Украинское приложение Reface вышло на первое место в AppStore США. Оно обогнало TikTok и Netflix, а его прототипом пользовался Илон Маск — блиц-интервью с одним из создателей
- Авторы:
- Катя Мещерякова, Евгений Спирин
- Дата:
Karolina Uskakovych / «Бабель»
Двадцать шестого августа приложение от украинских разработчиков Reface попало на первую строчку онлайн-магазина Apple AppStore. Приложение на основе нейросети меняет лица людей на фото и видео и сохраняет их мимику. Приложение появилось в январе 2020 года, и за первый месяц его скачали 100 тысяч пользователей. Корреспондентка «Бабеля» поговорила с СТО стартапа RefaceAІ Олесем Петривом и узнала, как появилась идея приложения Reface, сколько лет его создавали и что дает выход на первое место в AppStore.
Все началось в 2011 году в Киево-Могилянской академии, где учились я, СЕО проекта Роман Могильный и СОО Ярослав Бойко. За эти 9 лет мы работали над разными технологиями — от инструментов для анализа тональности новостей до сервера для онлайн-игры. Reface — это не стартап, который «выстрелил» сразу.
В 2016 году мы разрабатывали нейросеть, которая автоматически превращала 2D-видео в 3D. Обычно киношники делают это вручную. Представьте: когда в 2012 году фильм «Титаник» решили показать в 3D, на это потратили десятки миллионов долларов и месяцы работы нескольких сотен людей.
Чтобы улучшить нашу нейросеть, мы много общались с представителями киностудий. В одной из них у нас спросили — а можно сделать так, чтобы люди одной этничности выглядели, как люди другой? Найти и нанять людей в массовку стоило бы много денег и времени, а подобная технология позволяла бы сэкономить.
Тогда уже существовала технология Deepfake, но она «громоздкая». Чтобы заменить лицо одного актера на лицо другого на видео длительностью 15—20 секунд, нужно собрать по тысяче разных фотографий обоих и потом несколько дней тренировать нейросеть. Через неделю есть шанс, что она корректно заменит лица. Но если нужно заменить лицо третьего человека — все надо начинать сначала.
Через полтора месяца после запроса киностудии мы сделали нейросеть, которая меняла не просто этничность, а и лица людей. Для этого нужно было загрузить одну фотографию, а не целый набор. В итоге процесс, на который раньше тратили неделю или больше, у нас занимал около секунды, если нужно переделать фото и 15—20 секунд, если видео. В 2018 году мы запустили первый сервис на основе этой нейросети, он назывался Reflect.tech.
В марте 2019 года Илон Маск опубликовал у себя в Twitter фото, на котором он с помощью нашего сервиса «приделал» свое лицо к телу рестлера Дуэйна Джонсона. Твит набрал сотни тысяч лайков и шеров. На фото был наш вотермарк, и людям было легко найти приложение. Благодаря одному этому твиту количество пользователей сервиса увеличилось на десятки тысяч человек.
В январе 2020 мы «завернули» нейросеть в приложение Doublicat и запустили на Product Hunt. Мы попали в топ сервисов на платформе и были номинированы на Golden Kitty Awards как Product of the week. Буквально за неделю после запуска о нас написали больше 600 медиа — Forbes, Mashable, The Sun. В приложение пришли первые 300 тысяч пользователей, и тогда мы начали собирать отзывы и улучшать приложение и архитектуру нейросети. 99% пользователей скачивают приложение благодаря шерам и рекомендациям друзей.
В июне 2020 мы обновили Doublicat и добавили разные функции. Раньше человек мог сделать фотографию или гифку со своим лицом, загрузить ее в мессенджер и делиться ею со знакомыми и друзьями. Мы добавили возможность вставлять свое лицо в 15-секундные видео со сценами из кино и знаменитостями.
Когда мы добавили возможность вставить свое лицо в видео с украинскими знаменитостями, мы вышли в первые строчки в AppStore и PlayMarket в Украине. Позже мы стали попадать в топы в других странах, хотя ничего специально для этого не делали — просто приходили на работу и обнаруживали, что приложение оказалось вверху списка в новой стране.
Первые места и в AppStore, и в PlayMarket — это точка, где приходят новые пользователи. Если вы в первой десятке — вероятность, что приложение скачают, намного выше. А если приложение первое, его скачают и установят еще и из любопытства — чтобы узнать, кто опередил Netflix и TikTok.
Когда мы начинали, в команде было 6 человек, сейчас — около 50. Есть несколько отделов. Сначала нейросеть разрабатывают и тренируют программисты в ресерч-отделе, потом ее отдают бекенд-команде, которая отвечает за логику работы технологии на серверах. Есть «мобильная» команда, их задача — разработать интерфейс, придумать как «упаковать» нейросеть в приложение или веб-сервис. Еще есть команды, которые занимаются маркетингом, контентом и продуктом.
Мы зарабатываем на рекламе внутри приложения и на премиум-подписках. Это работает так: вы попробовали вставить себя в видео несколько раз, после этого есть выбор — подождать определенное время или посмотреть рекламу. Можно оформить премиум-подписку — и тогда не будет рекламы, видео будет обрабатываться не 20 секунд, а 5, а с изображения можно будет убрать ватермарк.
Теперь мы работаем еще над несколькими продуктами. Один из них — Reface Studio, веб-сервис для профессиональных режиссеров монтажа. Сейчас он на стадии бета-тестирования, там будет больше функций и возможностей работы с кадром. Еще мы разрабатываем нашу собственную систему для распознавания обработанных видео. Мы учим нейросеть «зашивать» в финальное изображение или видео невидимую для глаза дополнительную информацию о том, что это результат работы нашей системы. Ведь замену лиц можно использовать в кино и рекламе, а можно — для «черного пиара» и недобросовестной конкуренции.