Тексты

32 медика районной больницы в Тернопольской области заразились коронавирусом. Власть отчитывается о лучшем госпитале в регионе, на самом деле у врачей не было даже масок и перчаток

Автор:
Катерина Коваленко
Дата:

Алина Сафоненко / Артем Марков / «Бабель»

На второе апреля в Тернопольской области зафиксировано 106 инфицированных коронавирусом, 32 из них — медики больницы в городке Монастыриска, на базе которой развернули районный инфекционный госпиталь. Глава облгосадминистрации Владимир Труш отчитался, что Монастырисская больница — лучшая в области, хотя до недавнего времени у врачей не было ни перчаток, ни респираторов, ни защитных костюмов. Ежедневно в районе выявляют новых инфицированных, медиков в больнице становится меньше, а оставшиеся работают сверхурочно. Вечером 1 апреля врачи и медсестры Монастыриски обратились к президенту Владимиру Зеленскому — заявили о вранье чиновников и попросили о помощи. Заместитель министра здравоохранения Виктор Ляшко пообещал разобраться и в ближайшие дни посетит Монастыриску, сообщили в Минздраве. Корреспондентка «Бабеля» Катерина Коваленко пообщалась с местными медиками, волонтерами и представителями власти и рассказывает, что происходит в госпитале. Во время подготовки материала врачи и медсестры боялись говорить с журналистами, поэтому мы изменили имя одной из героинь по ее просьбе.

Алина Сафоненко / Артем Марков / «Бабель»

Каждое второе утро в 9:00 медсестра Ирина заступает на дежурство в районной больнице Монастыриски. Ее смены длятся по 24 часа, а последнюю неделю приходится работать еще и в выходные. Небольшой городок в 90 километрах от Тернополя стал эпицентром эпидемии коронавирусной инфекции в Тернопольской области. Одной из первых в районе заболела сотрудница больницы, от которой, предположительно, заразились и ее коллеги. Сейчас здесь болеют уже 32 медика. На работу продолжают ходить около десяти человек, из них половина — врачи. Количество заболевших растет ежедневно, поэтому на работу в госпиталь начали переводить медиков из других больниц.

В начале смены Ирина надевает специальный защитный костюм, в котором проведет целые сутки. Так же делают все ее коллеги. Одежда должна полностью закрывать тело и лицо — только так безопасно контактировать с больными. Волосы прячут под одноразовую шапочку, лицо — под маску и очки, на руках обязательно резиновые перчатки. За день в госпитале может быть несколько десятков пациентов со всего района. «Все в панике, требуют, чтобы их срочно принимали. Мы еле успеваем», — говорит медсестра. Все просят делать им тесты — для людей это как успокоительное.

На утро 2 апреля:

  • заболевших в Украине — 804 (20 умерли);

  • заболевших в Тернопольской области — 106 (1 умер);

  • заболевших в Монастырском районе — 83;

  • заболевших медиков Монастырисской больницы — 32.

Глава Монастырисского райсовета Владимир Данилюк утверждает, что ситуация в районе под контролем. «Все работает, режим больница выдерживает. Было тяжело, но потихоньку справились, защитные средства уже есть. С лекарствами проблем тоже пока нет», — рассказал он «Бабелю». Такие заявления чиновников возмущают медиков и местных волонтеров. Еще неделю назад, когда эпидемия в районе только начиналась, в больнице вообще не было защитной одежды и парацетамола для снижения температуры, говорит волонтерка Светлана Бездиль. «Люди поняли, не дай бог, что-то случится с их близкими или с ними самими, то все, крышка», — вспоминает она. И тогда жители со всего района начали передавать больнице маски и перчатки, бывшие медики нашли несколько защитных костюмов, кто-то из местных отдал госпиталю стиральную машину. Пока волонтеры собирали помощь, председатель Тернопольской ОГА Владимир Труш заявил, что Монастырисская больница — одна из лучших в области и прекрасно всем обеспечена.

Первые заболевшие

Первого заболевшего COVID-19 в Тернопольской области зафиксировали 20 марта. Им был священник из Залещиков — районного центра в 100 километрах от Монастыриски. Уже через несколько дней коронавирус зафиксировали и в Монастырисском районе — в селе Коваливка заболел 68-летний пенсионер, который несколько недель до этого виделся с залещицким священником. 17 марта пенсионеру стало плохо, он пошел в Монастырисскую больницу, но коронавирус у него никто не заподозрил. Мужчине сделали флюорографию и отправили домой, рассказывала его дочь. Через несколько дней температура поднялась до 40, мужчина начал задыхаться. В районе долго не могли решить, что с ним делать, вспоминает депутат горсовета Андрей Кохан. Тогда, по распоряжению областной власти, больных с подозрением на коронавирус нужно было направлять в Тернополь. «Ждали бригаду из области, не могли решить, кто его заберет. А время шло. Мы тогда поняли, что никто к нам приезжать и помогать не будет», — рассказывает депутат. Заболевшего мужчину в конце концов отвезли в Тернополь, утром 25 марта он умер. Это была первая и пока единственная смерть от коронавируса в области.

Алина Сафоненко / Артем Марков / «Бабель»

После смерти первого пациента в Тернопольской области Монастырисскую больницу срочно переоборудовали в инфекционный госпиталь, и она начала принимать больных с коронавирусом со всего района. На тот момент коронавирус уже подтвердили у медсестры этой больницы. Ее родственники подозревают, что она заразилась от больного пенсионера, когда тот приходил на осмотр. По словам медсестры Ирины, накануне ее коллега переболела бронхитом, но вскоре после выздоровления ей снова стало плохо. Женщину сперва протестировали на грипп — так требовал протокол от Минздрава. Обнаружив его, вероятность коронавируса отбросили. «Никто же не думал, что может быть и грипп, и коронавирус», — объясняет врач и депутат Монастырисского райсовета Виталий Трищук. Пока медсестра лежала в больнице, с ней контактировали почти все коллеги. Все это время они заходили к ней без защиты, поэтому могли заразиться. Глава райсовета Владимир Данилюк отрицает, что вспышка произошла из-за плохого обеспечения больницы, и перекладывает ответственность на протоколы. «Врачи заболели из-за неправильного алгоритма действий, который нам дали. Сначала не было ни тестов, ни анализов. Были тесты только на определение гриппа А и В — если он есть, то коронавируса нет. А у нашей медсестры было и то, и другое», — говорит чиновник.

Вспышка среди медиков

Коронавирус в Монастырисском районе:

  1. Первый заболевший в Тернопольской области.

  2. Коронавирус подтвердили у двух жителей Монастырисского района: у пенсионера из Коваливки и медсестры райбольницы.

  3. Заболевший из Коваливки умер.

  4. В Монастырисском районе уже 35 заболевших, 20 из них — медики.

  5. В районе 58 заболевших, из них 27 — медики.

  6. В районе заболели 83 человека, 32 из них — медики.

С 23 марта, как только подтвердился диагноз у медсестры, всех сотрудников больницы срочно протестировали на коронавирус. Мазки всех медиков и пациентов с подозрениями, необходимые для ПЦР-диагностики, возили в областную лабораторию. Виталий Трищук, который отвечает за забор мазков, жалуется на нехватку пробирок — их хватало на 50 человек, хотя нужно было больше. «Каждое утро мы собираем мазки, отправляем на Тернополь, на следующий день нам говорят результат», — рассказывает он. Первые экспресс-тесты привезли в Монастыриску только через четыре дня, вечером 27 марта. Но, по словам врача, экспресс-тесты не точные и выявляют коронавирус не у всех.

Менее чем через неделю в Монастырисской больнице было уже более 30 заболевших медиков. У большинства из них легкая форма коронавируса, поэтому они лечатся дома. Тяжелее всего болезнь переносит медсестра, которая заболела первой. Почти неделю она провела в реанимации, подключенная к аппарату искусственной вентиляции легких. Родственники просили перевести ее в область, но там больную не приняли. «В Тернополе сначала сказали — нетранспортабельна, потом — что машина будет стоить 19 тысяч. В результате оставили на нас. Я так поняла, что ее просто списали, чтобы у них не было смертности», — рассказывает ее коллега Ирина. Сейчас медсестре лучше — ее уже отключают от аппарата, она может говорить и сидеть.

Алина Сафоненко / Артем Марков / «Бабель»

31 марта в больнице оставалось шесть врачей и шесть медсестер, но каждый день кто-то выбывает из-за болезни. Главный хирург Василий Ференц, которому с началом эпидемии пришлось стать инфекционистом, уже несколько дней на самоизоляции — тоже подхватил коронавирус. Еще одна инфекционистка взяла больничный, но продолжает консультировать пациентов по телефону. Это молодая врач Татьяна Сиваник, которая работает в Монастыриске всего второй месяц. Сейчас она на четвертом месяце беременности, а дома у нее годовалая дочь. По словам медсестры, еще несколько сотрудников больницы перестали ходить на работу, потому что боятся заразиться. Как сообщает «1 + 1», одна медсестра уволилась, еще пять человек написали заявления на отпуск.

Работа во время эпидемии

Монастырисская больница расположена в центре города. Это несколько старых двухэтажных зданий. Инфекционный госпиталь обустроили в хирургическом отделении. Четыре скорые свозят сюда больных с подозрением на коронавирус со всего района — всего в Монастырисской ОТО более 9 тысяч жителей. За день в больнице может быть несколько десятков новых пациентов. После каждого скорую должны дезинфицировать. Уже в больнице пациентов осматривают и опрашивают: если есть симптомы, делают экспресс-тест на коронавирус. Если он положительный, медики берут мазки для ПЦР-теста в Тернополе и решают, что делать с человеком дальше. Больных с легкими симптомами отправляют домой и просят самоизолироваться, более тяжелых оставляют в больнице. 30 марта там лежали 14 больных, из них трое — в реанимации. По подсчетам медсестры, больница сможет принять еще с десяток пациентов. А вот глава райсовета Данилюк говорит, что готовых мест в госпитале вдвое больше — на 55 человек.

Всего в Тернопольской области — 106 инфицированных коронавирусом, их количество увеличивается ежедневно. Большинство из Монастырисского района — 83. Кроме врачей, там заболели дочь и трое внуков пенсионера, который умер от коронавируса, а также мэр города Андрей Старух. Случаи фиксируют и в других городах и селах области: в Залещицком районе уже 14 заболевших, в Козовском — семь. Местные медики сообщают о тех же проблемах, что и в Монастыриске: их больница тоже ничем не обеспечена, у сотрудников нет защиты и медикаментов, а власть отчитывается о полной готовности к эпидемии. Врачи попросили коллег из других регионов тоже рассказывать правду о состоянии больниц. На следующий день с жалобами выступили медики из Одессы.

Тяжелых пациентов, которые задыхаются из-за коронавирусной болезни, подключают к аппарату искусственной вентиляции легких. Таких в Монастыриске два — один свой, один одолжили в соседнем районе. В ближайшее время больница купит еще два аппарата, это стоит 1,5 миллиона гривен: часть средств дал городской совет, остальное собрали волонтеры и их родственники за границей. Еще один аппарат в случае необходимости обещают передать из Тернополя, говорит заместитель главы райсовета Павел Дронь.

На борьбу с коронавирусом монастырисские власти выделили около 1 миллиона гривен. Большую часть этих денег раньше планировали потратить на праздники и спортивные соревнования и реконструкцию стадиона, но сейчас это не важно, говорит депутат горсовета Андрей Кохан. За эти средства закупили кислородные баллоны для тяжелых больных, лекарства и защиту для медиков. Несколько дней назад помощь начали передавать и из Тернополя — Монастыриска получила 100 защитных костюмов, тысячу перчаток, 500 масок, 180 респираторов и 100 пробирок. Волонтеры тоже продолжают собирать деньги, заказывают маски и очки и сами шьют защитные костюмы для медиков.

Сейчас ситуация с лекарствами и костюмами в Монастырисской больнице значительно лучше, чем неделю назад, говорит Ирина. Медсестра жалуется только на недостаток защитных очков — их не хватает на всех, поэтому приходится передавать из рук в руки. Уставшая после 24-часовой рабочей смены, она снимает свой костюм и собирается домой. До недавнего времени они с коллегами дезинфицировали рабочую одежду в специальном сухожаровом шкафу, но несколько дней назад он сгорел. «Наверное, слишком часто работал у нас, — шутит медсестра. — Спасает только то, что наши девчонки полны энтузиазма и не падают духом».

Алина Сафоненко / Артем Марков / «Бабель»