Нового генпрокурора Ирину Венедиктову обвиняют в симпатиях к России, непрофессионализме и желании наказать активистов Майдана. Что из этого правда — объясняем без эмоций
- Автор:
- Oksana Kovalenko
- Дата:
УНИАН
Рано утром 17 марта парламент одобрил кандидатуру Ирины Венедиктовой на должность нового генпрокурора. Ее поддержали 269 депутатов, в основном из фракции «Слуга народа». Сразу после голосования президент подписал указ о назначении Венедиктовой. На новое место она пришла с должности исполняющей обязанности директора Госбюро расследований (ГБР). Это ведомство занимается преступлениями экс-президентов, депутатов, министров и других топ-чиновников. ГБР часто критиковали за неэффективную работу, а саму Венедиктову упрекали в непрофессионализме, политической ангажированности и желании отменить амнистию участникам Евромайдана. Корреспондент «Бабеля» Оксана Коваленко коротко пересказывает биографию нового генпрокурора и отвечает на самые популярные вопросы о ней и ее прошлом.
Ирине Венедиктовой 42 года. Она родилась в Харькове. Закончила Харьковский национальный университет внутренних дел, где преподавал ее отец. Она доктор юридических наук, всю жизнь занималась гражданским правом, заведовала кафедрой гражданско-правовых дисциплин Харьковского национального университета им. Каразина. Опыта работы с уголовными делами до прихода в Госбюро у Венедиктовой не было.
В команду Зеленского ее пригласил нынешний первый вице-спикер Руслан Стефанчук, тоже специалист по гражданскому праву. Во время предвыборной кампании Зеленский представлял Венедиктову как человека, ответственного за судебную реформу. Попав в парламент под третьим номером списка «Слуги народа», она получила пост главы правового комитета. В конце декабря 2019 года, после увольнения директора ГБР Романа Трубы, президент назначил Венедиктову временно исполняющей обязанности главы бюро. Тогдашнего генпрокурора Руслана Рябошапку Венедиктова не критиковала и говорила, что у нее нет поводов жаловаться. Но в день его отставки она публично обвинила Офис генпрокурора в блокировке более тысячи уголовных производств и заявила, что Рябошапка намеренно это скрывает.
Говорят, Венедиктова хотела стать судьей Верховного Суда (ВС), но не прошла конкурс. Она утверждает, что тесты сдала успешно. Как было на самом деле?
В конце 2016-го — начале 2017 года Венедиктова действительно участвовала в конкурсе на должность судьи Кассационного гражданского суда в составе ВС. Она прошла два этапа отбора. Первый — анонимное тестирование. Вопросы касались Конституции, антикоррупционного законодательства, решений Европейского суда по правам человека, а также профильных законов — в ее случае из области гражданского права и процесса. В результате она набрала 73 из 90 возможных баллов.
На втором этапе — практическое задание, конкурсанты должны были написать проект судебного решения на основе материалов судебного дела. На этот раз Венедиктова набрала лишь 45 из 120 возможных баллов. По итогу двух конкурсов на следующий этап она не прошла — при минимально необходимых 125 баллах у нее было только 118,5.
Венедиктову обвиняют в том, что своим первым замом в ГБР она назначила адвоката Виктора Януковича. Это правда и почему это плохо?
В ГБР своим первым заместителем Венедиктова действительно назначила Александра Бабикова. Он — бывший сотрудник адвокатского объединения «Авер Лекс», которое защищает интересы беглого президента Виктора Януковича. Это назначение создало конфликт интересов, ведь именно ГБР расследует так называемые «дела Майдана», в которых фигурирует Янукович. Венедиктова утверждала, что участие ее нового зама в защите Януковича сводилось к формальному подписанию бумаг, когда других адвокатов не было на месте. Но журналисты доказали, что это не так — Бабиков не раз представлял интересы Януковича в суде, в том числе в деле о превышении власти во время Евромайдана. После этого Венедиктова пообещала, что подразделение, которое занимается «делами Майдана», будет подчиняться ей напрямую.
Почему она хочет отменить амнистию участникам Евромайдана?
Венедиктова утверждает, что закон об амнистии участникам Майдана мешает расследовать убийства 13 правоохранителей, которые погибли в начале 2014 года, исполняя приказ руководства. Также она предлагает расследовать, был ли этот приказ преступным и кто его отдавал.
Почему Венедиктову обвиняют в симпатиях к России?
Это сложный вопрос. Сама она никогда не говорила и не намекала на то, что симпатизирует России или не считает ее страной-агрессором. Но инициативу Венедиктовой об отмене амнистии участникам Евромайдана многие трактуют как симпатию к власти Януковича, который выступал за сближение с Россией и сбежал туда после революции 2014 года. Кроме того, работу Венедиктовой высоко оценивают люди, которых считают пророссийски настроенными. К примеру, депутат от «Слуги народа» Максим Бужанский.