Зеленский весь день общается с журналистами на городском фудмаркете. Вот самое важное из его бесед с первыми тремя группами
- Автор:
- Рита Дудина
- Дата:
Артем Марков / Дарья Светлова / «Бабель»
Президент Владимир Зеленский с десяти часов утра отвечает на вопросы журналистов на «Киевском фудмаркете»: они садятся с ним за стол группами по десять человек и общаются полтора часа. Зеленский отвечал на вопрос о «формуле Штайнмайера», телефонном разговоре с Трампом, конфликтах из-за разведения войск на Донбассе, об олигархах и увольнении Виталия Кличко с поста главы КГГА. theБабель ведет прямую трансляцию пресс-марафона — пересказываем самое главное из бесед за первыми тремя столами.
О «формуле Штайнмайера»
Зеленский признал, что «формулу» его команда разъяснила недостаточно. Он напомнил, что «формула Штайнмайера» не имплементирована и может заработать только в законе об особом статусе Донбасса, который могут и не принять. «Мы не докоммуницировали с людьми. В этом была ошибка, но в самой «формуле» ошибки не было», — отметил Зеленский.
О переговорах с Путиным
Зеленский готов к прямым переговорам с Путиным ради нового обмена пленными и возвращения людей, но признает, что общество может этого не воспринять. «Я увидел, что этот формат сработал, я готов к нему [...] Пока такой возможности нет, все против... Если мы хотим закончить войну, такая встреча должна состояться», — добавил он.
О конфликтах из-за разведения войск в Золотом и Петровском
Если ветераны заблокируют Золотое с оружием, Зеленский собирается «объяснять им позицию президента», но не применять силу. По его словам, в Петровском «голая степь и нет людей». Президент отказался отвечать, кто будет защищать этот населенный пункт, но утверждает, что там работают разведчики и полиция. «Как президент я не могу вам отвечать на такие вопросы [кто будет защищать территорию] полностью. Я боюсь, что мой намек поймут все [Россия и боевики], кроме вас», — сказал Зеленский.
О войне на Донбассе
Зеленский не готов называть нападение России на Украину войной, потому что «после такого заявления придется отбивать боями Донбасс и Крым». «Как президент я не готов терять наших людей. Поэтому был выбран дипломатический путь [...] Я всегда говорил, что первый приоритет — люди, второй приоритет — территории», — сказал Зеленский. Он назвал прекращение войны своей главной целью.
О Трампе
Президент утверждает, что Трамп во время телефонного разговора не шантажировал его, а поставки оружия в Украину и компанию Burisma они не обсуждали. «Мне все равно, что будет с этим делом. Я не собираюсь этим шантажировать Трампа [...] У меня не было взаимоотношений с президентом Трампом до этого случая [до разговора], и после него не было [...] Если я как президент буду комментировать разговор Трампа, то это и есть вмешательство в вашу [американскую] законодательную систему [...] Мы не можем поддерживать кого-то из политиков или партий во время выборов в другой стране».
О Петре Порошенко
По мнению Зеленского, Петру Порошенко кажется, будто он может возглавить новый Майдан. «Его риторика меняется, как и изменился его статус [...] Он против разведения [войск]. Мало того, ему кажется, что по этому поводу будет Майдан. И он немножко подталкивает людей», — считает Зеленский.
Об увольнении Кличко
Президент собирается лично говорить с Кличко перед тем, как подписывать приказ о его увольнении с поста главы КГГА. На вопрос о том, почему он до сих пор не уволен, Зеленский сказал: «Потому что пока не уволил».
О конфликте пресс-секретаря Мендель с журналистом «Схем»
Президент согласился, что Мендель поступила неправомерно, оттолкнув Андрушко, но оправдал ее действия. «Юля, конечно, не имела права так реагировать, но эмоционально произошло... Истощение... Она не зло, она пресс-секретарь. Она по-хорошему попросила. Кого угодно можно довести до такой ситуации. Но она не смогла как человек по-другому отреагировать на Андрушко». Зеленский отметил, что ему часто не нравится поведение журналиста Сергея Андрушко и что с ним «могут не справиться» его охранники.
Об олигархах
Зеленский считает, что олигархи, которые обогатились в Украине, должны «что-то для нее сделать». «Они должны согласиться, потому что у нас война в стране идет! Коломойский, Ахметов... Ну, с Фирташем сейчас нет связи... Есть государство, есть Донбасс. Берем деньги — два миллиарда, один миллиард — и на дороги. А если не получается договариваться, тогда суд, ну, или НБУ».
Об увольнении секретаря СНБО Александра Данилюка
Зеленский не согласился, что Данилюк ушел из-за ситуации вокруг ПриватБанка. Он отказался называть причины увольнения и рассказал, что сначала Данилюк хотел быть премьер-министром. «Я ему сказал честно: “Сань, ты действительно профессиональный человек, но я выбрал другую кандидатуру”», — пояснил Зеленский.
О лоббисте Маркусе Коэне, который указал Зеленского заказчиком
Зеленский сказал, что не просил лоббировать себя, и считает, что Коэн решил помочь добровольно. «Я указаний, денег, просьб господину Коэну не давал. Я в рамках кампании встречался со многими людьми в США. Они что-то говорили, что хотят нам помогать, хотели понять нашу позицию, наверное, среди них был господин Коэн, там было много людей и происходил какой-то хаос», — объяснил Зеленский.