Тексты

«Поймаю — оторву яйца». О хозяине «ЧВК Вагнера», Путине и Зеленском, которому не повезло — пересказываем большое интервью Александра Лукашенко Гордону

Авторы:
Serhii Pyvovarov, Костя Войтенко, Катерина Коберник, Евгений Спирин
Дата:

Снежана Хромец / Артем Марков / «Бабель»

Накануне президентских выборов в Беларуси журналист Дмитрий Гордон взял большое интервью у президента Беларуси Александра Лукашенко. Нынешняя избирательная кампания самая сложная для него — первого и единственного президента Беларуси, который правит страной последние 26 лет. В этот раз у Лукашенко были настоящие конкуренты. Главный — Виктор Бабарико, по социологическим опросам он набирал больше 58%, но в середине июня его обвинили в коррупции, неуплате налогов и посадили в СИЗО. Еще одного конкурента Лукашенко — блогера Сергея Тихановского тоже посадили в СИЗО. Третий оппонент Лукашенко Валерий Цепкало уехал из Беларуси в Киев. В итоге Лукашенко противостоят три женщины: Светлана Тихановская — жена арестованного блогера, Мария Колесникова — глава штаба Бабарико и Валерия Цепкало — жена уехавшего в Украину кандидата в президенты. Еще одна большая проблема Лукашенко — скандал с задержанием под Минском 33 наемников российской «ЧВК Вагнера». Белорусские силовики обвинили их в подготовке терактов и поместили под стражу. Часть из них воевала на стороне России на Донбассе. Президент Владимир Зеленский уже попросил выдать боевиков Украине, а Владимир Путин заявил, что «безосновательно» задержанных российских граждан должны освободить. В интервью Гордону Лукашенко рассказал, что ждет вагнеровцев, о непростой судьбе Тихановской и коронавирусе, который ему подбросили. Пересказываем коротко.

Снежана Хромец / Артем Марков / «Бабель»

Крым и Донбасс

Лукашенко мог предположить сценарий оккупации Крыма Россией в 2014 году. Он считает, что оккупацию допустило тогдашнее руководство Украины, он сам такого никогда бы не допустил. «Если бы у меня хоть клочок земли попробовали забрать, там бы уже тысячи людей легли». «Крым де-факто российский». Лукашенко считает, что «при нашей жизни» Россия не вернет Украине Крым и не уйдет из Донбасса. Хотя для России Донбасс — «пятое колесо, он ей абсолютно не нужен».

Во время Дебальцевского котла в феврале 2015 года Лукашенко вместе с Путиным был в его резиденции в Красной Поляне в Сочи. Там Путин предложил ему поговорить по телефону с министром обороны РФ Сергеем Шойгу. «Он мне рассказал в деталях, что произошло. И я его спросил: «Сергей, не кажется ли, что далеко зашли?». Он ответил: «Да, кажется. Надо с этим кончать». По словам Лукашенко, все разговоры с Путиным на тему Донбасса, заканчивались тем, что Путин его спрашивал: «А что ты предлагаешь, как это видишь?».

Президент России Владимир Путин (слева) с президентом Беларуси Александром Лукашенко (справа) в преддверии мирных переговоров по Донбассу в Минске, 11 февраля 2015 года.

Anadolu Agency / Contributor

«Вагнеровцы»

За задержанными «вагнеровцами» следили и «контролировали их полностью». «Мы знаем, с кем они созванивались из России, какие получали команды, кто давал эти команды». Все потому, что Россия боится потерять Беларусь. Россия постоянно делает ошибки.

Вопрос выдачи вагнеровцев должны решать генпрокуроры Украины, России и Беларуси. Украина должна доказать вину тех, кого она просит выдать.

Врагам Беларуси в России Лукашенко говорит: «Поймаю — оторву яйца». Враги — в среднем звене. Лукашенко жаль, что к «вагнеровцам» имеет отношение [Евгений] Пригожин. У них давние теплые отношения, но Пригожин — игрушка в чужих руках, и не он принимает решения. Решают где-то на уровне министров. Они хотят доказать Кремлю, что «мы Беларусь тепленькую принесем».

Виктор Янукович

Президент Украины Виктор Янукович (справа) и президент Беларуси Александр Лукашенко (слева) во время встречи в Киеве, 18 июня 2013 года.

Гонтар Владимир / УНИАН

Лукашенко «сожалеет» о судьбе Януковича. Он простил бывшего коллегу и после этого они общались. Белорусский президент был против Майдана в Украине и «расписал» Януковичу дальнейшее развитие событий. Лукашенко не думал, что Янукович убежит. Майдан он назвал «государственным переворотом». Лукашенко предоставил бы убежище Януковичу, если бы он попросил. Сам Лукашенко заверяет, что «никуда не убежит».

Петр Порошенко и Владимир Зеленский

Порошенко — «настоящий дипломат», который говорит то, что желает услышать собеседник. Но с момента выборов в Украине весной минувшего года они ни разу не общались. Лукашенко «жаль» Зеленского: «Он просто попал в такую ситуацию, как кур во щи». Лукашенко считает, что «президентами не становятся, а рождаются», а Зеленский может сам уйти со своего поста досрочно.

Владимир Путин

Лукашенко не запомнил Путина на первой встрече, когда тот был в команде мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. Теперь Путин — «маститый руководитель» и он изменился за годы в Кремле. На вопрос, не превратился ли российский президент в «функцию», Лукашенко заверил: «Путин — человек». Лукашенко уверен, что Путин не будет президентом до 2036 года. «100% гарантирую, Путин не будет держаться за власть».

Агрессия России против Украины

Украинцы «наверное» могут называть Россию агрессором, но сам Лукашенко так не говорит и никогда не скажет. «Если я так скажу, то мы потеряем свою роль даже не миротворцев, а братьев для России и для Украины». Он считает, что войны не должно было быть. Украина, Россия и Беларусь «должны были сами давно все решить, потому что там [на Западе] мы никому не нужны». Он уверяет, что народ, особенно в России и Беларуси, думает о мире. Лукашенко уверяет, что «с территории Беларуси никогда никакие войска не будут атаковать Украину».

Российские базы в Беларуси

Лукашенко не боится их оставлять в стране, потому что там служат «наши люди», а сами базы не опасны для Беларуси — там нет ни аэродромов, ни самолетов.

Союзное государство России, Украины и Беларуси

Лукашенко говорит, что Путин никогда не предлагал ему быть спикером Госдумы такого государства, а если бы предложил, то «я завскладом не буду». Идею воссоединения с Россией в Беларуси не примут, «народ перезрел», это нужно было делать 25 лет назад.

IT в Беларуси

Доходы айтишников — 2,5 млрд долларов [в год], в бюджет они платят 8—9% налогов. Такие условия более выгодны самим айтишникам, но развитие отрасли дает «колоссальный синергетический эффект». В стране благодаря айти появились новые специальности в космической сфере и сфере биотехнологий.

Коронавирус

Лукашенко говорит, что никогда не отрицал существование коронавируса, но, благодаря грамотной политике власти, коронавирус в Беларуси развивался медленнее, чем в других странах. Лукашенко не хотел вводить повальный карантин и разводить панику. «Самое страшное в любой болезни — мозги. Если поддался панике — ты мертвец».

Лукашенко говорит, что не знал о своей болезни. Об этом ему рассказали врачи после того, как коронавирус подтвердился у родных. «Мы склоняемся к тому, что мне его [коронавирус] подкинули. Начинаю искать тот момент, где это произошло… Меня хвостом ударила пандемия».

Свобода слова

Обвинения в том, что в стране нет свободы слова, стары как мир. СМИ можно было «зажать», пока не было интернета. Интернет — величайшее достижение человечества, но там не все хорошо. «Надо дошлифовать интернет, чтобы была ответственность. В противном случае он превратит планету в хаос».

Выборы в Беларуси

Лукашенко говорит, что если кто-то считает, что оппозиционеров арестовали незаконно, то Беларусь показала материалы дел, показала, как газпромовский банк финансировал предвыборную кампанию Бабарико. По версии власти, кандидат не предоставил декларацию о доходах, не платил налоги. В политику Бабарико и Тихановский пошли, чтобы избежать ответственности и чтобы их считали политзаключенными, но никто такими их считать не будет.

О Тихановской Лукашенко ничего не думает — ее просто жаль. Ее «впихнули» в эту игру люди в штабах Бабарико и Цепкало.

Слева направо: Вероника Цепкало, Светлана Тихановская и Мария Колесникова во время митинга в поддержку Тихановской в Минске, 30 июля 2020 года.

Nataliya Fedosenko / Contributor

Бабарико и Цепкало имеют отношение к России и финансируются ею. Россия не категорически против Лукашенко, потому что не уверена, что другие кандидаты, если выиграют выборы, будут податливее. «Что абсолютно точно [хочет сделать Россия] — это наклонить, поставить на одно колено и сделать податливее [Лукашенко]».

Младший сын Николай

Он не будет преемником на посту президента. Он «оппозиционно настроенный человек», увлекается химией, биологией и иностранными языками. Разбирается во всем и критикует власть, если она неправильно где-то поступает. Он особенный ребенок, таких в мире больше нет. Самые лучшие отношения, если говорить о президентах, у него были с Виктором Януковичем.

Мемуары и второе призвание

Если бы Лукашенко не был президентом, он бы лечил людей — психологически спасал от психоза и паники. Мемуары писать не планирует из-за лени, но, возможно, напишет тезисы и попросит кого-то оформить их в книгу. Он редко пьет — только с президентами и женщинами.