Лидер Китая Си Цзиньпин сначала проигнорировал вспышку коронавируса. А потом воспользовался ею, чтобы улучшить свою репутацию и расправиться с соперниками
- Авторы:
- Яна Собецкая, Евгений Спирин
- Дата:
Kyodo News / Contributor
По официальным данным, вспышку нового коронавируса впервые зафиксировали в китайском городе Ухань в декабре 2019 года. Позже вирус распространился на остальную территорию Китая и на весь мир. Сейчас ученые из разных стран спорят о том, когда и как именно возник коронавирус. А для действующего главы КНР Си Цзиньпина пандемия COVID-19 стала одним из самых серьезных вызовов. Сначала он проигнорировал угрозу, а затем попытался «присвоить» победу над вирусом. «Бабель» пересказывает расследование издания China Leadership Monitor о том, как кризис отразился на авторитете председателя КНР.
Си Цзиньпин более двух недель игнорировал коронавирус — посещал конференции, проводил инспекции и осуществлял дипломатические визиты
Си Цзиньпин руководит Китаем уже более семи лет. Впервые его избрали на пост председателя КНР на Всекитайском собрании народных представителей в 2013 году. Второй раз ― в 2018-м. После внесения поправок в Конституцию Си Цзиньпин получил возможность переизбираться бесконечное количество раз и уже через три года сможет снова претендовать на пост главы КНР.
За семь лет Си Цзиньпин столкнулся с такими вызовами, как торговая война со США, стратегическое соперничество с Вашингтоном и протесты в Гонконге. Однако пандемия коронавируса стала для него самым большим испытанием.
Лидер КНР впервые заговорил о коронавирусе на заседании Постоянного комитета Политбюро компартии Китая 7 января. Об этом сам Си Цзиньпин сообщил в начале февраля. При этом в пресс-релизе, обнародованном по итогам заседания, о коронавирусе не было ни слова.
После заседания власти Китая не обращали внимания на вспышку COVID-19 еще почти две недели. Сам Си Цзиньпин 8 января выступил с речью на конференции в Пекине, а еще через два дня посетил церемонию награждения ученых. Шестнадцатого января председатель КНР еще раз встретился с Постоянным комитетом Политбюро компартии — и опять в пресс-релизе, обнародованном по результатам встречи, о коронавирусе речи не было. После этого Си отправился с двухдневным государственным визитом в Мьянму, а 19 числа — с инспекцией в провинцию Юньнань.
После китайского Нового года власти Китая начали принимать меры по сдерживанию вспышки коронавируса
Пока председатель КНР был в Юньнане, в Пекин из Уханя вернулись два ведущих эпидемиолога страны. Двадцатого января они срочно встретились с представителями правительства и премьер-министром Китая Ли Кэцяном и рассказали о ситуации в Ухане и провинции Хубэй. Вечером того же дня правительство анонсировало меры для сдерживания вируса. Глава КНР из Юньнаня утвердил общие рекомендации. А главный китайский эпидемиолог Чжун Наньшань во время телевизионного обращения сообщил, что коронавирус может передаваться от человека к человеку.
Вернувшись из провинции Юньнань 21 января, Си Цзиньпин отправил в Ухань вице-премьер-министра Китая Сунь Чуньлань. После ее возвращения, в первый день китайского нового года председатель КНР созвал срочное заседание Постоянного комитета Политбюро компартии Китая, чтобы обсудить, как противодействовать эпидемии.
«Я сначала хотел дать всем возможность хорошо отпраздновать Новый год. Но из-за вспышки коронавируса был вынужден созвать вас на эту встречу, чтобы обсудить ситуацию и принять решение. Прошлой ночью я не мог спать», ― сказал Си Цзиньпин на заседании.
После заседания Компартия Китая создала ряд органов для противодействия COVID-19, в частности Ведущую группу по противодействию эпидемии (Small Leading Group for Epidemic Response) во главе с Ли Кэцяном. В Ухань отправилась другая группа — под руководством Сунь Чуньлань. Ее задачей было следить за урегулированием ситуации в эпицентре вспышки коронавируса.
Си Цзиньпин две недели «находился в тени» премьер-министра Китая, а затем развернул масштабную пропагандистскую кампанию
Во второй половине января «лицом» борьбы Китая с недугом был премьер Ли Кэцян. Он первым посетил Ухань, провел шесть заседаний Ведущей группы по противодействию эпидемии, проинспектировал Китайский центр по контролю и профилактике заболеваний и Китайскую академию медицинских наук. Си Цзиньпин в период 26 января — 9 февраля появлялся на публике лишь четыре раза. И только две встречи касались борьбы с коронавирусом — встреча с главой ВОЗ Тедросом Гебреисусом 28 января и заседание Постоянного комитета политбюро ЦК КПК 3 февраля.
В начале февраля председатель КНР начал отчаянно восстанавливать свой имидж. В этом ему помогала мощная партийная пропагандистская машина. Уже 10 февраля глава КНР посетил два микрорайона Пекина и два медицинских учреждения — эти визиты подробно освещали государственные СМИ.
В феврале Си Цзиньпин провел две встречи Постоянного комитета Политбюро и два заседания, на которых обсуждались реформы в стране, посетил медицинский научно-исследовательский институт в Пекине и позвонил целому ряду зарубежных лидеров. Кульминацией всего этого стала масштабная конференция 23 февраля, в которой участвовали 170 тысяч китайских чиновников. Она стала самой большой в истории коммунистической партии Китая. На конференции Си Цзиньпин подчеркнул, что «пристально следил за борьбой с эпидемией и ежедневно давал устные и письменные инструкции».
Ряд активистов публично раскритиковали Си Цзиньпина. Однако коронавирусный кризис практически не сказался на власти председателя КНР
Указания по борьбе с COVID-19, которые Си Цзиньпин дал во время заседания 7 января, до сих пор неизвестны. Однако их слышали по меньшей мере несколько членов партии — и все они продолжали работать в привычном режиме вплоть до 25 января. Вопросы возникают и по поводу того, почему Си Цзиньпин верил отчетам из провинции Хубэй и не проверял их правдивость, не был в Пекине, когда эпидемиологи вернулись из Уханя с важными новостями, и практически не появлялся на публике с 26 января до 9 февраля.
Публично критиковать Си Цзиньпина решаются немногие. Однако несколько активистов открыто выступили с критикой. В январе 2020 года Сюй Чжиюн опубликовал открытое письмо, в котором обвинил председателя КНР в автократическом стиле правления, недальновидности и некомпетентности. Вскоре после публикации письма Чжиюна в Гуанчжоу арестовала китайская полиция.
В начале февраля критическую статью написал и профессор Университета Цинхуа Сю Джангрун. В материале он не называл имени Си Цзиньпина, однако дал понять, что политика руководителя страны «ведет Китай к катастрофе». Ученого поместили под домашний арест.
Раскритиковал лидера Китая и 69-летний бизнесмен Рен Чжицян. Он написал эссе, в котором требовал ответа на вопрос, почему информацию о вспышке коронавируса скрывали и почему указания Си Цзиньпина от 7 января не обнародовали. Чжицян раскритиковал выступление Си Цзиньпина на конференции и сказал, что председатель КНР «не император, который хвастается новой одеждой, а клоун, который настаивает, что является императором, хотя у него нет никакой одежды». Вскоре после появления критического материала Рен пропал. В начале апреля Комиссия коммунистической партии Китая по проверке дисциплины (CCP Municipal Discipline Inspection Committee) объявила, что бизнесмена задержали за «нарушение дисциплины».
Впрочем, большинство критических высказываний в адрес Си Цзиньпина являются «вторичной критикой». То есть критикой решений, основанных на неправдивой или недостоверной информации, которую лидер КНР получил от чиновников из провинции Хубэй и Уханя. Авторитет самого Си Цзиньпина не слишком пострадал. Ведь с помощью эффективных, хоть и жестких мер, кризис в Китае удалось взять под контроль всего за один месяц.
Си Цзиньпин использовал свою власть, чтобы назначить удобных чиновников в Хубэй и Ухань и мобилизовал машину пропаганды, чтобы показать себя эффективным лидером в борьбе с коронавирусом. Председатель КНР также инициировал антикоррупционные расследования, чтобы запугать потенциальных политических соперников.