Минкультуры хочет регулировать СМИ как в Великобритании, Канаде, Германии. Мы изучили, как там это делают (спойлер: жестко)
- Автор:
- Yuliana Skibitska
- Дата:
«Бабель»
Пятнадцатого ноября министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский представил концепцию нового закона о медиа, который поручил разработать президент Украины Владимир Зеленский. Пока эта концепция рамочная и только обозначает пожелания ведомства — бороться с дезинформацией, ввести индекс достоверности новостей и Офис информационного омбудсмена. На встрече с журналистами Бородянский предложил медийщикам войти в группу, которая будет писать этот законопроект. До конца года его должны зарегистрировать в парламенте. В концепции Минкультуры ссылается на опыт других стран — theБабель изучил, как там работают идеи министерства.
Информационный омбудсмен
Минкультуры предлагает ввести новый орган — Офис информационного омбудсмена. Он должен:
- мониторить информационное пространство;
- выискивать дезинформацию;
- рассматривать жалобы на дезинформацию;
- обращаться в суд «для защиты интересов общества».
Ведомство опирается на опыт Великобритании и Канады, где работают похожие структуры. В Великобритании это Офис информационного комиссара (ICO), в Канаде — Уполномоченный по информации и конфиденциальности Онтарио.
ICO в Британии — это государственный орган, который финансируется Департаментом по вопросам цифровых технологий, культуры, средств массовой информации и спорта, а отчитывается парламенту. Информационный комиссар следит за защитой авторских прав и персональных данных, открытостью государственных органов. В 1998 году в Британии приняли закон о защите персональных данных, максимальный штраф за его нарушение — полмиллиона фунтов. Самые известные дела информационного комиссара Британии — расследование против Cambridge Analytica, Facebook и Uber. В 2018 году офис оштрафовал Facebook на полмиллиона фунтов за нарушение закона о защите данных, а Uber — на 385 тысяч фунтов.
Медиа в Великобритании тоже должны соблюдать закон о защите персональных данных. Любой может пожаловаться информационному комиссару на СМИ, а он проверяет его и может назначить штраф.
Канадский офис работает по схожему принципу. Он появился в 1988 году и подчиняется Законодательному собранию Онтарио. Задача комиссара — следить за защитой персональных данных и обеспечивать открытость информации госструктур. Комиссар принимает и расследует жалобы, отчитывается перед общественностью, но не может самостоятельно штрафовать организации, как в Британии.
Что еще предлагает Минкультуры?
Лицензировать и регистрировать медиа;
обязать СМИ указывать авторство всех материалов; можно указывать псевдоним;
запретить гражданам России и российским компаниям финансировать украинские медиа;
аккредитовывать всех иностранных журналистов;
давать журналисту бесплатную правовую помощь в суде;
заставить владельцев медиа страховать своих сотрудников;
повысить медиаграмотность населения;
ввести административную ответственность за одноразовые случаи дезинформации;
ввести уголовную ответственность за «системную и умышленную дезинформацию».
Индекс достоверности новостей
В Минкультуры говорят, что главная цель нового закона — бороться с дезинформацией. Для этого хотят ввести индекс достоверности новостей. По задумке Минкультуры, контент СМИ должен маркироваться как достоверный или недостоверный. Критерии разработает специальный независимый орган из журналистов. Каждое медиа обяжут предоставить реальные выходные данные, чтобы быстро реагировать на жалобы. В качестве примеров Минкультуры приводит два инструмента — глобальный индекс дезинформации и расширение для браузера NewsGuard.
Глобальный индекс дезинформации разработали в 2018 году восемь независимых экспертов из разных организаций, в том числе члены «Репортеров без границ» и «Международной сети проверки фактов». Соучредительница компании Клэр Мэлфорд называет дезинформацию «одной из самых опасных теневых сторон открытого интернета», поэтому индекс должен помочь с ней бороться.
Индекс определяет достоверность любого новостного домена по таким критериям:
- структура сайта — искусственный интеллект изучает и анализирует метаданные сайтов;
- контент — специалисты вручную изучают содержание сайта, учитывают достоверность статьи, ее сенсационность, проверяют на язык вражды; для анализа берут десять самых популярных статей;
- прозрачность и контекст — кому принадлежит сайт, какая у него репутация, есть ли конфликт интересов.
Проект пока пилотируется в Великобритании и Южной Африке, результаты обещают показать в ноябре этого года. Каждому сайту дадут индекс от 0 до 100 — чем ниже оценка, тем выше уровень дезинформации на домене. В сентябре этого года организация рассказала, что крупные рекламодатели финансово поддерживают сайты с дезинформацией. В числе таких компаний оказались немецкая Audi, японская Honda, американская авиакомпания American Airlines и ритейлер канцелярских товаров OfficeMax. А среди сайтов с дезинформацией эксперты назвали американский домен российской государственной медиакомпании RT.
NewsGuard — это бесплатное расширение для браузера, которое помечает новостные сайты красным цветом, если они недостоверные и зеленым, если им можно доверять. Расширение поддерживают Google Chrome, Microsoft Edge, Firefox и Safari. Сайты изучает команда из журналистов и редакторов. Критерии достоверности такие:
- как часто публикуется неточная информация;
- отделены ли новости от мнений;
- есть ли кликбейт в заголовках;
- прозрачность данных о владельце сайта и его политических взглядах.
Совет по делам прессы
Минкультуры хочет создать независимую организацию журналистов, которая будет частично или полностью финансироваться государством. Такой орган должен следить за соблюдением «этических стандартов» в медиа и защищать журналистов. Он же будет определять, кого называть журналистом и выдавать удостоверения прессы. Минкультуры ссылается на опыт других стран, где существуют подобные автономные советы по делам прессы. Такой совет есть, например, в Германии. Он появился в 1956 году в Федеративной республике Германия, когда власть и журналисты договорились, что государство не вмешивается в работу СМИ, но создает свою систему контроля. Совет создал свод правил для журналистов и следит, чтобы медиа его соблюдали. Если издание нарушает правила, его сначала предупреждают, а потом могут вынести выговор, о котором СМИ обязано сообщить аудитории.