Тексты

Пандемии усиливают гендерное неравенство, и нынешняя ситуация с коронавирусом не исключение — пересказываем материал The Atlantic

Автор:
Serhii Pyvovarov
Дата:

Артем Марков / «Бабель»

Во время пандемии нового коронавируса много людей отправляются на вынужденную самоизоляцию. Детские сады и школы закрываются на карантин, и забота о детях полностью перекладывается на родителей. Как показывает практика предыдущих вспышек заболеваний, это усиливает неравенство между мужчинами и женщинами. Такая ситуация отбрасывает многие семьи к модели «домохозяйка и кормилец». Исследователи и правозащитники предупреждают, что случаи сексуального и домашнего насилии могут вырасти. А их жертвы из-за ограничения контактов не смогут рассчитывать на помощь социальных работников или полиции. Все медицинские ресурсы бросаются на борьбу с пандемией. Из-за этого в Африке во время вспышки Эболы гораздо больше женщин умерли от осложнений при родах, чем от самого вируса. «Бабель» пересказывает статью The Atlantic о том, как пандемии усиливают гендерное неравенство и разрушают модели равноправия в семьях даже в развитых странах.

Пандемия усиливает все еще существующее неравенство между мужчинами и женщинами. Несмотря на то, что многие политики считают, что сейчас не время говорить о чем-то другом, кроме ситуации с коронавирусом. Одним из последствий новой пандемии будет то, что многие пары отправятся обратно в 1950-е годы. Тогда в «идеальной» семье мужа по возвращении с работы ждал свежеприготовленный ужин и встречали чистые и опрятные дети.

Согласно статистике, процент смертности от нового коронавируса у женщин гораздо ниже, чем у мужчин. Но кризис затрагивает не только проблемы здоровья, а и экономики. Из-за карантина обычная жизнь приостанавливается не на дни, а на месяцы. Поэтому риск потерять работу очень высок. На карантин закрываются детские сады и школы, а няни тоже отправляются на самоизоляцию. Это значит что уход за детьми полностью ложится на плечи семейства. Коронавирус разрушает сделку, которую заключили многие пары в развитых странах: мы оба можем работать, потому что кто-то другой присматривает за нашими детьми.

Западное сообщество не извлекло уроки даже из недавних эпидемий: кризис Эболы в Африке в 2014-м, вирус Зика в 2015—2016 годах, вспышки ОРВИ, свиного и птичьего гриппа. Ученые обнаружили, что это оказывает глубокое и продолжительное влияние на гендерное равенство.

«Вспышка Эболы в Западной Африке повлияла на доход всех жителей. Однако мужчины стали зарабатывать так же, как и до вспышки, гораздо быстрее, чем женщины», — говорит Джулия Смит, исследователь политики здравоохранения в Университете Саймона Фрейзера.

На индивидуальном уровне выбор многих пар в течение следующих нескольких месяцев будет иметь простой экономический подтекст. Присматривать нужно не только за больными коронавирусом, но и за детьми, которые теперь не могут ходить в школу, а также за пожилыми людьми, которые согласились на самоизоляцию. Вся эта оплачиваемая работа по уходу будет в большей степени ложиться на женщин из-за существующей структуры рабочей силы, считает Клэр Уэнам, доцент кафедры политики глобального здравоохранения в Лондонской школе экономики. «Речь не только о социальной роли женщин — выполнять обязанности по дому и уходу. Это также практичность, ведь им можно платить меньше».

Согласно данным британского правительства, 40 процентов работающих женщин заняты неполный рабочий день по сравнению с 13 процентами мужчин. Это значит, что во время карантина из-за коронавируса они гораздо больше рискуют остаться без работы. И поскольку такая ситуация может продлиться месяцы, заработок некоторых женщин может никогда не восстановиться.

В ХХ веке все больше женщин стали работать и зарабатывать наравне с мужчинами. Но до сих пор сохраняется феномен «второй смены», когда уборка, готовка и другие домашние дела все равно ложатся на плечи женщин. В одном из самых популярных твитов об истерии по поводу массовых закупок продуктов главные героини — «Сьюзен и Карен, которые закупаются продуктами на 30 лет». Шутка стала мемом, потому что «Сьюзен» и «Карен» — привычные имена для собирательного образа провинциальных домохозяек.

Некоторые пары поровну разделят обязанности по хозяйству и уходу за детьми. Так поступили Клэр Уэнам и ее муж. Но это не будет повсеместным. Большинство семей вернутся к модели «домохозяйка и кормилец». Например, эпидемиолог Университета Эмори Рэйчел Патцер написала, что они с мужем, врачом отделения неотложной помощи, «приняли трудное решение». Она с тремя детьми отправляется в самоизоляцию, а он остается лечить пациентов с коронавирусом.

Еще более трудные решения в такой ситуации придется принимать одиноким родителям. Сегодня в Британии родители-одиночки составляют более четверти семей. А 90 процентов из них — женщины.

Другие последствия эпидемии лихорадки Эбола сегодня также могут проявиться и в более развитых странах. Из-за того, что школы закрыли на карантин, среди подростков в Африке выросло количество случаев беременности. В итоге многие девочки так и не вернулись в школу. Также возросли случаи сексуального и домашнего насилия.

На фоне пандемии коронавируса исследователи и правозащитники прогнозируют, что во время карантина и самоизоляции показатели семейного насилия вырастут как в бедных, так и в богатых странах. А из-за подобных ограничений жертвы такого насилия не смогут рассчитывать на помощь от социальных служб и полиции.

Еще одна важная проблема — все больше женщин стали умирать при родах. Все потому, что основные ресурсы медики направили на борьбу с эпидемией. Самая удручающая статистика была в Сьерра-Леоне. Там с 2013 по 2016 год от осложнений при родах умерло больше женщин, чем от самой Эболы.

За время эпидемий Эболы и Зика ученые опубликовали 29 миллионов статей в более 15 тысячах профильных изданий. Но менее одного процента этих исследований затрагивали тему гендерных последствий вспышек. Клэр Уэнам надеется, что во время нынешней пандемии ситуация впервые может измениться.

Однако многие исследователи разочарованы тем, что политики по-прежнему придерживаются гендернонейтрального подхода к пандемиям. Из-за этого, например, у медиков нет четкого понимания, как коронавирус влияет на беременных. Отсюда противоречивые рекомендации ограничить их социальные контакты, в том числе и с врачами.

Сегодня многие люди пытаются с юмором воспринимать вынужденную самоизоляцию. Они говорят, что теперь появилось время для гениальных достижений и открытий. Подобно тому, как во время эпидемии чумы XVII века в Англии Уильям Шекспир написал «Короля Лира», а Исаак Ньютон разработал теорию оптики.

Однако они забывают, что Шекспир в то время снимал комнату в Лондоне, пока его жена и дети благополучно переждали эпидемию в глубинке. И все заботы по готовке, стирке и уборке были на хозяйке дома. А Ньютон вообще никогда не был женат и не имел детей. Чуму он переждал в родительском поместье с прислугой.