Тексты

Как пережить самоизоляцию и не сойти с ума — шесть советов для сознательных и одиноких от социального психолога Олега Покальчука

Автор:
Maria Zhartovska
Дата:

Karolina Uskakovych / «Бабель»

Миллионы людей по всему миру изменили привычный образ жизни, чтобы предотвратить распространение пандемии коронавируса. Закрыты кафе, рестораны, торговые центры, театры. Врачи настоятельно советуют оставаться в самоизоляции и контактировать с окружающими лишь в случае крайней необходимости. Корреспондент «Бабеля» Маша Жартовская тоже следует этим рекомендациям. Она онлайн поговорила с социальным психологом Олегом Покальчуком о том, как пережить пандемию и не сойти с ума. Вот его краткие ответы на наболевшие вопросы о стрессе, родителях, которые бунтуют, и скупщиках гречки.

Олег Покальчук

Социальный психолог, член правления Института социально-экономических исследований.

Как коронавирус влияет на психику

Сам по себе — никак. Коронавирус — сильный стрессовый раздражитель, который усиливает существующие неврозы, ипохондрию, параноидальное поведение. Ничего нового, кроме того, что у человека уже есть в голове, коронавирус не вызывает. Динамика течения этих неврозов зависит от того, насколько жилищные условия человека и его темперамент соответствуют требованиям самоизоляции.

Если опираться на прогнозируемую динамику развития эпидемии в Европе, у нас истерические настроения начнут расти примерно через две недели. Избалованная постсоветская ментальность украинцев уже потеряла навыки выживания при любых обстоятельствах, но еще не приобрела европейского уровня самодисциплины и взаимоподдержки. Особенно это касается поддержки гражданами правительств своих стран и доверия к ним.

Как справиться с чувствами опасности, неопределенности и временным ограничением свободы

Чувство неопределенности базируется на традиционном недоверии украинцев к любой власти. Как только власть начинает уверять, что все хорошо, сразу начинается паника. Это наша национальная особенность. Единственный совет в этой ситуации — не искать определенности вокруг, а заниматься любой физической деятельностью, результаты которой можно четко определить.

Чувство опасности — более серьезное базовое явление. Например, на войне первые три дня каждому солдату кажется, что все пули и снаряды летят лично в него. Со временем масштаб реальной опасности становится понятным. Сейчас подобная ситуация — факторы риска и меры предосторожности просты и понятны. Для трезвой оценки ситуации нужно время.

Ограничение свободы — явление, с которым впервые столкнулось поколение людей, выросших или даже родившихся в условиях свободы. Они ее не ценили, однако оказалось, что обстоятельства могут быстро измениться. Молодежь будет нервничать. Для старших людей это определенное неудобство, но не психологическая травма — они «и не такое видели».

Как отвлечься и перезагрузиться, когда кинотеатры, бары и рестораны закрыты

Лучшее, что можно сделать на карантине, — навести порядок в собственной голове. Невротический современный человек панически боится оставаться один. Его научили, что это плохо, что единственный критерий качества жизни — похвала других. В результате многие люди пустые внутри. Самое время попробовать это изменить.

Как удержать дома пожилых родителей, которые не хотят соблюдать изоляцию

Пожилые люди не могут изменить свое привычное поведение. Такие просьбы, по их мнению, означают, что они уже ни на что не способны, почти инвалиды. Подобные ограничения для них — психологическая травма. Их нужно предупреждать, объяснять, просить, но не запрещать. Если на их маршруте нет очевидных рисков, пусть идут. Стрессы снижают иммунитет, который сейчас должен быть сильным.

Как не стать паническим скупщиком гречки и туалетной бумаги

Покупательские всплески — это проявление архаичного поведения, фетишизма. Люди покупают вещи, подсознательно полагая, что они защитят их как амулеты. Психология шопинга базируется на этом же. Чем менее уверен в себе человек, тем больше он хочет купить себе уверенности. Сейчас имеем дело со всплеском истерического поведения.

Чему может научить пандемия

Мы можем научиться различать опасность, угрозу и риск. Опасность — это то, что вы видите воочию, что надвигается на вас прямо сейчас. Опасность всегда говорит об очевидном.

Угроза — это вероятность опасности. При угрозе вы владеете ситуацией, можете отдалиться или приблизиться, не дать угрозе перерасти в опасность. Угрозы — это возможность потренироваться.

Риск связан с вашим личным поведением. Вы можете определять, каким он будет — большим или меньшим.

Эти понятия нужно различать, чтобы не стать жертвой манипуляций и запугиваний со стороны СМИ или окружающих.