в мировой практике, ведь уже через полторы недели после Нигерии подобный приговор через Zoom вынесли в Сингапуре. Пока что нигерийский осужденный остается в тюрьме, его адвокат готовит апелляцию с просьбой признать процесс неконституционным, а в юридическом сообществе продолжаются споры об эффективности виртуальных судов в подобных делах. «Бабель» рассказывает, как попытка упростить суды в Нигерии привела к международной дискуссии и почему странам со смертной казнью пока не стоит спешить перенимать такую практику.

Нигерийца Олалекана Хамида арестовали в конце 2018 года по подозрению в убийстве 76-летней матери своего начальника. Судебный процесс начался в марте 2019-го, и родственники Хамида ходили на все заседания. В марте 2020 года из-за пандемии коронавируса все процессы приостановили.

Брат Хамида Тайво рассказывает, что в воскресенье, 3 мая, ему неожиданно позвонил адвокат и сказал, что завтра Олалекану будут оглашать приговор. А заседание суда пройдет по видеоконференции в Zoom. Удивленный Тайво позвонил своему брату в тюрьму — выяснилось, что тот еще даже не знает о суде.

На следующий день заседание прошло гладко, управились всего за три часа. А в конце председательствующий судья Моджисола Дада огласил приговор — смерть через повешение. Так Олалекан Хамид стал первым человеком в мире, приговоренным к смертной казни виртуальным судом в Zoom.

Нигерия жила в условиях военной диктатуры вплоть до конца 1990-х, когда вместо судов были специальные военные трибуналы, а публичный доступ к слушаниям предоставлялся или запрещался по прихоти диктатора.

Уже больше 20 лет в Нигерии пытаются строить демократию и реформировать правовую систему по модели Великобритании, например автоматизировать доступ к правосудию. Но пока получается не очень. В 2018 году в Нигерии попытались автоматизировать ведение дел, но в итоге эта попытка провалилась, и большинство судов вернулись к старой бумажной системе.

Весной 2020-го из-за карантина появился новый шанс на судебную реформу. По инициативе президента Мухаммаду Бухари создали выездные суды. Они оперативно на местах разбирали нарушения правил карантина и приговаривали к штрафу или общественным работам.

В конце апреля главный судья штата Лагос объявил, что в дополнение к выездным появятся и виртуальные суды, что сделает Нигерию одной из первых африканских стран, внедривших такую опцию. Юристы и правозащитники обрадовались, полагая, что такой шаг может дать обвиняемым более быстрый доступ к правосудию. Нигерийцы ожидали, что виртуальные суды протестируют на чем-то «легком», например на гражданском иске. Но судьи решили начать с дела Олалекана Хамида.

Юристы признают, что переход судебной системы Нигерии на цифровые платформы давно назрел. Но к делам вроде процесса Хамида она еще не готова даже технически — например, невозможно организовать перекрестный допрос свидетелей. Правозащитники из международной платформы Fair Trials считают, что «отсутствие обвиняемых в зале суда серьезно подрывает их способность эффективно участвовать в уголовном судопроизводстве». Например, если речь идет о сделке с признанием вины. Фил Робертсон, заместитель директора азиатского отделения Human Rights Watch’s, говорит, что «сам по себе смертный приговор — это и так жестоко и бесчеловечно, а через Zoom тем более».

А адвокат Хамида говорит, что во время процесса нарушили конституционные права его подзащитного. Ведь заседание должно быть открытым, а к видеоконференции в Zoom по делу Хамида можно было присоединиться только по паролю. Это, по словам адвоката, дает основания для апелляции.

Но некоторые юристы призывают не драматизировать. Так, глава нигерийского юридического вестника Lawyard Тоби Адебовале говорит, что дело Хамида было на финальной стадии, и суд все равно не изменил бы приговор, даже если бы заседал вживую. Но на фоне негативной реакции общественности Верховный суд Нигерии в июне на всякий случай постановил, что суды, которые проходят в Zoom, являются конституционными.

Правозащитники также опасаются, что смертный приговор через Zoom может стать тенденцией. Ведь буквально через полторы недели, 15 мая, в Сингапуре через Zoom приговорили к повешению малайзийца Пунитана Дженасана, которого признали виновным в торговле героином еще в 2011 году.

Смертная казнь существует в 56 странах. По данным Amnesty International, только в 2019 году привели в исполнение более 600 смертных приговоров по всему миру. И это без учета Китая, где данные о применении смертной казни являются государственной тайной. Или стран вроде Северной Кореи, Сирии и Вьетнама, где казни точно применялись, но правозащитники не смогли подсчитать даже приблизительную статистику.

Karolina Uskakovych / «Бабель»

Впрочем, в некоторых странах суды хоть и выносят смертные приговоры, но на практике их не приводят в исполнение или приводят редко. Нигерия как раз одна из таких. По нигерийским законам, смертный приговор должны утверждать еще и губернаторы штатов. А делают они это крайне неохотно. Последняя казнь в Нигерии состоялась в 2016 году, поэтому в камерах смертников остаются более двух тысяч заключенных.

Тюрьмы в Нигерии переполнены, условия там очень плохие. Например, в тюрьме, где сидел Олалекан Хамид, в 2019 году пятеро заключенных погибли от удара током из-за неисправности проводки в камере.

По состоянию на декабрь 2019 года в тюрьмах Нигерии находились около 74 тысяч заключенных, 42 процента из которых ожидали суда. Поэтому в разгар пандемии, в апреле 2020-го президент Нигерии даже предложил освободить заключенных, ожидающих суда более шести лет. Но вместо этого судебные органы решили ускорить разбирательства, в том числе и с помощью виртуальных заседаний.